СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Пока об альтернативной форме образования (в новом законе эта форма называется «вне образовательных организаций») всерьез задумывается небольшая часть родителей. В большинстве своем это те, кто относит себя к «среднему классу» — люди небедные и четко знающие, чему они хотят научить своих детей, к какому будущему подготовить. Нужно сказать, что семейное образование в России было и раньше, но эту форму чаще всего выбирали в исключительных случаях — когда никакая другая не подходила по чисто техническим причинам. Например, если по роду деятельности родители долго живут за границей, причем в отдалении от посольских школ. Или если дети профессионально занимаются спортом или музыкой. Или если они шагают через класс в силу исключительных интеллектуальных способностей. Однако закон об образовании, предшествующий нынешнему, дал практически всем родителям, желающим руководить процессом образования своих детей, такую возможность. Родители заключали договор с образовательным учреждением (чаще всего по месту жительства). В договоре четко прописывались права и обязанности сторон, а главное — сроки, периодичность и порядок промежуточной аттестации: от еженедельной в начальной школе, ежемесячной — в среднем звене и ежечетвертной — в старшей школе. В договоре, как правило, оговаривалось, что если ученик, находящийся на семейном обучении, дважды подряд не аттестован, он автоматически переводится на обычную «очную» форму, то есть начинает посещать уроки наравне со всеми детьми.
С семейной формы на школьную родители могли перевести ребенка по заявлению в любой момент, исходя из желания ребенка или своих изменившихся обстоятельств. Все так называемые «семейники» получали субсидии от муниципалитета на «расходы, связанные с обеспечением образования». В год, предшествующий принятию нового закона, субсидии составляли от 5 до 7 тысяч рублей ежемесячно. Ровно столько, сколько стоил школе один ученик. Родители могли учить детей сами, могли нанимать учителей из той школы, в которой ребенок числился по документам, или из любой другой, могли покупать пособия или дистанционные курсы, словом, делать на эти деньги все, что считали нужным. Что и говорить, прежний закон был очень либеральным и давал людям довольно широкие возможности. Некоторые «семейники» объединяли усилия и создавали малые группы, в которых для занятий с детьми нанимались лучшие учителя. Это была своеобразная альтернатива массовой школе. В группах довольно легко решалась проблема коммуникации и социализации, которую не решали индивидуальные домашние занятия.
Новый закон об образовании сохранил понятие «семейное образование», но существенно изменил способ взаимодействия семьи и школы. В нынешнем законе подчеркивается, что выбирая получение образования в семейной форме, родители автоматически отказываются от участия образовательных организаций в воспитании и образовании и принимают на себя все обязательства по обеспечению образовательного процесса, в частности, «по целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни». Таким образом, на семью легла вся ответственность за организацию образовательного процесса, в том числе и финансовая (субсидии прекращены). Школа теперь отвечает лишь за аттестацию детей, обучающихся вне образовательных организаций. К школе теперь никто из «семейников» не приписан — родители могут написать заявление о прохождении аттестации непосредственно перед процедурой, в конце каждого учебного года, либо один раз за все время обучения — перед государственной итоговой аттестацией — все это решают родители, школа лишь соглашается с выбором родителей и издает соответствующий приказ о том, что такой-то ученик проходит аттестацию в качестве экстерна.
Обращаю внимание тех, кто невнимательно прочел закон об образовании или не читал статей о формах получения образования: как такового понятия «экстернат» в новом законе нет, но слово «экстерн» сохранено. Используется оно в ином значении — это человек, который не обучается в данном учреждении, а проходит в нем аттестацию. Но аттестацию он может проходить не обязательно строго в соответствии с возрастом (о возрастных ограничениях аттестации в новом законе нет ни слова). Поэтому если он имеет замечательные способности и осваивает программу быстрее сверстников, то и аттестоваться может, соответственно, раньше них. Так что прежний «экстернат» сохраняется теперь лишь при семейной форме образования — и как бы негласно, между строк. В Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 говорится, что обучающийся в семье зачисляется в школу в качестве экстерна, и «по желанию родителей (законных представителей) образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка». Таким образом, можно писать заявление о проведении промежуточной аттестации в конце каждого учебного года, а в остальное время даже не числиться в школе; а можно писать такое заявление в начале каждого года, чтобы, будучи зачисленным для прохождения промежуточной аттестации, получать бесплатно учебники в школьной библиотеке, справки, что ребенок числится в школе, и выплаты, там, где местные органы уже разработали порядок выплаты компенсаций.
