СОЦИАЛЬНО-ОПАСНЫЕ СЕМЬИ.
Почти в каждой школе есть дети из неблагополучных семей. Такие дети могут длительное время пропускать школу, учиться неудовлетворительно, копить задолженности по предметам, систематически нарушать правила поведения. К школе и к учителям современные законы в сфере образования предъявляют требования обучения всех учащихся и получения ими основного общего образования. Многие учителя задаются вопросом, как обучать и влиять на учащихся, семьи которых находятся в социально-опасном положении? Как работать с такими семьями педагогу? Входит ли в обязанности классного руководителя посещение семьи неблагополучного ребенка? Очень часто школа является той отправной точкой, с которой начинается работа с социально-неблагополучной семьей. Именно классные руководители могут инициировать постановку семьи или учащегося на внутришкольный учет или проверку бытовых условий, в которых живет ребенок со стороны органов опеки и попечительства, написать характеристику на ребенку или семью, где есть серьезные проблемы с воспитанием и содержанием обучающегося. В данной публикации нормативной составляющей будут следующие документы:
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ,
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»,
- Письмо Минобразования России от 21.03.2002 № 419/28–5 «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6 – 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»,
- Письмо Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях».
Для начала необходимо определить, какая семья является неблагополучной или социально-опасной. Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» это семья, находящаяся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или иные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. В школе практически сразу видно детей из сложных семей, где родители либо не выполняют свои родительские обязанности, либо выполняют их минимально. Такие дети выглядят неопрятно, родители не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка, забирают его из школы в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ребенок систематически пропускает учебные занятия, беседы с родителями не приводят к желаемому результату.
Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях? На организацию, которая осуществляет образовательную деятельность (школа) возлагается обязанность (ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):
- выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;
- выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении, оказывать им помощь в воспитании и обучении детей;
- оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;
- осуществлять систематический контроль за посещением занятий обучающимися;
- вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации (Письмо «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6–15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях»).
Какие шаги должен предпринять классный руководитель, социальный педагог в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении. Если родители не уделяют должного внимания ребенку в том, чтобы он получил основное общее образование, не контролируют посещаемость ребенком школы, не знают, где находится ребенок, жестоко относятся к нему, используют при воспитании методы психического насилия, то это может стать поводом к тому, чтобы классный руководитель поставил социального педагога или органы опеки в известность о том, что родители не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка. Порядок действий педагога в работе с детьми, находящихся в социально-опасном положении:
1. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Постановка семьи, имеющей ребенка, находящегося в социально опасном положении на ВШУ.
На внутришкольный учет могут поставить следующие семьи:
- семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в школе;
- семьи, состоящие на учете в ОВД, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних.
1. Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога).
2. В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.
3. На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета семьи, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.
4. Классный руководитель (воспитатель или социальный педагог) составляет план индивидуальной профилактической работы с семьей, ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи. Эта работа ведется с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства.
5. Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе ежеквартально (до 5 числа первого месяца следующего квартала) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
6. Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога).
Такой порядок действия указан в нормативных актах субъектов РФ, которые закрепляют порядок ведения в государственных образовательных учреждения учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. Например, в городе Москве это Приказ Департамента образования города Москвы № 51 от 07. 02. 06 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждения города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении». Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении? Данный вопрос может быть нормативно урегулирован на уровне субъектов РФ. Это означает, что такая обязанность классного руководителя на федеральном уровне не прописана. В основном такую деятельность ведут органы по делам несовершеннолетних и защите их прав. В письме Минобразования РФ от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» отмечается, что работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, определяется исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания.
Классный руководитель должен работать с семьей, обеспечивая связь школы и семьи, устанавливая контакты с родителями обучающихся, оказывая помощь родителям в вопросах воспитания, обучения. Осуществлять контакт с родителями можно, проводя беседы, организуя консультации с родителями обучающихся (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных общеобразовательных учреждений»). Если положительной динамики после постановки семьи на ВШУ не наблюдается, то социальный педагог совместно с классным руководителем должны известить органы опеки и попечительства о том, что ребенок находится в социально-опасной семье.
Особенности обращения в органы опеки и попечительства.
Орган опеки и попечительства выявляет несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью, препятствующей получению образования и надлежащего воспитания. Нередко встречаются случаи, когда родители уклоняются от воспитания детей, не забирают детей из образовательной организации, создают детям условия, которые несут угрозу жизни и здоровья ребенка. В этом случае ответственность за попечение ребенка возлагается на органы опеки (ст.121 СК РФ):
1. Должностные лица общеобразовательных организаций обязаны сообщить о семьях, находящихся в социально-опасном положении в органы опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).
2. Руководители образовательных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение 3 рабочих дней обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (статья 122 СК РФ).
3. Орган опеки обязан в течение 3 рабочих дней со дня получения сведений от руководителя образовательной организации провести обследование условий жизни ребенка, установить факт отсутствия попечения со стороны родителей (статья 122 СК РФ).
Случаев, когда дети становятся заложниками неблагоприятных семейных обстоятельств, достаточно много. Самое главное в этой ситуации вовремя обратить внимание на таких детей, выяснить условия их жизни и сделать все возможное для того, чтобы оказать помощь.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.