ВИКТОР КОВТУН И ЕГО «СКАМЕЙКА».
Виктор Ковтун снова приехал в Первоуральск, который давно считает родным. Он каждый раз возвращается к нам, с северов. Актер по профессии щедро играл когда-то в нашем муниципальном театре «Вариант». Это было в середине девяностых годов. В то безденежное время, чтобы обеспечивать семью, актеру пришлось даже в хлебном магазине грузчиком подрабатывать. Я – свидетель. Что было, то было. И всегда по жизни, вместе с супругой – Людмилой Девиной. До нашего города, с женой, он немало поработал в драмтеатре Тихоокеанского флота, когда сценой были далеко не игрушечные корабли. Сегодня, на мой взгляд, эта пара – классный семейно-актерский и настоящий творческий дуэт. На всю Россию. Настоящие профессионалы. Порою сами ставят спектакли и сами играют в них. До сих пор помню, как вдвоем держали они в напряжении целый зал в своем моноспектакле «Скамейка». Никакой сценической мишуры не было, никаких режиссерских выкрутасов – только скамейка, урна для мусора. И двое. Он и она. Затаив дыхание, наши зрители слушали каждую реплику. Диалог двух одиноких людей, которых случайно притянула скамейка в каком-то провинциальном городском парке.
У Виктора – добрая улыбка, выразительное лицо. И непростой характер. В лысоватой внешности вы найдете черты и шолоховского деда Щукаря, и хитроумного Колобка из детской сказки, и картавого вождя мирового пролетариата в шумных коридорах Смольного. Кстати говоря, Ленина ему приходилось играть не единожды. Островского тоже переиграл очень много. Как заметила одна из моих знакомых:
«У этого актера - пластилиновая внешность. Косить он может под кого угодно».
Не удивительно, что в «Снежной королеве» Виктор Петрович самозабвенно «косил» под саму атаманшу! Вспоминаю съемки давнего рекламного ролика для раскрутки одного из новых первоуральских магазинов. Дело было зимой. Мы с оператором Юрием Галяутдиновым снимали в Шайтанке. Виктор играл по сценарию доброго волшебника. Прямиком, к бабуле, чтобы постучать в заиндевелое окно ее избы, оставить новогодний сюрприз у порога и тихо исчезнуть. Вот только с погодой тогда явно не заладилось и пробираться актеру пришлось – ради выразительных планов – в метель, по пояс в снегу, какими-то поселковыми огородами и тропами-закоулками. Но мы не услышали ни слова ворчания. От Ковтуна не было и намека на капризы! Дубль? Еще один? Нет проблем! Сделаю. Актер целый день терпеливо сносил все наши режиссерские «выкрутасы». Как он сам говорит: мы, актеры, люди подневольные.
- Вот пришел новомодный режиссер – и тебя не замечает. А потом вдруг роль выстреливает! Бывает и такое.
Достаю из своего архива давнюю газетную вырезку. Валя Салка пишет в рецензии на спектакль вариантовцев «Убийство Гонзаго»:
«Страшные времена, когда не видно никакой перспективы – это Полоний. Куда идет Россия, трудно жить, не видя будущего – это Ковтун».
Речь идет о спектакле 1996-го года. Еще одна серьезная, неординарная роль Ковтуна. Сегодня он – все тот же этакий крепкий боровичок, любитель футбола, уральских грибочков и задумчивых шахмат. Сегодня Виктор и Людмила, настоящие актеры-жрецы, служат переменчивой Мельпомене на сцене Няганьского детского музыкально-драматического театра. Играют там детские и взрослые спектакли. Участвуют в капустниках. С песнями, танцами. Бывают в Москве, на гастролях, принимают участие в различных театральных фестивалях. Жизнь насыщенная, что и говорить. Они ведь не могут сидеть три месяца ради одного спектакля!
Их курирует департамент культуры и искусства Ханты-Мансийска. Условия в Нягани для них, актеров, созданы неплохие. Зритель любит. Интересный репертуар. Людмила Андреевна пробует себя и в режиссуре. Так, в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова она и руководитель постановки, и исполнительница главной роли. «Скамейку» Ковтуны с удовольствием играют до сих пор.
- Не забросили на склоне лет свое давнее увлечение шахматами?
- Я в Нягани – тренер по шахматам. Преподаю также в Ханты-Мансийской шахматной академии. У нас даже проходила всемирная шахматная Олимпиада, в которой мы принимали участие. Я встречался с чемпионами мира – Карповым, Каспаровым, Крамником. Мои ученики взяли тогда «бронзу» и «серебро».
- С кем из своих коллег-актеров по театру «Вариант» удается пообщаться?
- С Левой Юшковым встречаюсь. Всяческих благ этому талантливому человеку! Катю Ряписову вижу. Диму Плохова. С Сергеем Губарем… Театр – это живое общение. Состояние души. Коллективное сопереживание. Он ведь может спасать многих! Иду как-то из магазина. Женщина улыбается, смотрит на меня:
«Вы ведь в «Скамейке» играли? У меня была похожая ситуация в жизни. И я нашла хорошего мужчину».
Вот так…
К нашей беседе присоединяется Людмила Девина:
- Мы и сегодня просто обязаны быть оптимистами! Иначе трудно жить. Конечно, всегда хочется быть востребованными в своей профессии.
- Людмила Андреевна, ваша любимая роль?
- Очень люблю пьесы нашего отечественного классика Алексея Арбузова. (Наряду с Виктором Розовым). Роль Лидии Васильевны из «Старомодной комедии» мне очень дорога. Я с большой отдачей играю ее.
- А как вы относитесь к ненормативной лексике в некоторых пьесах современных и якобы модных авторов?
- Это не новость. Я тоже играла однажды роль с парой крепких словцов. Но это было по делу. И не становилось самоцелью.
ВИКТОР КОВТУН И ЛЮДМИЛА ДЕВИНА В СПЕКТАКЛЕ «СКАМЕЙКА». ТЕАТР ДРАМЫ «ВАРИАНТ».
Виктор Губачев.