МАСЛЕНИЦА.
В советские годы был у нас такой популярный, без транспарантов и коммунистических лозунгов, массовый праздник – проводы русской зимы. Широкий, разгульный, веселый. Порою бесшабашный. Первоуральский Народный дом впервые принял участие в таком зрелищном действе еще в 1989 году. Исполнял масленичные песни. Перед Великим постом есть повод побеседовать с бессменным руководителем нашего фольклорного дома и «мотором» семейного ансамбля казачьей песни «Воля», который недавно отметил свой 20-летний юбилей, Сергеем Саблиным.
- Сергей, когда же «отменили» Проводы русской зимы и нарекли Масленицей?
- Пожалуй, с возвращением в жизнь нашего общества Русской Православной церкви. В начале девяностых прошлого века. Масленица, или сырная седмица, по православному календарю – последняя неделя перед Великим постом. После нее православные уже идут в баню. Смывают грехи. Начинаются приготовления к Пасхе. Но корни то у этого праздника языческие! Масленица была у всех славянских племен – словаков, поляков, сербов… Кстати говоря, однажды наш Народный дом посетили гости из Болгарии и подарили нам сувенир, который так и называется – «Масленица».
- А с кулачными боями, взятием снежного городка? Когда в таком расширенном варианте вы впервые в Первоуральске Масленку провели?
- Пожалуй, в 1997 году. С этого времени мы практически ежегодно проводили в Первоуральске городские Масленицы. В нашем прекрасном парке. Показывали свой самобытный фольклорный коллектив и на других площадках. Например, сжигали масленичную куклу из соломы в Харитоновском парке Екатеринбурга.
- Какие ваши придумки стоит отметить?
- Мы уже несколько лет проводим масленичные бани. Сюжет у этой забавы простой: в толпу народа забегают раздетые по пояс мужики и начинают обливать друг друга водой, тереть спины, париться сухими вениками. Это поистине молодецкое действо! Что характерно, всегда находятся в толпе добровольцы, которые не прочь вместе с нашим подготовленным коллективом сходить в такую мартовскую баньку на свежем воздухе.
- В стародавние времена ни одна Масленица на Руси не обходилась без кулачных боев.
- Так и было. У меня есть знакомый, человек пожилого возраста, который еще помнит, как деревенские мужики выходили на речку и бились. Сам он из-под Висима. Вспоминает. Сходились стенка на стенку. Но были и поединщики. Начинали подростки. Потом уже включались мужики, деды.
- Это ведь не драка?
- Обрядовое действо. Кто-то упал? Ну, выдернули его из большой стенки, оттащили в сторонку, чтобы не раздавить. До увечий, как правило, не доходило. И злобы друг на друга не держали. Наоборот, благодарили потом: эх, хорошо ты меня «наградил».
- Взятие снежного городка. Как тут не вспомнить знаменитую картину сибиряка Василия Сурикова.
- Тоже старинная масленичная забава. Русская удаль, ловкость, бесшабашность. Прежде всего, на Урале и в Сибири. Мы не раз во время наших фольклорных экспедиций слышали от старожилов: да, были такие городки, строились. Особенно в казачьих станицах. Их даже украшали порой ледяными пушками. И брали атаками, на лошадях. В нашем первоуральском парке нужно при взятии городка захватить флаг или факел, которым мы потом поджигаем Масленицу.
- Молодежь сегодня знакомится по Интернету. А разве широкое народное гуляние, типа Масленицы, не лучший вариант?
- Согласен. На Масленице должно быть много молодежных, озорных, поцелуйных игр. Например, мы проводим с молодыми парами игру «откуси кусочек блина». Оба сидят на лавке. Она, у которой во рту кусочек блина, вертится, уворачивается от парня, который держит ее ногами. Но руки у молодца, по правилам, должны быть за спиной!
- Уворачиваются, Сергей?
- Насколько я помню, наш Кирилл Строжков именно на Масленице нашел свою будущую жену. Познакомился с ней. Приглянулись друг другу. Сегодня у них уже дочка растет. Парня-то хорошего, ловкого да умелого, тоже найти не просто! Чтобы мог гирю поднять, да в кулачном бою выстоять. Масленица подскажет. В масленичные дни на Руси проходили смотрины невест, и многие масленичные обряды сводились, по сути, к сватовству.
- Ты, Сергей, возглавляешь в Первоуральске Союз трезвых сил. Под общим руководством хирурга и известного политика Валерия Мелехина. Еще великий средневековый нидерландский живописец Питер Брейгель написал картину «Битва Поста и Масленицы». Сатирическую, на мой взгляд. То есть, есть сомнения. Как сочетается широкий масленичный разгул с отказом от спиртного? Не утопия ли?
- Сочетается. На нас погляди. И замечаю, что в последнее время пьяных в нашем городском парке во время таких гуляний стало значительно меньше. А вот раньше – отбоя не было. Мешали проводить нам игры. Елки-палки! Мы за чистоту. За связь поколений. За единство человека и природы. За полноценный и подвижный семейный отдых. Не за бутылкой, не у компьютера, а на свежем воздухе.
Все-таки, главный смысл Масленицы не в застольях, разгульных гуляниях и шутливых поединках. Хотя и без них никак нельзя. Ведь этот старинный праздник прославляет жизнь. Но что западает в душу? То, что взглянули на своих близких и дальних знакомых, попросили друг у друга прощения. Не зря же в народе нашем с уходящей зимой принято было отпускать все обиды, грехи и в знак примирения целоваться, чтобы вступить в пост с чистой совестью.
СЕРГЕЙ САБЛИН И ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ АНСАМБЛЬ «ВОЛЯ».
Виктор Губачев.
Комментарии