Главная » Теология » ТАМАРА КАРПЕНКО.

ТАМАРА КАРПЕНКО.

27.05.2016 15:53

       Создательница иконописных образов, ослепшая первоуральская художница Тамара Карпенко, не теряет жизнелюбия и веры. Справляться с болезнью ей помогает сын.

       - Главное не то, что видишь глазами, а то, что у тебя внутри.

       Тамара Карпенко, по профессии, художница. В свое время она окончила художественное училище имени Шадра. Преподавала в школе. Почти на ощупь, маркером, она однажды написала на листочке крупными буквами древнюю молитву одного армянского святого старца:

«Мой благодетель совершенный.

Хоть жалости не стою – пожалей!

И вместо меди звонкой, но презренной,

Даруй мне злато милости своей».

       Мы не виделись несколько лет. Все та же квартира на Советской. Дверь открывает сын Степан (у Тамары Михайловны два сына и два внука). Увы, меня уже не встречает  Виталий Ефимович Савушкин, ее супруг. Ушел из жизни. Вот уж кто действительно презирал «звонкую медь!». Остались от мужа, бывшего инструктора горкома партии, книги и столь любимые им портреты Че Гевары, других революционеров-романтиков. Пламенные революционные символы мирно уживаются со старой иконой, которая досталась Тамаре в наследство от бабушки. Все, что нажито, -  это скромная квартира и садовый домик с огородом в Каменке. Но на судьбу не жалуется.

       - Так начертано. Нам всегда хочется одного, а исполняется другое. Но я не страдаю. Стараюсь подниматься немножко над плоским миром, – философски замечает она.

       Участок теперь собирается продавать. Придется расставаться и с посаженными ею кедрами из Верхотурья, которые вымахали уже за три метра. Будут когда-нибудь в будущем плодоносить другим людям. Самостоятельно, без помощи сына или другого сопровождающего, Карпенко из дома не выходит, что уж говорить о поездке в деревню. Но жизнь идет. Она вовсе не чувствует себя одинокой, запертой в домашних стенах. Опять же сын рядом. Встречается Тамара Михайловна с одноклассниками, общается с людьми в местной организации всероссийского общества слепых, не забывает о храме божьем.

       - На Рождество я побывала со сватьей в нашей церкви Петра и Павла. Все на месте. Мою работу «Знамение Божьей матери», большое по размеру полотно, подарок храму, всегда показывают в церковные праздники во время торжественных богослужений. Выносят ее и в день апостолов, 12 июля, – рассказывает художница.

       Речь идет об иконописном образе, созданном художницей из Первоуральска с благословения первоуральского батюшки отца Виктора. Дело в том, что когда серьезная болезнь почти полностью лишила Тамару Карпенко зрения, она стала вышивать лики святых. Считает, что освоить уникальную и сложную старорусскую технику шитья ей помогло само провидение. Словно нечто свыше вдохновляло и водило ее рукой.

 

        ТВОРЕНИЕ ТАМАРЫ КАРПЕНКО.

       - Как заинтересовалась старинным шитьем? Однажды я гостила в Пскове у знакомых, жила в келье монастыря. Там и почувствовала атмосферу русской старины, графику северных кружев, прониклась живительным теплом народного творчества. Конечно, создавать образ ниткой и иголкой – это совсем не то же самое, что красками по холсту.

       Вместе со своей одноклассницей и помощницей Маргаритой Морозовой (она – профессиональная швея) Карпенко стала вышивать не платок или полотенце. Икону! Причем, овладела так называемым «тамбуром», в основе которого лежит округлый петлеобразный стежок. Самая первая такая рукотворная икона уральской мастерицы – лик Тихвинской Богоматери. Самостоятельная и дилетантская работа, по скромной оценке художницы, была выполнена ею по собственным эскизам. Икону из Первоуральска увезли в Новотихвинский монастырь, где приняли в дар и торжественно освятили в храме Александра Невского в Екатеринбурге. Но сегодня у талантливой художницы есть не только иконы. Предмет ее поклонения – поэзия и музыка. В ее коллекции многочисленные диски с музыкальными и литературными записями. Вот на ощупь Карпенко включает свою магнитолу и безошибочно ставит Дмитрия Хворостовского, женский роман Джейн Остен или поэзию «серебряного века».

       - Послушать стихи вживую я тоже люблю, особенно, когда в литературном вечере принимает участие мой одноклассник из десятой школы, профессиональный чтец Владимир Соколов. Дружный класс у нас получился! А как Вовочка выразительно читает  стихи Маяковского, Высоцкого. С удовольствием слушаю. У Вовы и сын талантливый. Как он бесподобно оболтуса играет в шоу «Уральские пельмени»!

       По словам Карпенко, старший ее сын Леонид – технарь. А вот младший, Степан, тоже мог бы стать художником. Есть и в нем дар божий. Она бережно хранит сотни и сотни его детских рисунков. Сегодня Степан ухаживает за своей больной матерью, не бросает ее, но по ее стопам так и не пошел, в художественное училище поступать все же не стал.

       - Почему? Так бывает. За карандаш сын взялся, еще сидя на горшке. Выплеснул свою творческую энергию в детском возрасте – и все. Выразил все, что хотел. Сегодня рисует, но пока без прежнего накала чувств. Может быть, они и придут, наступит какой-то новый в жизни этап. Много читает книг по истории.

       Рыцари, богатыри, индейцы. Эти, с виду наивные рисунки со сказочным налетом, по достоинству оценивают сегодня даже художники-профессионалы, удивляются фантазии автора, тщательной проработке деталей и закрученным сюжетам.

 

        ТАМАРА КАРПЕНКО СО СВОИМ СЫНОМ СТЕПАНОМ.

Виктор Губачев.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения