Главная » Теология » УСПЕХ РЕБЁНКА.

УСПЕХ РЕБЁНКА.

08.12.2015 13:40

       Представители ведущих зарубежных университетов считают, что выпускники российских школ гораздо хуже других планируют время, не умеют составлять портфолио, работать в команде, ленятся и некритично относятся к информации. Чему это вредит в дальнейшем, как научиться навыкам, необходимым в профессиях будущего, а также, почему родители должны стать главными мотиваторами для своих детей — мы и раскроем в этой статье.

       Для успеха в профессии, которая, возможно, еще даже не существует, современным детям потребуются дополнительные умения и навыки помимо тех, что привели к успеху их родителей. Те, кто уже сегодня оказывается у руля крупных российских компаний, те, за кем охотятся рекрутинговые агентства, кто востребован и получает повышение даже в кризис, обладают качествами, которые во всем мире принято называть «навыками XXI века», глобальными компетенциями или более узко — Soft Skills. По мнению руководителей кадровых департаментов пятисот крупнейших компаний мира, к 2020 году самыми востребованными умениями и качествами на рынке труда станут: умение самостоятельно учиться, ставить цели и планировать свое время, работать в команде, эффективно общаться, в том числе и с представителями других культур; критическое и креативное мышление, проектно-исследовательские навыки. Помимо этого, развитые лидерские качества, высокая мотивация, уверенность в себе, любознательность, инициативность, настойчивость. И это далеко не полный список. Все эти важные умения и качества теперь называют навыками, подчеркивая, что они не являются врожденными. Их можно и нужно развивать. И начинать надо не с топ-менеджеров крупных корпораций, которые регулярно участвуют в специальных программах, в том числе и по развитию Soft Skills (гибких, мягких навыков), а с детей и подростков. Международные и российские исследования показывают, что по всем этим навыкам российские старшеклассники значительно уступают своим сверстникам из Сингапура, Китая, Южной Кореи, Финляндии, Новой Зеландии, США, Нидерландов и многих других стран. И этот разрыв постоянно увеличивается: в отличие от нас, во многих развитых странах программы, целенаправленно развивающие эти навыки у школьников, действуют уже с конца прошлого века.

       От представителей ведущих иностранных университетов я все чаще слышу, что выпускники российских школ испытывают большие трудности в саморегулируемой учебной среде, не очень хорошо умеют планировать время, договариваться, сотрудничать. Что у них слабые портфолио. Что они медленно и неохотно включаются в волонтерскую, спортивную, культурную жизнь университета. Что они не умеют говорить о своих достижениях, некритично относятся к информации из интернета, слишком много времени проводят в социальных сетях в ущерб реальному общению со сверстниками из разных культур. Это мнение можно было бы, и проигнорировать — большинство из нас не собирается отправлять своих детей в иностранные вузы. Однако есть и более близкие нам проблемы. Первокурсник без репетиторов не справляется с учебной программой и, в конце концов, к разочарованию родителей, бросает престижный российский вуз, на подготовку к которому были потрачены время и деньги. Победитель школьных олимпиад, умный, способный, хорошо образованный выпускник сильного российского вуза часто оказывается не слишком конкурентоспособным в международной компании. Почему-то вверх по карьерной лестнице быстрее и увереннее поднимаются выпускники иностранных университетов, часто обладающие гораздо менее фундаментальными знаниями.

       К счастью, есть и другие примеры. Откуда берутся эти успешные молодые люди? Есть ли системное решение у этой проблемы? Где наши дети могут овладеть столь необходимыми навыками, которые помогут им получить прекрасное образование, перспективную работу и сделать блестящую карьеру? Безусловно, самым очевидным и важным местом, где воспитываются многие из этих ценных качеств, является семья. Здесь формируются и проходят ключевую проверку основные жизненные ценности и стратегии достижения успеха. Родители, обладающие такими качествами, — лучший пример и главный мотиватор для ребенка. Именно родительские модели начинает воспроизводить молодой человек, выйдя из возраста подросткового нигилизма.

