ПОЛЮБИТЬ БАЛАЛАЙКУ.
Откуда сегодня в русских неприязнь к своим исконно народным инструментам?
- Балалайка наряду с гармонью и баяном и, в меньшей степени, жалейкой, считаются музыкальным символом русского народа, – убежден первоуралец Владимир Барахвостов.
- А что такое жалейка? – интересуюсь я.
- Жалейка? Музыкальный народный инструмент типа свирели. С одной октавой. С коровьим рогом на конце. В нашей музыкальной школе, по-моему, жалейки три сохранились. Да и комплект балалаек должен быть. Балалайка-альт, балалайка-секунда.
Сам Владимир Иванович, выпускник «музыкалки» шестьдесят восьмого года, освоил и балалайку, и домру, и баян, и гитару, и ту же жалейку.
- Сегодня молодые увлекаются каким-нибудь альпийским рогом или африканскими барабанами. Для них – экзотика. Комплексы и штампы в умах. А мы кто? Язвительно бросают: «балалаечник!». Сегодня фортепиано, да скрипку подавай. Когда я учился, в школе было 5- 6 педагогов по классу баяна. Плюс педагог-аккордеонист. А сейчас – один преподаватель. Набора нет.
Интересно, что родители Барахвостова никакого отношения к музыке не имели. Мама, Зинаида Григорьевна, работала учителем начальных классов. Отец, Иван Алексеевич, фронтовик, оставил на память пять солдатских медалей. Он трудился машинистом пресса в четвертом цехе Новотрубного завода. Кстати говоря, свою воинскую службу его сын проходил на Тихоокеанском флоте. Владимир Иванович вспоминает:
- Мне пришлось в составе 12-й эскадры особого назначения участвовать в разминировании портов Бангладеш. Оттуда мы ушли в Сомали, потом в Йемен, потом домой. Нельзя было писать родным, где мы находимся, и все письма шли через Москву.
Но вернемся к его музыкальной «альма-матер». Нашей городской детской музыкальной школе уже за шестьдесят. (Моему герою тоже). Еще до поступления сюда Владимир осваивал азы народных инструментов со своей домрой в городском доме пионеров, где существовал оркестр.
- В школу я поступал на баян, но меня взяли на домру. Мать же хотела, чтобы я стал преподавателем математики. Ну, уж нет! Лучше нотная грамота. Откуда у меня способности и желание посвятить себя музыке? Сам не знаю. Я ведь даже хотел бросить музыкальную школу в начале пути. Меня обсуждали на педсоветах и вполне могли исключить, так сказать, за профнепригодность. Но, к счастью, нашлись педагоги. Владимир Аверин, Аркадий Захаров и другие. Удержали.
Особенно заинтересовал его русскими музыкальными корнями, в нужное время и в нужный час, Владимир Васильевич Межгородский, который создал в те шестидесятые годы квинтет. Дальше музыкальное образование шло по нарастающей. Закончив музыкальную школу, и восемь классов в школе № 10 Владимир поступил в Свердловское музыкальное училище имени П. Чайковского. На отделение народных инструментов, по классу домры.
- Владимир Иванович! К сожалению, почти не слышна русская гармошка. По словам Сергея Саблина, руководителя нашего Народного дома, единственного в области, купить сегодня новую гармонь – сущая проблема. Такие инструменты выпускает сегодня только завод в Туле, да и очередь за ними по всей стране – на полгода. То же и с балалайкой, которая ассоциируется у многих с примитивным бренчанием булгаковского Шарикова в кабаке. Так мы теряем свои национальные корни! Занимаемся, по выражению одного русского писателя, чужебесием. Нам присущ, я бы сказал, комплекс неполноценности.
- Согласен. Нам не нужно забывать об умной рекламе, искать современные формы подачи, новые жанры, да и повышать престиж педагогов. Зарплата в музыкальных школах мизерна. Балалайка, домра, баян несут в себе самые разные оттенки русского характера. В них есть проникновенность и задушевность. Лично я побывал с концертами в двух десятках стран мира в составе «Аюшки» и повсюду нас встречали восторженно. Залы были битком.
Особенно ценятся в мире за звучание так называемые «налимовские» балалайки. Эти уникальные инструменты носят фамилию мастера, их изготовителя. Вообще же хорошая балалайка раньше стоила не меньше 8 тысяч. Долларов!
«Аюшка» - это прославленный уральский ансамбль русских народных инструментов, созданный в 70-е годы при Свердловской государственной филармонии. Лауреат многих всесоюзных смотров и международных конкурсов. Пластинки, концерты. Записи на радио и ТВ. Свое самобытное лицо. В репертуаре были как народные обработки, так и произведения классиков. С ними Владимир Барахвостов побывал в Таиланде, Непале, Малайзии, Индии, Сингапуре, Чехословакии, Италии, Германии. О многочисленных гастролях свидетельствуют газетные вырезки, программки и фотографии из домашнего альбома. Вот, например, из немецкого горда Зиген (земля Северный Рейн - Вестфалия). Вечеринка. Русских музыкантов пригласили в гости поклонники нашей народной музыки, которых звали Ренате и Эберхард.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ КОЛЛЕКТИВ «АЮШКА».
- Скажите, у вас есть ученики?
- Порою заходят ко мне парни. Обучаю, консультирую их. Особенно их интересует гитара. Сам играю, когда прижмет.
Сегодня Барохвостов – на инвалидности. Ходит с трудом. Он, страстный поклонник рыбалки и грибной охоты, однажды попал в страшное ДТП.
- Говорят, что летел после столкновения моего мотоцикла с машиной три десятка метров. Десять суток лежал в коме.
По моей просьбе хозяин достает свой кировский баян. Его он купил в шестьдесят шестом, когда еще учился в нашей советской музыкальной школе.
В. И. БАРОХВОСТОВ.
Виктор Губачев.
Комментарии