ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТЕЙ.
В последние годы все чаще можно услышать в новостях, увидеть в Интернете сообщения о тех или иных жестоких поступках и даже преступлениях детей и подростков. Вроде бы раньше таких случаев было меньше? Что случилось с современными детьми? Сам мир стал более жестоким или это мы — родители, учителя — что-то важное упускаем в воспитании? Специалисты основательно исследуют эти вопросы. Существует ряд мнений на эту тему. Психолог Диана Хорсанд выделила 5 групп причин детской агрессивности и жестокости:
- «семейные» причины;
- «личные» причины;
- ситуативные причины;
- причины, в основе которых лежат особенности темперамента и характера;
- социально-биологические причины.
Любое поведение является способом коммуникации, взаимодействия человека с окружающим миром. Агрессия, жестокость — это тоже способы, которыми другие люди и, прежде всего, дети пытаются донести до нас некоторую информацию, которую они по каким-то причинам не могут выразить социально-одобряемым способом. Итак. «Семейные» причины.
1. Неприятие детей родителями.
Диана пишет, что это одна из базовых причин детской агрессивности. Дети понимают, что они нежеланны, «считывая» информацию об этом с жестов и интонации родителей. Поэтому они «стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это довольно агрессивно». Добавлю, что неприятие детей родителями нередко состоит в игнорировании желаний и чувств детей, стремлении уменьшить время общения с ними. Очевидно, при таком отношении ребенку приходится вести себя так, чтобы родители вынуждены были замечать его, удовлетворять его просьбы и желания. Чаще всего добиться этого можно только проблемным, агрессивным поведением. При этом родителям ничего не остается, как наказывать сына или дочь за неприемлемое поведение. Наказывать достаточно жестко, поскольку особых теплых чувств к ребенку они не испытывают. Тем самым они фактически подают пример жестокого обращения своим детям.
2. Безразличие или враждебность со стороны родителей.
Безразличие и враждебность — это также проявления неприятия родителем ребенка, разве что они могут появиться не только с рождением или даже до рождения ребенка, но и позднее, из-за конфликтов между родителями, в том числе и из-за конфликтов, которые закончились разводом. В этом случае ребенку не только приходится добиваться внимания родителя, но и защищаться от направленной против него враждебности взрослого. Поскольку справиться с взрослым ребенку не по силам, он вымещает накапливающуюся агрессию на более слабых — животных, младших или более робких детях, — и делает это нередко с изощренной жестокостью. Еще одна проблема состоит в том, что испытывающий враждебное отношение в семье ребенок начинает считать весь мир враждебным и становится либо безвольно-апатичным, либо выбирает активную, агрессивную защиту, как наиболее приемлемое поведение во взаимоотношениях с окружающими.
3. Разрушение эмоциональных связей в семье.
Частые споры и ссоры между родителями, особенно если они пытаются использовать ребенка как один из своих аргументов, создают постоянное эмоциональное напряжение для малыша. Кроме того, он получает пример агрессивного поведения, а также пример отношения к близкому человеку без жалости. Агрессия и жестокость начинают восприниматься, как нормальный способ поведения в спорных, конфликтных ситуациях, как приемлемый способ получения желаемого.
4. Неуважение к личности ребенка.
Неуважение к другим людям и, прежде всего, к собственным детям — признак инфантильности, незрелости самого родителя либо его многочисленных невротических комплексов. Проявляется неуважение в пренебрежительных или унизительных высказываниях, иногда прилюдных, в адрес самого ребенка или его дел. Ребенку трудно разобраться в психологических причинах такого к нему отношения, поэтому, как правило, он выбирает самый простой из доступных способов добиться уважения — применением силы, «взрывом» агрессивного поведения. Направлено такое поведение может быть, как против унижающего взрослого, так и против более слабого ребенка. При этом, чем более униженным будет чувствовать себя ребенок, тем более жестоким будет его поведение.
5. Чрезмерный контроль или полное его отсутствие.
Сюда же я отнесу запрет на физическую активность, отказ в праве на личную свободу, избыток или недостаток внимания со стороны родителей. Контроль обычно проявляется в изобилии требований и запретов, которые должен выполнять ребенок. При этом его собственные потребности и чувства не учитываются, заменяются словом «надо». Попытки ребенка проявить какую-то свою самостоятельность, наказываются. В ответ, с одной стороны, ребенок научается реализовывать свои потребности и желания незаметным для родителей способом, то есть учится скрывать, обманывать, хитрить, воровать. С другой стороны, считает модель поведения родителей нормой и сам подобным же образом пытается выстраивать взаимоотношения с другими детьми, то есть командовать ими, контролировать их. Попытки уйти из-под его контроля жестоко наказывает. Полное отсутствие контроля также не ведет к благополучию. Привыкший поступать, как захочется, ребенок не терпит никаких ограничений, не желает подчиняться каким бы то ни было правилам. Попытки ввести хотя бы какие-то рамки для его поведения, вызывают бурный протест и активное сопротивление.
«Личные» причины.
1. Неосознаваемое ожидание опасности. Неуверенность в собственной безопасности. Личный отрицательный опыт. Маленький ребенок не имеет навыков оценки опасности или безопасности ситуации, в которой он находится. Поэтому ориентируется исключительно на оценки своих родителей. Если родители тревожны, неуверенны в себе, относятся к миру как к источнику постоянной опасности, то и дети начинают реагировать также. Возникает ожидание внезапного подвоха или нападения со стороны окружающих, готовность обороняться в любой момент. Самое невинное обращение может быть воспринято как нападение и стать поводом для агрессивной и отчаянной обороны. Еще сложнее ситуация становится в случае, если беспокойство ребенка, ожидание им неприятностей от окружающих возникло не вследствие тревожности родителей, а по причине пережитого им самим жестокого обращения со стороны других детей или взрослых. Тогда ответная агрессия становится как бы оправданной, ребенок как бы получает право реагировать именно так. Получается, что окружающие даже не могут его винить за это — он ведь просто защищается от реальной угрозы, вернее, угрозы, которая кажется ему реальной.
2. Эмоциональная нестабильность. Повышенная раздражительность. Многие дети, особенно дошкольники, в силу незрелости нервной системы обладают переменчивым настроением, склонностью к раздражительности, обидчивости. Взрослые называют проявление этих особенностей у детей «капризами». Родители осуждают капризы, стараются их подавить, используя либо игнорирование, либо наказания. Наказания способны остановить поведение, на которое направлены, но практически всегда вызывают побочное поведение, которое, как правило, бывает еще хуже, чем остановленное. Чаще всего таким побочным поведением становится агрессия, проявление жестокости по отношению к тем, кто не может оказать сопротивления, то есть опять-таки к животным и более слабым детям.
3. Недовольство собой. Чувство вины. Чувства вины и недовольства собой можно объяснить в поведенческих терминах. Недостаток поощрений со стороны родителей, отрицательные реакции других людей на поведение ребенка вызывают попытки все-таки добиться поощрений и положительных реакций. Начинаются хаотичные пробы разных вариантов поведения. Если и они не приводят к успеху, появляется желание добиться положительного ответа любой ценой. А отсюда уже один шаг до агрессии и насилия.
Ситуативные причины.
1. Плохое самочувствие, переутомление. В ситуациях, когда у ребенка плохое самочувствие или он просто устал, не выспался, голоден, чувствительность к внешним раздражителям повышается, все они кажутся неприятными. Поэтому вспышки агрессивного поведения в таких состояниях — не редкость. Справиться с таким поведением, пожалуй, проще, чем в других случаях — достаточно просто накормить ребенка, дать ему отдохнуть, выспаться или принять меры к лечению начинающегося заболевания.
2. Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха. Шум, вибрация, теснота, жара, пониженное или, наоборот, повышенное атмосферное давление могут стать причинами серьезного стресса для организма ребенка. Следовательно, появятся и повышенная возбудимость, раздражительность, которые, в свою очередь, могут вызвать агрессивное поведение. О повышенной агрессивности, как детей, так и взрослых, живущих в сложных экологических, климатических условиях, сообщают многие ученые-исследователи.
Причины, в основе которых лежат особенности темперамента и характера.
Сами по себе особенности темперамента и характера не делают человека агрессивным и жестоким или же, наоборот, добрым и миролюбивым, они лишь создают предпосылки к формированию тех или иных черт у ребенка. Высокая импульсивность, возбудимость нервной системы холерика, может предрасполагать к формированию агрессивных и даже жестоких черт характера, однако при разумном подходе к воспитанию со стороны родителей и учителей позволяет использовать эти задатки сугубо в мирных целях, например, подобрать индивидуальные темп и ритмы учебной, а в будущем и профессиональной деятельности. То же можно сказать и об акцентуациях характера. Вдумчивое наблюдение взрослых за проявлениями поведения ребенка, стремление использовать имеющиеся от природы задатки для продуктивной деятельности, обучение ребенка самонаблюдению и выстраиванию собственного эффективного стиля деятельности, могут не только свести на нет проявления агрессии и жестокости, но и станут основой для будущего профессионального и жизненного успеха.
Социально-биологические причины.
Нередко предпосылки для агрессивного поведения детей создаются самим обществом, формирующим определенные взгляды, мнения, стереотипы людей. Например, считается, что агрессивное поведение — нормальное свойство мужского пола; умение добиваться личного успеха любой ценой, в том числе и с помощью насилия, также не вызывает отторжения; культ силы, установка на бескомпромиссное уничтожение врага пропагандируется в детских компьютерных играх, популярных художественных фильмах и даже в некоторых мультфильмах. На полках детских магазинов широким ассортиментом представлены игрушки всевозможных монстров и роботов самого жестокого вида, военизированные игрушки и игры, самое разнообразное игрушечное оружие. Впору производить всеобщую и полную демилитаризацию детства! Завоевание жизненной территории, защита потомства и другие формы борьбы за выживание в животном мире нередко проявляют себя и в сообществе людей, начиная управлять поведением не справившихся с жизненными трудностями или не научившихся моральным ограничениям и потерявших свой человеческий облик «сограждан». Для детей, наблюдающих такое поведение, оно может стать неверной моделью жизни в обществе, породить усвоение агрессии и жестокости как приемлемых средств для достижения своих целей.
Как видим, разнообразных причин и поводов для формирования у детей агрессивного и жестокого поведения — множество. Соответственно, можно найти и множество объяснений, ответов на вопрос: почему дети проявляют жестокость в тех или иных ситуациях? К счастью, способов профилактики, предотвращения жестокого поведения, воспитания уверенного в себе, человечного, доброжелательного ребенка также немало. Прежде всего, нужно понять причины агрессивного, жестокого поведения. Оно связано с желанием ребенка что-то получить, чего-то избежать или просто вызвано отсутствием навыка адекватного поведения в сложившейся ситуации? Какое одобряемое обществом альтернативное поведение может помочь ребенку получить то, что он хочет или избежать того, что он хотел бы избежать? Обучение ребенка этому новому, альтернативному поведению сделает агрессию и жестокость ненужными, мешающими и позволит отказаться от них. Кроме этого, не лишним будет устранение по возможности из поля зрения ребенка примеров, моделей жестокого и агрессивного поведения, замена их личными родительскими примерами правильного реагирования в сложных жизненных ситуациях. Например, как и за счет чего можно самоутвердиться среди сверстников, как достойно реагировать на попытки унизить, как поступать в случаях конфликтов или стрессов и другое. Если же вы чувствуете, что причины жестокого поведения сына или дочери связаны с взаимоотношениями, сложившимися в семье, поговорите с психологом в школе или психологическом центре. Часто случается так, что оказывается достаточно небольших усилий со стороны взрослых, чтобы в семье выстроились вполне комфортные и приемлемые для всех ее членов взаимоотношения. А поведение ребенка стало значительно более благополучным.
Источник: http://eduface.ru/consultation
Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.