СТАРОСТЬ.
Максим Волков — аналитик, публицист.
В России обсуждают возможность увеличения пенсионного возраста. Но вопрос в другом: а будет ли вообще пенсия у будущих поколений? В РФ рано или поздно придётся увеличить пенсионный возраст, сообщил «Российской газете» глава правительства Дмитрий Медведев:
«Понятно, что нам рано или поздно придется принимать решение о том, чтобы пенсионный возраст увеличивать — во всем мире растет продолжительность жизни, растет и возраст выхода на пенсию. Это объективный процесс».
Ранее об увеличении возраста выхода на пенсию сообщали министр экономического развития Алексей Улюкаев (февраль 2015, пресс-конференция), министр труда и социальной защиты Максим Топилин (июнь 2015, Петербургский международный экономический форум), министр финансов Антон Силуанов (июнь 2015, проект бюджетной политики на 2016 - 2018), глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин (октябрь 2015, ТАСС). Увеличение пенсионного возраста — шаг сам по себе крайне непопулярный — не решит проблемы с выплатой пенсий. В лучшем случае немного отсрочит неизбежное: в будущем при существующих тенденциях граждане младше 40 лет никаких пенсий не получат.
Суть пенсионной системы.
С момента зарождения человеческих сообществ существует два способа обеспечить безбедную старость:
1. Накопления;
2. Забота трудоспособного поколения. В примитивном обществе эти функции ложатся на самого человека и его кровных родственников, в условно цивилизованном — на государственный аппарат.
В СССР пенсионное обеспечение по старости было введено в 1932 году. Благодаря более-менее равномерному распределению национальных доходов, росту населения и отсутствию привычки к статусному сверхпотреблению система работала стабильно до самого конца. Российская пенсионная система начала создаваться ещё за год до образования нового государства. Реформы не прекращаются и по сей день. В 2013 году начался новый этап, после которого что-либо понимать в механизмах обеспечения старости перестали не только простые граждане, но и некоторые экономисты. Самый простой способ разобраться — это применить модель «чёрного ящика» — не заглядывать внутрь, а изучить входящие и исходящие сигналы. В данном случае — количество денег.
Денег в пенсионных фондах нет.
В настоящее время обеспечением прав граждан на пенсию занимается Пенсионный фонд Российской Федерации, отчасти Фонд национального благосостояния России. В 2015 г. дефицит ПФР равняется 2,5 трлн рублей и продолжает расти. Доходы бюджета фонда по состоянию на 31 декабря 2014 год составили 6 159 миллиардов рублей, расходы — 6 190 миллиардов рублей (открытые данные ПФР). Несмотря на убедительные теоретические обоснования, на практике Фонд ни накопить, ни приумножить накопления не в состоянии.
С ФНБ ситуация схожая, к тому же усугубленная Федеральным законом «О внесении в Бюджетный кодекс РФ» (декабрь 2014), согласно которому часть средств может быть использована для «финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов». Олигархов, желающих профинансировать свои проекты в кризисные годы, оказалось более чем достаточно, первые транши по 100 миллиардов рублей уже начали поступать в ВТБ. С 2014 г. действует пенсионный мораторий (продлён в 2015, внесён законопроект на продление в 2016 году), по которому пенсионные отчисления не накапливаются, а сразу распределяются. Существующая пенсионная система используется для выплат пенсий нынешним пенсионерам и еле сводит концы с концами — денег на выплаты следующим поколениям в ней нет даже в теории. Даже без учёта проблем инфляции, индексации, структуры средств и их доступности, последствий политических и экономических кризисов, уровня финансовой грамотности российских чиновников (75% российских резервов — это западные ценные бумаги, например) и множества других факторов — денег нет.
Россияне стареют.
Пенсионерам будущего не приходится рассчитывать и на помощь молодого поколения. С начала 00-х годов количество россиян трудоспособного возраста уменьшается, а количество пенсионеров растёт. В 20-х годах прошлого века на одного старика приходилось 6 работников, в 70-х — 4, в 90-х — 3. Сейчас всё ближе к 2. При существующих темпах к 40-м году на одного пенсионера будет 1 работающий гражданин (к 2043 году согласно линейной регрессионной модели).
Возможные решения.
Чтобы пенсионная система могла работать хотя бы на нынешнем, далеко неидеальном уровне, налоговую нагрузку на каждого работника придётся увеличить в 2 - 3 раза. Правящая элита также может пополнить пенсионные накопления за счёт перераспределения нефтяных доходов (которые стремительно сокращаются), увеличить поборы с малого и среднего бизнеса (который практически уничтожен), интенсифицировать поставки трудовых мигрантов, понизить уровень жизни и потребительские ожидания россиян, значительно увеличить возраст выхода на пенсию, сократить продолжительность жизни — все эти меры либо маловероятны, либо малоэффективны, либо сопряжены с серьёзными рисками. Самый простой и очевидный шаг с точки зрения власти — отменить выплату государственных пенсий. В этом случае государство умоет руки и предоставит россиянам самим разбираться со своими стариками. Проявления социальной напряжённости, недовольства будут купировать разовыми подачками, преподнося их как жест доброй воли, а не взятые на себя обязательства. В неолиберальной периферийной российской экономике существует лишь такая логика развития событий. Об альтернативной концепции развития можно прочитать в работах Центра. Например, в проекте Социальной доктрины Российской Федерации (пенсионное обеспечение, страница 71) и в монографии "Национальная идея России". Пока суд да дело гражданам можно посоветовать не ждать нового закона о пенсии, копить смолоду и инвестировать в детей.
Вице-президент Федерального Общественного Виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», кандидат философских наук А. И. Шарапов.