Итак, школа предоставляет услугу прохождения промежуточной и итоговой аттестации для лиц, которые обучались либо в семье, либо самостоятельно. Однако данная услуга должна быть включена в государственное (муниципальное) задание государственного (муниципального) образовательного учреждения. Только в этом случае школа сможет ее оказывать за счет бюджетных средств. Также в законе сказано, что, хотя школа не несет ответственности за организацию учебного процесса экстерна, любой экстерн «может рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (статья 42 Федерального закона). Еще очень важно, что ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения. Согласитесь, что это очень гуманно. Родителям и детям предоставлено право выбора и, в случае, если выбор неудачный, ошибку на любом этапе можно исправить.
Что важно знать.
- В законе РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» перечисляется 2 формы образования («в» и «вне» образовательной организации) и 5 форм обучения (статья 17).
- Решение о выборе формы образования — безусловное право родителя, однако решение принимается с учетом мнения ребенка (статья 3 часть 1 пункт 7, статья 34 часть 1 пункт 1, статья 44 часть 3 пункт 1, статья 63 часть 4).
- Отказ в переводе ребенка на другую форму обучения законодательством РФ не предусмотрен.
- Для перевода на любую из форм от родителя требуется только заявление в школу о выборе формы, другие документы не требуются. Директор обязан издать по этому заявлению приказ о переводе, иначе будет нарушено конституционное право ребенка на образование. Право на образование не может зависеть от того, есть ли, например, выбранная форма в Уставе школы — напротив, Устав школы должен соответствовать законодательству РФ.
- Написать заявление о выборе формы родители могут в любой момент, закон ничем не ограничивает ни сроки, ни максимальное количество изменений формы, а это значит, что учащиеся или (и) законные представители вправе менять форму обучения хоть ежедневно.
Есть мнение!
Игорь Николаевич Жигунов, директор гимназии № 1 Нижнего Новгорода (языковой профиль):
«Сейчас в нашей школе нет детей, обучающихся в семье, точнее, нет экстернов — тех, которые проходят у нас аттестацию. Года два-три назад такие обучающиеся были. Это было в какой-то степени модно. Возможность учиться дома казалась некоторым детям и родителям очень заманчивой. Сейчас мода схлынула. Во всяком случае, у нас, в Нижнем Новгороде. В Москве, насколько я знаю, на семейное образование переходят гораздо активнее, чем у нас. На мой взгляд, семейное образование все-таки нельзя считать вполне полноценным. Эта мера скорее вынужденная. Если ребенок по каким-либо причинам не может или категорически не хочет идти в школу, то эта форма, возможно, необходима — причем на время, пока проблема не решена. Все-таки школа — это гораздо больше, чем просто уроки. Ребенок получает там гораздо больше, чем просто знания. Опыт взросления, познания себя, самоутверждение — где он сможет все это получить? Не дома же, среди родных и близких?».
Ситуация.
«Моя дочь учится без стресса от вечной спешки и оценивания».
Семейное образование родители часто выбирают по показаниям здоровья или потому, что ребенок сменил несколько школ, но так и не прижился в классе. Решение Инны, мамы из Петрозаводска, о судьбе ее дочери совершенно иного свойства. Еще когда дочка ходила в детский сад, Инна поняла, что для ее ребенка лучше быть и учиться дома.
— Мы ходили в группу, где все время нашего там пребывания меня удивляла общая агрессивность ребят, которые играли в подвижные игры, и полное равнодушие и невнимание к детям со стороны воспитателей. К сожалению, несколько лет ситуация не менялась. И я понимала, что если нечто подобное ждет Катю в школе, то я предпочту ее туда не отдавать. В итоге в апреле я пришла в Управление образованием Петрозаводска и сообщила, что хотела бы обучать своего ребенка дома. Мне дали время на раздумье, и в августе я просто заполнила все необходимые документы. С тех самых пор и ровно на четыре года мы с дочкой получили увольнительную от школы. Сказали, что мы можем каждый год выполнять итоговые работы, чтобы понимать, как ребенок усваивает программу.
— Сколько времени Катя тратит на уроки?
— Наши занятия длятся примерно пару часов в день. Иногда мы что-то обсуждаем вместе, иногда дочка сама выполняет задание. Поскольку я работаю дома, то почти все время нахожусь рядом. Катя читает, рисует, шьет, что-то мастерит и, конечно, играет. Случается, что целый день мы можем заниматься русским языком или математикой. У нас нет строгого расписания. Но я поняла, что учиться ребенок может всему, важно только найти к нему подход и восстановить природную любознательность.
— Инна, а не страшно брать на себя такую ответственность?
— Я спокойно к этому отношусь. В конце августа было страшно, но после первого же дня занятий страх прошёл, я поняла, что могу. Мне кажется, современная школа с ее гонкой, постоянным контролем и оцениванием, натаскиванием на ЕГЭ и ГИА — несоизмеримый стресс по сравнению с тем, что дает обучение дома. Прежде всего, — это свобода и отсутствие необходимости подвергать себя стрессу от вечной спешки и оценивания.
Вопросы задавала Мария Голубева.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.