НАСИЛИЕ НАД РЕБЁНКОМ.
Талант есть у каждого. Это модное утверждение сегодня повторяется на разные голоса. Буквально все, начиная от специалиста по развитию творческого мышления сэра Кена Робинсона и до эпатажного миллионера Ричарда Брэнсона, убеждают родителей, что их дети со стопроцентной вероятностью имеют способности к чему-либо. То, что не все родители их замечают, означает лишь то, что они плохо ищут. Дело в том, что иногда то, что мы видим в детях, — это лишь некоторые клише, принятые в обществе. Например, если ребенок хорошо общается с младшими, мы делаем вывод, что он прирожденный педагог. Но если посмотреть глубже, мы заметим совсем другое. На самом деле такой ребенок проявляет организационные способности, умеет владеть аудиторией, эмпатичен. Тогда можно предположить, что перед нами будущий менеджер, человек, чья профессия связана с управлением другими людьми. Точно так же и с вокалом. Если девочка говорит, что хочет стать певицей, ей нравится быть на сцене, это вовсе не значит, что она хочет именно петь. Вполне возможно, что она просто хочет быть на виду и знакомиться с большим количеством людей. Или так же управлять аудиторией. Вглядываясь в любого ребенка, можно обнаружить его истинные интересы. Просто они не всегда лежат на поверхности.
Советский физик Пётр Капица говорил, что главный признак таланта — это когда человек знает, чего он хочет. Можно ли на основе этого высказывания довольно популярную родительскую жалобу «мой ребёнок ничем не интересуется и ничего не хочет» интерпретировать как опровержение всеобщей талантливости? Здесь дело не в том, что талантов нет, а в том, каким образом семья помогает их раскрывать. К сожалению, очень многие придерживаются простого пути «как пойдёт», надеясь, что все образуется само собой. Есть также расхожая мысль, что талант себя проявит сам. Так действительно бывает, но далеко не всегда. Каждый родитель в состоянии раскрыть способности своего ребёнка. Для этого совсем необязательно идти к специалисту. Достаточно быть наблюдательным и задавать много раскрывающих вопросов. Большинство родителей считает, что дети им нужны для того, чтобы их воспитывать. В действительности это большой вопрос — нужно ли родителям это делать. То, что мы называем воспитанием, часто оказывается подавлением. Простой пример: ребёнок не слушается маму. В этой ситуации взрослым сразу видится детская эгоцентричность и неуправляемость. А что если таким образом ребенок выражает свою потребность принятия решений, чтобы проверить своё «я личность, у меня получается»? Когда родитель делает выбор за ребенка, решает за него, требует поверить своему опыту, он отнимает у него возможность научиться делать выбор, лишает шанса почувствовать этот мир и получить свой уникальный опыт. И наоборот, позволяя ребенку делать желаемое, разумеется, в рамках общественных требований, мы даём ему ощущение самопринятия. Ощущения, что он есть и умеет что-то делать. Процент проявления талантов значительно повышается, когда ребёнок спокоен и чувствует поддержку семьи. Чем больше мы запрещаем, тем труднее ребёнку себя проявить. Именно авторитарные родители часто не видят талантов в своем ребёнке. А как им проявиться, если все детские силы уходят на сопротивление давлению? У каждого ребенка есть свой путь. Наша задача — не вести его, а сопровождать.
Но как далеко можно зайти с детской свободой выбора? А если ребенок говорит, что хочет бросить школу и играть в рок-группе или писать стихи? Мне, например, сложно представить, что чувствовали родители Иосифа Бродского, когда будущий поэт заявил, что больше в школу не пойдёт. Полагаю, им и в голову не могло прийти, что их сын, таким образом, сделал шаг к Нобелевской премии. Такие примеры интересно рассматривать постфактум, но в реальности эта история про один из распространённых родительских страхов «мой ребенок не получит образования». Родителям необходимо держать рамки. Но это не значит, что надо предпринимать какие-то специальные меры безопасности. Рамка — это ваш образ жизни, отношение к жизни, семейные традиции. Что толку втемяшивать ребенку «к бабушке нужно проявлять уважение и звонить ей каждый день», если вы сами этого не делаете? Живите так, как вы хотели бы, чтобы жил ваш ребенок, и рамки установятся сами собой. Моя дочь говорит, что она не хочет ходить в школу, потому что не видит в этом смысла. Но она знает, что ей нужна эта «бумажка», чтобы дальше иметь выбор. Мне как матери печально это осознавать, но сейчас действительно можно реализоваться без образования. Дети гораздо восприимчивее к миру, чем мы. Они чувствуют, куда им нужно идти. Вопрос лишь в том, насколько их путь будет долгим и сложным, попадут ли они сразу в точку. Настоящее родительское мужество заключается в том, чтобы отпустить, принять факт того, что ребенку не будет легко, он набьёт немало шишек, прежде чем добьётся своей цели. Это не значит, что надо всё пустить на самотек. Родитель как терпеливый наставник должен быть рядом, сопровождать, задавать вопросы о чувствах. Что ты чувствуешь, когда это делаешь? Попробуй объяснить, почему это сейчас для тебя важно? А что ты получишь? Как ты сможешь это применить? Ребёнка надо учить думать. За этим приходит ответственность, дающая ощущение уверенности в собственном мнении. А если есть уверенность, человек точно знает, что он хочет и, самое главное, — чего не хочет. Такой ребёнок, становясь взрослее, выбирает то, что ему действительно нужно.
Спектр человеческих талантов необычайно широк как по характеру, так и по масштабу. Кто-то способен выстроить в своей голове гигантские здания, а потом воплотить свою фантазию в бетон и стекло. А кто-то может «всего лишь» идеально убраться в комнате. Хорошо, если талант социально приемлем и «понятен». Скажем, к музыкальным, художественным или математическим способностям общество испытывает уважение. Но что делать родителям, которые видят, что их ребенок хорош в чём-то странном и непривычном? В нашем мире востребовано любое действие. То, что сегодня для нас привычно, когда-то считалось не просто странным, но и вовсе фантастикой. Я призываю родителей смотреть глубже. Не оценивать, хорошо или плохо то, что ребёнок делает, а стараться понять, зачем он это делает. Выбор профессии — это не только выбор определенной сферы деятельности, но и выбор среды общения. На это родители меньше внимания обращают, их интересует скорее монетизация профессии. Но даже самые лучшие футурологи не скажут с уверенностью, что именно будет приносить деньги в будущем. Поэтому самый главный мой совет родителям — дать возможность детям быть самими собой и проявлять свою позицию. Ни в коем случае не критиковать, не настаивать на чём-то с высоты своего опыта, не рассказывать страшных историй про друзей и знакомых, которые так вот сделали и у них не получилось. Наоборот, давайте своим детям ощущение успеха. Хвалите их. Всегда. Делайте комплименты. Но не для того, чтобы успокоить, а для того, чтобы развить. Не стесняйтесь вслух хвалить их за те качества, на которые целесообразно сделать упор. Если вы видите, что результат труда ребенка оставляет желать лучшего, сопроводите свою похвалу вопросами, которые помогут ему осознать, какие шаги он должен сделать, чтобы улучшить свою работу. Спросите его, на какой балл он сам оценивает свое произведение. Знает ли он, каков максимум? И что он может сделать, чтобы к нему приблизиться. Подбадривайте ребенка на его пути, даже если этот путь кажется вам странным и непростым. Так вы даете ему шанс стать успешным и реализоваться как самостоятельная, независимая личность.
Правила воспитания.
- Дайте ребенку свободу попробовать разное — прочитать, увидеть, почувствовать, прожить.
- Наблюдайте. Собирайте похожие «эпизоды» и поведенческие реакции. Потом вы сможете сделать из них выводы и понять, что ребенку действительно интересно и нужно.
- Задавайте вопросы о чувствах и проявляйте свои чувства. Обсуждайте его опыт, делая акценты на причинах того или иного события.
- Не критикуйте и не сравнивайте. Не обесценивайте выбор ребенка, как бы вы к нему ни относились.
- Хвалите. Комплимент — это не просто слова. Это отличный инструмент для входа в доверительный разговор. Радуйтесь любому, даже самому незначительному с вашей точки зрения достижению. Сделайте семью стопроцентной зоной успешности для проявления детских способностей.
Материал предоставил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.