УЧЁБА.
Человек обычно плутает между тремя соснами. Хочу - его желания, потребности, влечения, похоти и так далее. Могу - его способности, намерения, ресурсы и тому подобное. И должен, то есть соответствовать требованиям общества, учителей, родителей, то есть соблюдать нормы, ограничивающие его природную лень, склонность к безделью. Анри Гельвеций, французский философ, говорил, что если человек может то, что он хочет, то он хочет больше, чем он должен. Как же достичь равновесия, гармонии, чтобы не плутать человеку в этих трёх соснах?
Три самых популярных запроса в Google, которые начинаются со слов «почему ребенок не хочет», — это «учиться», «делать уроки» и «идти в школу». Если спросить поисковик, «как заставить ребенка», он снова предложит добавить «учиться» и «делать уроки». Злободневно, не правда ли? Журнал «Семейное образование» попытался понять, что делать, если ребенок не хочет учиться. Для начала нужно разобраться — действительно ли не хочет. Возможно, ребенок просто не может и защищается вот этим: «Да кому эта учеба нужна?». Ситуации бывают разные, а мы зачастую считаем причиной всех бед — отсутствие пресловутой учебной мотивации. Двигатель прогресса — слово «хочу». Без него и жизнь не мила, не то, что учеба. Но чтобы превратить «хочу» в действие, приводящее к цели, одним «хочу» не обойтись — нужно еще и «могу». Хочу — это про наши желания, могу — про возможности. И если что-то проседает, то «лечить» нужно именно это, а не «мотивацию».
Хочу и могу.
Идеальный случай, когда главное — не сломать. Как в том анекдоте: работает — не трогай. Что делать: поддерживать, взращивать, поощрять. Если ребенок просит о помощи — помогать. Гибко реагировать на изменения, которые обязательно будут происходить по мере взросления. Чтобы мотивация не угасла, ребенку важно:
- Быть активным и не бояться совершать ошибки. Чувствовать себя активным участником учебного процесса, «добывать» знания, а не пассивно их потреблять. Да здравствует свобода творчества, исследовательская деятельность, возможность пробовать, ошибаться и снова пробовать.
- Иметь свободу выбора и испытывать минимум давления. Ощущение долга, отсутствие выбора само по себе способно убить любое желание. Инициатива ребенка (да и взрослого!) быстро гаснет, если он чувствует, что за него уже выбрали, что он должен делать, когда и как. В учебном процессе, как и в остальной жизни, чем меньше контроля и давления и чем больше свободы — тем лучше.
- Быть уверенным в своих силах. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить в то, что он это делать может, поэтому очень важно дать каждому ребенку почувствовать себя успешным в учебе. «Ура, получилось!» — самый мощный стимул в обучении.
Хочу, но не могу.
Часто путают с отсутствием мотивации. На деле же ребенок хочет узнавать новое, но не может по чисто техническим причинам. У ребенка не хватает необходимых умений и навыков (чтения, письма, счета, самоорганизации) или есть пробелы в знаниях, и это мешает двигаться дальше. Пропущенная по болезни тема, высокий темп освоения программы, завышенные ожидания взрослых — все это может привести к пробелам. Часто от ребенка требуют большей самостоятельности, чем он готов проявлять на данном этапе. Что делать: вернуться, помочь освоить пропущенный материал или довести какой-то навык до автоматизма, чтобы им можно было легко пользоваться в дальнейшем.
При семейном обучении исправить пробелы проще — ведь процесс легко подстраивается под индивидуальные потребности ребенка. Однако родителям зачастую сложно следовать индивидуальному темпу ребенка и ориентироваться на его возможности и способности. У большинства из нас школа сидит в голове так крепко, что семейное образование, прежде всего, требует работы родителя над самим собой. Часто это непросто, но если ребенку не поможем мы — то кто же ему поможет?
Не хочу, но могу.
