МОЛОДЁЖЬ.
Надо, надо, надо нам, ребята,
Жизнь красивую прожить!
Надо что-то важное, ребята,
В нашей жизни совершить!
Природа человека, конечно, неизменна (хотя бы потому, что психика и разум человека настолько мобильны, а поведенческие программы настолько сложны, что любое изменение в них будет лишь вариацией нормы). Но вот человечество в целом действительно меняется, что подмечали еще историки древности, хотя тогда социальный прогресс двигался со скоростью осенней сонной мухи. Конечно, факторов, меняющих лицо цивилизации, - огромное количеств. Но одним из самых важных является фактор качества потенциала молодого поколения. То есть молодёжный фактор. В мае 2016 года Центром научной политической мысли и идеологии был проведен экспертный опрос. Цель исследования заключалась в выявлении ценностно-мотивационных установок современной российской молодежи и ее социокультурного и гражданского потенциала. Эксперты высказывали мнение по следующим вопросам.
1. Отличается ли современная молодежь по своим социокультурным свойствам от старших поколений?
2. Можно ли утверждать, что молодое поколение бесперспективно или кризисный подход в данном случае неуместен?
3. Способны ли стать молодые люди значимым фактором возрождения страны?
Путем электронной рассылки было опрошено 144 эксперта Экспертного сообщества «Российский сетевой интеллект». Отвечая на вопросы первого блока анкеты, эксперты по одиннадцатибалльной шкале давали свою оценку различным характеристикам молодежи разных поколений. В качестве ориентиров были выбраны четыре периода — 80-е и 90-е годы ХХ столетия и два первых десятилетия XXI века. Эти вехи являются знаковыми с точки зрения происходящих в нашей стране исторических событий и потому накладывают определенный отпечаток на социокультурные характеристики людей, чье взросление приходится на данные временные промежутки. Молодежь 80-х годов ХХ века социализировалась еще в рамках советской модели, и, несмотря на формирующиеся уже новые веяния, являлась восприемником советской идеологии, транслируемой как средствами системы образования, так и в СМИ. В 90-е годы произошел резкий слом многолетних устоев, отказ от традиционной системы ценностей. Фактически, становление молодежи происходило в условиях ценностной аномии и перестройки практически всех значимых с точки зрения процесса социализации институтов. Воспитательная функция из системы образования была устранена, а семьи поставлены перед необходимостью зарабатывать деньги в условиях так называемого «дикого рынка». Началось массовое увлечение западными субкультурами и западным образом жизни. К началу XXI века в России воплотились в жизнь неолиберальные каноны в том виде, который должны были они принять для нашей страны с учетом положений «Вашингтонского консенсуса», предполагающего, в частности, отсутствие собственной финансовой системы, либерализацию внешней торговли, отказ от государственного регулирования экономики и так далее. Конституционный запрет на общую для страны идеологию и цензуру существенно затруднил процесс становления молодых людей в русле традиционных позитивных ценностей. Активно началась коммерциализация системы образования, а присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году повлекло за собой качественные изменения в сфере образования. Второе десятилетие текущего века ознаменовалось яркими внешнеполитическими событиями, в связи с которыми произошли заметные изменения в риторике политических элит. Все чаще стала слышна апелляция к патриотизму, национальному самосознанию, единению. Президент даже выдвинул тезис о том, что именно патриотизм является национальной идеей в современной России. Однако существенных перемен в жизнеустройстве страны не последовало, и сознание российской молодежи, несмотря на всплеск патриотических настроений, все так же формируется в западноцентричной парадигме. Экспертам было предложено оценить различные поколения молодежи по следующим характеристикам:
- интеллектуальный потенциал,
- гражданская активность,
- уровень нравственности.
Согласно данным исследования, по указанным направлениям происходит выраженная деградация. Качественные характеристики современной молодежи по сравнению с характеристиками молодежи 80-х годов ХХ столетия изменились в негативную сторону. Обращает на себя внимание то, что интеллектуальный потенциал современной молодежи имеет два локальных максимума. Объясняться это может тем, что экспертная оценка отражает растущее расслоение в российском обществе, в ходе которого формируется две страты молодых людей — «элита», имеющая доступ к качественному образованию, и «простонародье», чей интеллектуальный уровень сильно контрастирует с уровнем первой группы. Похожий эффект наблюдается и на оценке гражданской активности. Часть молодежи предстает практически аполитичной, не имеющей четкой самостоятельной позиции в социальной и правовой сферах. Другая часть — активно отстаивающей собственные интересы. В контексте существующей на сегодняшний день колоссальной разницы в доходах российского населения, закономерно влекущей дифференцированный доступ, в том числе, к образовательным ресурсам (в условиях коммерциализации образования), полученный результат очень важен. Наибольшие изменения фиксируются в сфере нравственности. Бальная оценка относительно нравственного состояния современной российской молодежи оказалась почти в полтора раза ниже (то есть хуже), чем оценка молодого поколения конца советского периода. Полученный результат релевантен данным широко известного исследования, проведенного в Институте психологии РАН, показавшего эскалацию негативных характеристик социума, начавшуюся с вхождением в неолиберальный период. Однако в данном случае речь идет о молодежи, столь резкое ухудшение социального потенциала, которой влечет за собой ускорение деградации общества, и, в контексте процесса замещения поколений, минимизирует шансы на его оздоровление. Есть исследования, выявившие оценку молодежи представителями старшего поколения. В частности, подобные опросы проводил ВЦИОМ, в 90-е годы ХХ века осуществивший четыре волны мониторинга. Результаты получились схожими — респонденты положительно отмечали способность молодых людей быть независимыми, самостоятельными, творческими и инициативными, но указывали на деградацию образованности, дисциплинированности, стремления повысить профессионализм, перенимать опыт и так далее. Важнейшие с точки зрения понимания социального портрета человека ценности могут быть нанесены на шкалы, отражающие степень выраженности (предпочтения) этих ценностей и их антиподов. Это делает возможным выявление ценностной матрицы той или иной цивилизации, народа, социальной группы. Сотрудники Центра Сулакшина разработали так называемые реостаты базовых ценностей:
1. Труд — рента — присвоение;
2. Коллективизм — индивидуализм — эгоизм;
3. Нематериальные ценности — материальные ценности — накопительство;
4. Инновации — консерватизм — реакционность;
5. Альтруизм — рационализм — корысть;
6. Терпимость — неприятие иного — человеконенавистничество;
7. Сопереживание — безразличие — презрение;
8. Креативность — пассивность ума — догматизм;
9. Любовь, семья, дети — страсть, секс — извращения;
10. Ценность человеческой жизни — пренебрежение жизнью — садизм;
11. Стремление к совершенству — нетребовательность — стремление к разрушению;
12. Духовное удовлетворение — физическое удовлетворение — гедонизм.
Экспертный опрос, проведенный на основе методологии ценностных реостатов, позволяет выработать ценностно-мотивационный портрет, как всего российского социума, так и отдельных его групп. По данной методике исследование проводилось в 2015 году относительно всего российского общества в целом, а в 2016 году — применительно к молодому поколению современной России.
1. Отношение к труду. Большинство считает, что если человек имеет возможность безнаказанно присвоить себе результаты чужого труда, он может это сделать. Большинство полагает, что человек не обязан зарабатывать себе на жизнь трудом, и может жить за счет ренты (доходы от сдачи внаем недвижимости, % с капитала и прочее). Большинство считает, что каждый человек должен зарабатывать себе на жизнь только собственным трудом.
2. Коллективные и индивидуальные цели и ценности. Для людей имеет значение только личный успех. Большинство считает, что успех коллектива важен, но только в том случае, если он не противоречит собственным интересам. Большинство считает, что успех социума, коллектива гораздо важнее, чем индивидуальный успех.
3.Отношение к ценностям. Большинство считает, что каждый человек должен стремиться к накоплению как можно большего количества материальных ценностей. Не существует понятия достаточности денег, чем их больше — тем лучше. Большинство считает, что каждый человек должен, прежде всего, стремиться обеспечить себе материальный достаток. Деньги и богатство не менее важны, чем нематериальные ценности. Большинство считает, что главное в жизни человека — нематериальные ценности. Богатство вторично.
4. Отношение к новшествам. Большинство считает, что все самое лучшее уже давно придумано и от всех этих инноваций один вред. Большинство ко всем изменениям общественной жизни относится с осторожностью. Сохранность порядка для них часто лучше, чем изменчивость. Большинству необходимо постоянно привносить в жизнь общества что-то новое. Обновление — это благо.
5. Отношение к альтруизму. Большинство считает, что никто не должен помогать окружающим людям, если он не имеет от этого выгоды. Любое усилие должно быть вознаграждено. Чаще считают, что каждый человек может помогать окружающим людям, если это происходит не в ущерб его личным интересам. Большинство считает, что каждый человек должен независимо от выгоды для себя помогать окружающим его людям.
6. Степень терпимости. Большинство терпеть не может людей в принципе, как похожих на них, так и не похожих, считая, что в них нет, и не может быть ничего хорошего. Большинству не нравятся люди, которые не похожи на них. Их раздражает нахождение в их окружении человека другого образа мыслей (веры, расы, национальности и другое). Большинство людей считают, что каждый человек должен принимать окружающих такими, какие они есть, и относиться без враждебности, даже если они не похожи на него (за исключением случаев, когда непохожесть человека вызвана моральными уродствами).
7. Отношение к окружающим. Большинство людей считают, что в этом мире каждый сам за себя и выживает сильнейший. Те, кто не способен обеспечить себя, достойны презрения. Большинство считают, что человек не должен сопереживать или беспокоиться о других. Никого не должны волновать чужие проблемы. Большинство считает, что каждый человек должен сопереживать горю или жалеть других людей, даже посторонних.
8. Отношение к творчеству. Большинство считает, что творчество — бесполезная трата времени. Жить нужно по установленным канонам. Большинство считает, что существуют области деятельности, где творчество не уместно и не нужно. Большинство молодых людей считают, что каждый человек в любую свою деятельность, даже рутинную, должен вносить элементы творчества.
9. Отношение к любви, семье, детям. Большинство считает, что единственная цель интимных отношений — получение удовольствия в любых формах без каких-либо ограничений. Большинство думает, что семья и дети — не самое главное в жизни. Если человека влечет страсть, он может свободно вступать в интимные отношения не обязательно с намерением создать семью и родить детей. Семья и дети — самое главное в жизни. Большинство молодых людей считают, что каждый человек должен вступать в интимные отношения только по любви и для создания семьи и рождения детей.
10. Отношение к человеческой жизни. Большинство считает, что мучение и убийство человека вполне приемлемы. Большинство считает, что есть вещи важнее человеческой жизни. Большинство считает, что жизнь человека (человеческая жизнь вообще, а не только собственная) — абсолютная ценность. Убийство и самоубийство не может быть оправдано ничем.
11. Установки и стремления. Большинство считает, что стремление и склонность к разрушению заложена в природе человека и не следует ей противиться. Большинство считает, что человека не должен волновать вопрос о совершенствовании себя и окружающего мира. Вполне приемлемо удовлетворяться имеющимся. Большинство считает, что каждый человек должен стремиться совершенствовать себя и делать мир лучше.
12. Отношение к удовлетворению потребностей. Большинство считает, что жить нужно для того, чтобы получать максимальное наслаждение от удовлетворения физических потребностей (например, стремиться к роскоши). Большинство считает, что для человека стремиться удовлетворить физические потребности (в еде, безопасности, комфорте и так далее) важнее, чем духовные. Большинство считает, что для человека важно стремиться удовлетворить духовные потребности (в семье, дружбе, любви, созерцании прекрасного, эстетические потребности и другое), чем физические потребности. Кроме того в данный перечень были включены такие важные характеристики, как желание изменить мир к лучшему, отношение к культуре и традициям своей страны, постановка вопроса о смысле жизни.
13. Жизненные цели и стремления. Большинство испытывает сильное раздражение по поводу ситуации, складывающейся в их жизни и в мире вокруг них. Остро ощущают желание разрушить все до основания. Большинство не чувствует в себе сил и желания изменить ситуацию к лучшему. Люди, как правило, отлично знают, чего хотят, готовы изменить свою жизнь и мир вокруг к лучшему и прилагают к этому все силы.
14. Национальное самосознание. Большинство стыдится того, что живет в России, презирает эту страну, ее культуру и ценности, и хочет ее покинуть. Большинству безразлично, в какой стране жить, все зависит от конкретных условий жизни. Большинство людей гордятся тем, что живут в России, любят свою страну, ее культуру и традиции. Они уверены, что никогда ее не покинут по своему желанию, и будущее своих детей они видят только в России.
15. Мировоззренческие установки. Большинству неважно ничего, кроме обстоятельств и выгоды, которые направляют и определяют их поступки. Вопрос о мире, сознании, смысле жизни, человеческих ценностях и жизненных ориентирах большинство не волнует. У большинства уже сложилась четкая система представлений о мире, сознании, смысле жизни, человеческих ценностях и жизненных ориентирах, которые определяют их поступки.
Результаты исследования.
Заметно системное смещение ценностных ориентаций молодежи. Это подтверждает состоятельность результата и тревожный тренд по существу. В результате получен ценностно-мотивационный портрет современных россиян и российской молодежи.
1. Текущее состояние российского социума вызывает тревогу по многим показателям. Очевидно, что молодое поколение значительно отличается от поколения своих родителей и, к сожалению, не в лучшую сторону. Происходит процесс расчеловечения.
2. Способность сопереживать проблемам людей утрачивается, а принцип «выживает сильнейший» начинает превалировать.
3. Ориентация на духовность молодым поколением постепенно утрачивается, а стремление к накопительству усиливается. В эпоху либеральных рыночных отношений и массовой пропаганды культуры потребления подобный тренд спрогнозировать несложно. Всероссийские опросы этот тренд подтверждают. Например, в ответах на вопрос «Хотели бы Вы быть богатым человеком?» абсолютно четко просматривается возрастная дифференциация. Положительный ответ дают 71 % молодежи (от 18 до 30 лет), 33 % людей в возрасте старше 60 лет. То есть молодежь ориентирована на материальные ценности в два раза сильнее, чем старшее поколение — разница значительная.
4. «В плюс» молодежи эксперты засчитывали чаще всего мобильность, коммуникабельность, активность, обучаемость, компьютерную грамотность, владение технологиями, адаптивность и оптимизм. «В минус» — низкий уровень воспитания, нравственности, культуры, эрудиции, отсутствие опыта.
Выводы.
1. Сможет ли современное молодое поколение стать фактором обновления страны? По этому вопросу мнения экспертов разделились. Большинство избегает крайних оценок, но самый популярный ответ, тем не менее, позитивен. 44 % экспертов полагают, что потенциал положительных изменений новое поколение россиян имеет, но для его реализации требуются некоторые условия. Эксперты конкретизировали свои ответы, и оказалось, что чаще всего в качестве такого условия выступает ценностно-идеологический фактор. Если государство возродит национальную идеологию и реанимирует воспитание традиционных ценностей, результат, скорее всего, последует положительный и страна имеет шансы на возрождение. В ходе социологического исследования молодые люди отвечали на вопрос «Для молодого поколения одни ценности старшего поколения являются близкими, а другие ценности — далекими. По Вашему мнению, какие ценности старших для Вас сегодня являются близкими?». Такие ценности как уважение к культуре и истории своей страны, коллективизм, любовь к Родине не входят в число приоритетных в сознании современной молодежи, являясь важными для старшего поколения.
2. Преемственность поколений не сработала (этому, в частности, способствовали деидеологизация и коммерциализация систем образования и воспитания), молодежь не усвоила органично базовые традиционные ценности, нарушилось единство системы «личность-общество», социум дезинтегрировался.
3. Ценностный кризис очевиден. Одна из ключевых его причин заключается в том, что общенациональная идеология, задающая ориентиры развития государства, общества и личности, не закреплена на государственном уровне, более того, конституционно запрещена. Вместо этого провозглашено идеологическое многообразие. О возрождении духовно-нравственных скреп в таких условиях говорить крайне сложно. Не случайно эксперты, оценивая факторы, сдерживающие позитивный преобразовательный социокультурный и гражданский потенциал молодежи, на вторую позицию по значимости ставят отсутствие идеологически выстроенной молодежной политики. Наиболее значительным фактором выступает действующая модель школьного образования. Однако мыслить ее в отрыве от идеологического контекста невозможно. Третий по важности фактор — мода на западные ценности. И вновь это напрямую связано с запретом на общую государственную идеологию.
Комментарий Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня».
Вопрос сохранения качества населения и приумножения социального потенциала в виде молодого поколения стоит перед современной Россией крайне остро. Очевиден выраженный тренд на ухудшение качества молодого поколения. Но, тем не менее, видно, что имеет место и некоторое насыщение этого процесса — резкое ухудшение характеристик молодежи, начавшееся в постсоветское время, в современный период сгладилось. Важно понимать в каком направлении продолжится развитие. Достиг ли процесс своей критической точки, после которой последует улучшение ситуации, или же это лишь временная ремиссия, влекущая за собой резкое ухудшение «симптомов». Страшно подойти к «точке не возврата». Последовательная смена нескольких поколений людей, социальные характеристики которых ухудшаются, делают крайне затруднительным процесс возрождения нации. В свете вышеописанного ситуация в России представляется довольно серьезной, требующей серьезных изменений по множеству ключевых направлений жизнедеятельности государства и общества, качества государственного управления, активизации пассионарность нации. Важным шагом на пути преобразования страны может стать создание новой общественно-политической силы, в виде Партии Нового Типа, способной консолидировать поколения на основе созидательных традиционных цивилизационно специфических ценностей.
Материал подготовил Вице-президента Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председателя виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.