       Вторым по значимости местом могла бы быть школа. К сожалению, в последние десятилетия развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование Soft Skills — ценнейших качеств самых успешных профессионалов и руководителей — было вынесено за скобки школьного и даже вузовского образования. Разумеется, речь не идет о редких исключениях — школах с сильными традициями. Несмотря на все реформы, они учат не только воспроизводить знания, но и самостоятельно учиться. Занимаются не только образованием, но и воспитанием детей. В топе рейтинга лучших российских школ как раз именно такие. У родителей малышей есть преимущество — они могут подождать внедрения новых ФГОСов (Федеральных государственных образовательных стандартов) на всех ступенях школьного образования. Результатом их реализации, по замыслу разработчиков, должно стать формирование таких навыков у каждого российского школьника. Однако сегодняшние старшеклассники окончат школу раньше, чем новые стандарты придут в старшую школу.

       Где в России учиться «навыкам XXI века».

       Наиболее системно и последовательно задачу формирования «навыков XXI века» решает Организация международного бакалавриата (IBO). В учебных программах Международного бакалавриата особое внимание уделяется развитию коммуникативных, социальных, мыслительных, исследовательских навыков и самоорганизации. В России есть ряд школ, включая государственные, которые давно и успешно работают по программам IBO, еще 20 московских школ планируют получить аккредитацию. На сайте организации можно найти список всех таких российских школ. Над решением этой же задачи третий год работает и лицей НИУ ВШЭ. Междисциплинарный подход, серьезная проектная деятельность, уважение личного выбора, поощрение самостоятельности, ответственности, инициативности, умения критически мыслить, находить нестандартные решения, сотрудничать, а также разнообразная общественно полезная деятельность — вот, что привлекает в лицей тысячи старшеклассников из Москвы и регионов и заставляет их участвовать в серьезном конкурсном отборе.

       В международной и российской практике есть и более быстрые способы целенаправленно овладеть «навыками XXI века». Среди них — специальные форматы тренингов, каникулярных программ. Интересным примером программ каникулярного формата в нашей стране могут служить компетентностные олимпиады и летние стратегические игры, которые в разных регионах проводит руководитель АНО ДПО «Открытое образование» Александр Попов. Погружаясь в игровую образовательную среду по конструированию новых миров, старшеклассники совершенствуют навыки проектной деятельности, креативного и критического мышления, презентационные, социальные, коммуникативные навыки, систематизируют школьные знания, ищут пути самоопределения. В программах всегда с удовольствием участвуют известные российские эксперты и практикующие специалисты. С 1996 года в этих программах приняли участие более 15 тысяч старшеклассников из 20 регионов. Многие участники первых программ уже сами стали серьезными профессионалами в основном в области муниципального и государственного управления и занимают руководящие посты в различных корпорациях.

       Самой известной и востребованной в мире тренинговой программой в этой области уже 20 лет остается глобальная программа Лэнса Кинга «The Art of Learning» (искусство учиться — английский), которую успели пройти около тысячи учащихся российских школ. Новая программа «ПРОФИ 21» Центра развития и тестирования «Гуманитарные технологии» при МГУ имени М. В. Ломоносова — наиболее комплексная и доступная российская программа по развитию Soft Skills. Она создана для учащихся 8 - 11 классов в соавторстве с организатором всех программ Лэнса Кинга в России — Центром развития глобальных компетенций «Нова Класс». В программах участвуют опытные тренеры, психологи, профконсультанты, HR-эксперты, специалисты в области одаренности. Тренинговый формат позволяет смоделировать множество разнообразных ситуаций, в которых подросток максимально комфортно, быстро и безопасно может научиться приемам и техникам и сразу же начнет применять в реальной жизни. В заключение хочу процитировать отца юного участника тренинга Лэнса Кинга в школе города Когалым. Выступая на родительском собрании, он сказал:

       «Я хочу, чтобы мой сын стал конкурентоспособным не только в своей песочнице».

       И возможностей для этого уже достаточно. Только пока, как правило, в таких полезных программах участвуют и в таких замечательных школах учатся одни и те же дети. Но для большинства родителей репетитор для подготовки к ЕГЭ или курсы английского языка — по-прежнему более понятные и практичные способы дополнить школьное образование своих детей. Возможно, поэтому навыки, обеспечивающие молодым людям ключевое конкурентное преимущество, в нашей стране становятся все более дефицитными и элитарными.

       Комментарии  Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня»:

       Хотелось бы верить, что столь дефицитные навыки можно приобрести без значительных материальных затрат. В самой обычной школе. Потому что большинство интересных проектов - не для бедных. Очевидно, что при капитализме, подобные расходы принесут пользу каждому ребенку в будущем, но денег от этого понимания не прибавится. Приходится искать выход и пытаться формировать нужные навыки самостоятельно в силу своего понимания.

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения