Главная » Теология » СТРАХИ РОДИТЕЛЕЙ.

СТРАХИ РОДИТЕЛЕЙ.

02.02.2016 00:00

       В этом году ваш ребенок идет в первый класс. Вы выбираете школу, узнаете, где обитает самая заслуженная учительница, осматриваете раздевалки и туалеты окрестных гимназий, топчетесь на форумах о методиках преподавания «Окружающего мира». Но  на  сердце неспокойно. Что же тревожит родителей накануне встречи с первым учебным заведением?

       Пропажа познавательного интереса.

       С самого рождения малыш вовсю интересуется миром, не смолкают вопросы-почемучки:

       «Где спят бабочки?»,

       «Из чего сделан папин смартфон?»,

       «Как поведет себя бабушкина вставная челюсть в микроволновке?».

       Любопытство, основа любого обучения, почему-то на корню пропадает у  большинства детей уже в начальной школе. Попробуйте найти ученика, испытывающего живой интерес к арифметике (на дом задали пять похожих задач по образцу), к литературе (в классе читали Пришвина по фразе, до первого уснувшего) или к языку с разбором, прости господи, суффиксов. Утомленный нудной учебой школьник накрывается планшетом, а на все попытки заинтриговать его занимательной загадкой из Перельмана тихонько стонет.

       Отвержение одноклассниками.

       Не вписаться в коллектив имеет шансы любой ребенок. Неизвестно, что будет престижнее в вашем храме науки: играть гаммы на скрипке, дальше всех плеваться или иметь отца-депутата. Нервный родитель заранее готовится к провалу, подзуживая карапуза в песочнице:

       «Если что, сразу давай сдачи! Подходи и в нос, на!».

       Но даже у тех, кто успел пристроить ребенка в секцию бокса, есть тревога. Ее  вызывает любая иерархия, выстроенная в коллективе 30 школяров.

       Проблемы со здоровьем.

       Недавно главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе озвучил такую статистику:

       «Среди школьников расстройства и аномалии развития — 70 – 80 % от общего числа учащихся».

       Есть подозрения, что некоторые дети приобретают аномалии развития именно в  образовательном учреждении. И даже если мы плюнем на психическое здоровье (с кем не  бывает), то игнорировать качество сосисок в школьной столовой уже труднее. Сбалансированный обед из хот-дога и газировки может расстроить тех родных дошкольника, которые уверены, что дети должны есть суп. Смущает и  противоестественное положение для семилетки, когда он на всех уроках должен сидеть прямо за дурацкой партой, и никаких упражнений: ни головой крутить, ни бумажками перекидываться. Это разве полезно?

       Падение самооценки.

       Психологи шепотом уверяют, что младшеклассники — очень хрупкие ребята. В этот момент у них буйно развивается самосознание и рефлексия. Проще говоря, дети зачем-то задумываются о том месте, которое они занимают в мире на вот этой задней парте. Самооценка довольно шаткая и может потерять равновесие, как от саечки одноклассника, так и от фразы нечуткого педагога:

       «Ребята, нашего товарища Виталика не выдержал канат на физкультуре».

       Поделки и участие в утренниках.

       «Папа, мама, Серафима Каземировна велела к завтрашнему уроку сделать инсталляцию из шишек и желудей на тему покорения космоса!» — раздается от ребенка в  11 часов вечера. И вот вы уже сбрасываете пижаму и несетесь во двор откапывать под снегом шишку, представляя, какой космический корабль и с какой скоростью вы вышлете Каземировне (на борту мелкими буквами: «Гадина»). Некоторые считают, что ребенок должен сам проявить творческое начало, но что если он откапывает во дворе не шишки, а  другие дары природы? Иные полагают, что совместные поделки сплачивают семью. Бесполезно объяснять, что вы охотнее сплотились бы вокруг чего-нибудь другого, вроде чтения книжки или настольного хоккея. И неизвестно, повысит ли авторитет ребенка, среди сверстников принудительное выступление его папы в самодельном картонном берете в комической роли медвежонка-чародея.

       Дурное влияние.

       И в дворовой школе, и в элитной гимназии дети подвергаются влиянию окружающих. И то, каким окажется это влияние, больной вопрос: а вдруг ребенок принесет домой новые слова, которых мы избегаем дома? «Папа, мне друзья дали послушать Тимати, и я  испытал катарсис!». Объясняй ему потом, что такое катарсис. На переменах нынешние школьники смотрят друг у друга в смартфонах всякие любопытные ролики. И что-то подсказывает, что эти ролики не имеют отношения к тригонометрии. Вы с большим трудом объяснили шестилетке, каким образом тычинки и пестики связаны с  порнографической индустрией, и вот теперь он идет в класс с тремя второгодниками и пятью рабфаковцами. Что-то будет?

       Домашние задания.

       Не секрет, что выполнение домашних заданий гораздо сильнее интересует папу с  мамой, чем самого школьника:

       «Так-так, сынок, любопытно…»,

       «Из десяти груш съели две…»,

       «Примем неизвестное за «икс», выстроим график, возведем в степень…»,

       «У меня получилось минус три груши и пятнадцать сотых».

       Ребенок в это время переписывает папин ответ, несмотря на его очевидную нелепость. А взрослый горит энтузиазмом, пока дело не дошло до задания, требующего творческого подхода:

       «Напишите, как видит мир кузнечик, которого засасывает в пылесос».

       За ответом, конечно, отправляется в интернет, на специальный сайт «родители и  домашка».

       Низкий уровень образования.

       Достаточно лишь мельком интересоваться тематическими новостями, чтобы заключить, что уровень образования с каждым годом падает, все больше детей выходит из школы с грамотностью туземцев. Несмотря не реформы, школа нам обещает лишь натаскать ребенка на сдачу ЕГЭ, что после десяти лет за партой кажется довольно сомнительным достижением. Ясно, что, погружая ребенка во тьму ученья, мы  не можем рассчитывать на формирование понятийного мышления, целостной картины мира и глубоких знаний.

       Патриотические гимны, уроки православия и исламизма.

       Если в кабинете директора стены украшены портретами вождя, то это звонок. Звонок на линейку с поднятием флага. Все разобьются на отряды и под звуки горнов пройдут маршем к могиле неизвестного святого. Люди, которые учились по букварю с историями про Ленина, с изумлением наблюдают возрождение политического воспитания. И  допустим, обязательные стихи о величии России с рифмой «Русь — дерусь» еще можно как-то стерпеть, то упоминания бога в учебнике биологии заставляет нас принять позу лотоса и выдохнуть яростное «О-о-о».

       Оценочная система.

       Специалисты давно расстраиваются из-за оценок. Ожидая награды (хотя бы такой нелепой, как пятерка в дневнике), дети фиксируются именно на оценке, а не на самом предмете изучения. Вообще, оценка часто затмевает всю остальную мотивацию решить задачку с пешеходами и заставляет бояться ошибок в более крупных начинаниях. И даже если родители ребенка прогрессивные, и понимают, что снижать балл из-за двух помарок — это свинство, все равно они хмурятся, листая дневник и встречая такие педагогические изобретения, как «два за поведение, потому что ерзал на стуле».

       Уравниловка.

       Мир перешел в информационную эпоху. Люди зарабатывают стартапами, креативом, дизайном, ценят индивидуальный подход и самовыражение. В это время их дети в  школьной форме (такой же, как у 25-ти однокашников) сидят в унылом классе ровными рядами, поднимают руку определенным образом и организуют свою деятельность по  звонку. Школа — это пережиток индустриальной эпохи, когда самыми ценными качествами были аккуратность, исполнительность и послушание. Качества хорошие для фабричного работника, но уже не очень подходящие человеку, который просит купить ему шестой айфон.

       Отсутствие творческой инициативы.

       В школе не приветствуется полет фантазии и необычный ход мысли. Обидно: вы только что привели в класс человека, который усовершенствовал тремя дополнительными платформами пластилиновый звездолет, а в школе у него забрали чудо-машину. Правда, взамен научили отступать две клеточки слева и еще словам «междустрочный интервал». На контрольной по математике ребенок нашел необычное решение задачи — спрятать тетрадку под парту и сделать вид, что он ее уже сдал. И никому даже в голову не пришло похвалить человека за творческий подход. Тоска.

       Страшная учительница.

       Многие педагоги, особенно те, что всю жизнь посвятили неблагодарному труду, приобретают характерные черты. Например, входя в класс, ревут сиреной: «Тихо!» или во время разговора постукивают указкой по столу. И даже у взрослого человека при стуке каблуков классной дамы по коридору, холодеет в животе. Слова «эмоциональное выгорание» и «профессиональная деформация» крутятся на языке, пока тебя отчитывают на родительском собрании и называют почему-то не по имени-отчеству, а просто Карамелькин.

       Поборы.

       Вы уже отдали довольно внушительную сумму за курсы «Подготовки к школе», а перед тем — курсы «Подготовки к подготовке к школе», там вроде бы уже учили буквы разные писать тонким перышком в тетрадь. И на тебе — теперь надо сдать деньги на «Выпускной после первой четверти», потом — на ремонт класса после выпускного, а дальше — на факультатив по ОБЖ с настоящим пожаром и настоящим огнетушителем.

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения