ВИКТОР КОВТУН (ИЗ АРХИВА ВИКТОРА ГУБАЧЁВА).
Он щедро лицедействовал в нашем муниципальном театре «Вариант» в середине девяностых годов. Вместе с супругой Людмилой Девиной. До нашего города с ней же девять лет проработал в драмтеатре Тихоокеанского флота. Сценой были корабли. Это, на мой взгляд, классный семейно-актерский дуэт! Настоящие профессионалы. Порою сами ставят себе спектакли и сами играют в них.
До сих пор помню, как вдвоем держали они в напряжении целый зал в своем моноспектакле «Скамейка». Никакой сценической мишуры, никаких режиссерских выкрутасов – только скамейка, урна для мусора и двое, он и она. Затаив дыхание зрители слушали каждую реплику. Диалог двух одиноких людей, которых случайно притянула скамейка в каком-то провинциальном городском парке.
Уже позднее, выбирая название для телевизионной программы, объединявшей сюжеты о жизни рядовых первоуральцев, я сразу вспомнил этот спектакль – дуэт. И выбрал «Скамейку». Точнее и не скажешь.
Виктор Ковтун - актер от Бога. У него добрая улыбка, выразительное лицо. В лысоватой внешности вы найдете черты и шолоховского деда Щукаря, и хитроумного Колобка из детской сказки, и картавого вождя мирового пролетариата в шумных коридорах Смольного. Кстати говоря, Ленина ему приходилось играть не единожды. Товарищи коммунисты могут смело записать мастера сцены в свои ряды. Островского тоже переиграл очень много. Словом, как вскользь заметила моя жена:
«У этого актера пластилиновая внешность. Косить он может под кого угодно».
Не удивительно, что в «Снежной королеве» Виктор Петрович самозабвенно «косил» под атаманшу. Вспоминаю съемки давнего рекламного ролика для раскрутки одного из новых первоуральских магазинов. Дело было зимой. Мы с оператором Юрием Галяутдиновым снимали в Шайтанке. Виктор играл по сценарию доброго волшебника, который несет коробку с телевизором. Прямиком к бабуле, чтобы постучать в заиндевелое окно ее избы, оставить новогодний сюрприз у порога и тихо исчезнуть. Вот только с погодой тогда явно не заладилось и пробираться актеру пришлось – ради выразительных планов – по пояс в снегу, какими-то поселковыми огородами и тропами-закоулками. Но мы не услышали ни слова ворчания, не было и намека на капризы. Дубль? Еще один? Нет проблем! Сделаю. Актер целый день терпеливо сносил все наши режиссерские «находки». Как он сам говорит: мы, актеры, люди подневольные.
- Кому-то мы всегда подчиняемся. Не наша воля. Вот пришел новомодный режиссер и тебя не замечает. Сидишь год, два. Бывало и такое.
Достаю из своего архива давнюю газетную вырезку. Валя Салка пишет в рецензии на спектакль вариантовцев «Убийство Гонзаго»:
«Страшные времена, когда не видно никакой перспективы – это Полоний. Куда идет Россия, трудно жить, не видя будущего – это Ковтун».
Речь о спектакле 1996го года. Еще одна серьезная, неординарная роль Ковтуна. Мы встретились с Виктором случайно, у девятой школы, в середине августа. Он все тот же приветливый живчик, этакий крепкий боровичок, любитель быстроного футбола и задумчивых шахмат. Сегодня Виктор и Людмила, актеры-жрецы, служат переменчивой Мельпомене на сцене Няганьского детского музыкально-драматического театра. Играют там и взрослые спектакли.
Покинули наш «не театральный» Первоуральск и уехали «на севера» в конце прошлого столетия. Но здесь живут их родные – две дочери, а также внучка и внук, Вика и Тимоша. Виктор – коренной дальневосточник. Закончил Казанское театральное училище. У Людмилы – первоуральские корни. Ее особенно тянет домой. Здесь отец, а брат поет чудесным баритоном в Свердловской опере, заслуженный артист.
Естественно, в летний отпуск Ковтун старший с супругой регулярно приезжают к нам на Урал. Наведываются, чтобы сесть всем семейством на одну широкую скамейку, за общий стол. Как знать, могут вернуться в наш город и насовсем. С новыми творческими идеями и еще нереализованными планами. Жизнь не стоит на месте. Они ведь вполне способны и свой театр открыть! 4 - 5 своих спектаклей у этой пары уже в творческой обойме. Еще бы спонсоров найти.
- Виктор. Начну наш разговор с грибов.
- Набрал! Шесть раз уже ходил. Рано утром – и на Подволошную. Люблю ядреные грибочки, после дождя.
- Чувствуется, отпуском в Первоуральске вы довольны. И все же, как работается вам сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе?
- Мы работаем там с утра до ночи. У нас три детских спектакля, потом вечерняя программа за столиками, праздники веселья для взрослых, капустники. С песнями, танцами. Побывали в Москве на гастролях, принимали участие в различных театральных фестивалях. Жизнь насыщенная, что и говорить. Мы ведь не можем сидеть три месяца ради одного спектакля!
Работаем в Нягани. Это небольшой город. Но не только там. Нас курирует департамент культуры и искусства Ханты-Мансийска. Условия для нас, актеров, созданы неплохие. Зритель нас любит. Интересный репертуар. Людмила Андреевна пробует себя и в режиссуре. Так, в «Старомодной комедии» Алексея Арбузова она и руководитель постановки, и исполнительница главной роли. Мы там снова вдвоем, как в «Скамейке», которую с удовольствием играем до сих пор.
К моему недавнему юбилею супруга поставила трагифарс интересного драматурга Евгения Богаева «Русская народная почта или комната смеха для одинокого пенсионера». Пьеса удивительная. Современная. Там главному герою, которого я играю, снятся и Ленин, и Сталин. Он пишет письма вождям, космонавтам, марсианам, клопам. А они делят квартиру, в которой доживает свои дни этот старик.
- А какой у вас был юбилей?
- Двойной. В мае 65 лет стукнуло, плюс 45-летие творческой деятельности отметил.
- Не забросили на склоне лет свое давнее увлечение шахматами?
- Я в Нягани – единственный тренер по шахматам. Преподаю также в Ханты-Мансийской шахматной академии. И две группы у меня от Нефтяника. У нас даже проходила всемирная шахматная Олимпиада, в которой мы принимали участие. Я встречался с чемпионами мира – Карповым, Каспаровым, Крамником. Мои ученики взяли «бронзу» и «серебро».
- С кем из своих коллег-актеров по театру «Вариант» уже удалось пообщаться?
- С Левой Юшковым три раза встречался. У него ведь тоже год юбилейный. Всяческих благ этому талантливому человеку! Катю Ряписову еще видел. Диму Плохова мельком. С Сергеем Губарем у нас хорошие отношения. Нельзя было так с основателем театрального дома поступать. Бац, и выбросить! Нужно было оставить его в выстраданном им театре хотя бы на вторых ролях. Чтобы он толкал людей, помогал. У него был крепкий репертуар. На классике воспитываются артисты, тем более, молодые.
Главное, не сидеть на месте. Самим раскручиваться. Быть узнаваемыми, слышимыми. Ставить мобильные спектакли. Летние площадки для оставшихся в городе детей надо нам, актерам, использовать на полную катушку. А праздники? Нужно активно вовлекать театр в праздничные действа. К тому же, юбилей города на носу.
Я, придя в наш первоуральский театр, был и администратором, за худрука, занимался рекламой, сам билеты порою распространял по всему городу. Кстати, дочка Юля смотрит все сегодняшние спектакли «Варианта» и нам о них рассказывает. Так что мы в курсе дел.
- После многих многообещающих слов, прозвучавших из уст временщиков, бывших руководителей города и политических коммивояжеров, типа Вольфа и Муцоева, помещение для нашего муниципального театра так и осталось «за кулисами», то есть несбыточной мечтой.
- Сейчас грустно об этом вспоминать. Была пора надежд. Были хорошие актеры. В том же девяносто четвертом году. Оставалось сделать косметический ремонт на Старотрубном – и можно было бы работать. Были и другие варианты. Но, плохо, безобразно еще к театру, культуре у нас относятся. Я тут повстречал знакомого шахматиста. Ему за ведение шахматного кружка для детей предложили всего тысячу рублей в месяц. Остается горько посмеяться.
- И ведь не только в нашем Первошайтанске! Я побывал недавно в Кургане. Казалось бы, областной центр. И те же дикие перекосы при видимом материальном благополучии, обилии иномарок и прочих вещей. К примеру, в одном из бывших дворцов культуры открыт ресторан «Сытый барин», вместо спортзала, бесплатных и общедоступных кружков для детей и юношества здесь расположены торговые ряды. На территории развалившегося крупного машиностроительного предприятия теперь гипер-сити (как с издевкой говорит один мой знакомый: триппер-Сити).
Два зама губернатора осуждены за взятки. В сельхозобласти зарастают поля. А в одном сельском райцентре я увидел павильон, торгующий всякой всячиной. Под вывеской «Идеал» на его стенах были вывешены похоронные венки. Такая вот-с пришла культурка!
- Да, Безенчук и «нимфы» (смеется). Сегодня, кто как может, так и выживает. В театральной среде, например, много антрепризных, халтурных спектаклей. Хотя попадаются и неплохие. Сколотили за неделю, и двинули в ту же Нягань. Город то денежный!
- Молодежь с головой ушла в виртуальный мир. Сегодня появилось даже такое понятие – компьютерные бездельники.
- А наш театр – это живое общение. Состояние души. Коллективное сопереживание. Спасает многих. Иду как-то из магазина. Женщина улыбается, смотрит на меня:
«Вы в «Скамейке» играли. У меня была похожая ситуация в жизни. И я нашла хорошего мужчину».
Вот так.
- Виктор Петрович. Вы, я помню, чтобы прокормить семью подрабатывали в одном из первоуральских магазинов грузчиком.
- Был такой непростой период в лихие девяностые годы. В театре денег нам почти не платили, а тут продуктовый рай. Сутки в магазине, трое в театре. Губарь не возражал. Для актера такой опыт даже полезен. У меня такой принцип – все что ни делается, к лучшему.
К нашей беседе присоединяется Людмила Девина:
- Мы и сегодня просто обязаны быть оптимистами! Иначе трудно жить. Конечно, всегда хочется быть востребованными в своей профессии.
- Людмила Андреевна, ваша любимая роль.
- Из последних? Очень люблю пьесы нашего отечественного классика Алексея Арбузова. Наряду с Виктором Розовым. Роль Лидии Васильевны из «Старомодной комедии» мне очень дорога. Я с большой отдачей играю ее.
- А как вы относитесь к ненормативной лексике в некоторых пьесах современных, модных авторов?
- Это не новость. Я тоже играла однажды роль с парой крепких словцов. Но это было по делу, не становилось самоцелью.
От лица всех первоуральских театралов я пожелал актерской семье новых творческих успехов, глубоких и ярких ролей, полных зрительных залов. Свою «Скамейку», которую они репетировали, обсуждали когда-то на домашней кухне, Виктор и Людмила выносят на сцену уже четверть века. От Первоуральска, Улан Удэ, до далекой Камчатки.
ВИКТОР КОВТУН.
Виктор Губачев.