У ребенка хорошо сформированы необходимые для успешной учебы умения и навыки, он может без проблем учиться, но на каком-то этапе кто-то очень постарался сделать все, чтобы убить его мотивацию. Достаем «живую воду» и начинаем обряд воскрешения.
Учебная мотивация начинает складываться в младшем школьном возрасте, тогда же чаще всего и страдает. Нередко руку к этому прикладывает первый школьный учитель. Акцент на совершаемых ребенком ошибках, негативное оценка его деятельности (а иной раз и личности!), моральное унижение ребенка, а иногда и проблемы с одноклассниками — от всего этого очень страдает учебная мотивация. А ведь ребенок в младшем школьном возрасте горы готов свернуть ради похвалы учителя, к которому привязан. И совсем не может воспринимать информацию от учителя, который ему не нравится. Но вместо установления с ребенком доверительных надежных отношений, учителя очень часто используют в качестве мотиватора совсем иное — страх. Дети боятся получить замечание за поведение, совершить ошибку в диктанте, криво написать, отступить две клеточки вместо трех, не так посмотреть, не туда повернуться, получить плохую отметку, попасть под плохое настроение учителя. И пока они беспокоятся об этом и стараются избежать подобных неприятностей — им некогда заниматься учебой, да и ресурса внутреннего на это не хватает, ведь они заняты другим важным делом.
Родители также нередко способствуют потере учебной мотивации — своими завышенными ожиданиями, чрезмерной требовательностью, акцентом на школьных отметках, сравниванием ребенка со сверстниками, постоянным давлением. Еще одна частая причина возникновения проблем с учебной мотивацией — банальная скука. Ребенок многое может, а вот школа нет. В частности, школа чаще всего не может организовать процесс познания так, чтобы детям с разными способностями было одинаково интересно на уроках, ну просто потому, что индивидуально подстраивать процесс под каждого из 25 учеников класса — очень сложно. Бывают учителя (вернее — Учителя), которые хотят это делать и могут это делать, но это уж точно не массовое явление. И тогда ребенок говорит:
«Я, конечно, могу, но — зачем?».
Ребенок от природы любознателен, познавательно активен, но вынужденное пребывание в обстановке, где поощряется уравниловка, общий темп и «не высовываться», — убивает его мотивацию. Для того чтобы ребенку не было скучно учиться, поставленные в процессе учебы задачи должны быть интересны ребенку. А это возможно тогда, когда задача ориентирована не на уровень актуального развития ребенка, а на зону его ближайшего развития.
Не хочу и не могу.
Обычно это следствие:
- Не принятых вовремя мер в ситуации «хочу, но не могу». Попытки решить учебную задачу каждый раз проваливаются. Комментарии учителя по этому поводу и отметки говорят сами за себя. Самооценка ребенка падает, учеба превращается в постоянный источник стресса. Ребенок уже ничего не хочет, ну разве что одного, — чтобы его все оставили в покое.
- Запущенности ситуации «не хочу, но могу». Ребенок сначала может, но не видит смысла в учебной деятельности и поэтому перестает учиться. Это приводит к возникновению и накоплению пробелов в школьных знаниях, делающих учебу затруднительной без дополнительных усилий по наверстыванию пропущенного. А ребенок, который и так не видит смысла в «учиться как все», тем более не будет видеть смысл в том, чтобы догонять, прикладывая дополнительные усилия.
- Еще в дошкольном возрасте была убита всякая познавательная активность ребенка. Этому могли поспособствовать как родители дома, так и воспитатели в детском саду. Как следствие — комбинация из нежелания ребенка учиться и несформированности нужных для учебы умений и навыков.
Главное, на что должны быть направлены усилия в ситуации «не хочу и не могу», — это реанимация детско-родительских отношений. Потому что, будь они в порядке, до такой стадии проблемы с обучением просто не дошли бы. Какое бы влияние на возникновение и усугубление проблем с учебой в данном случае ни оказал воспитатель или учитель, не допустить развитие ситуации до такого уровня родителям было по силам. Им в итоге все исправлять либо самим, либо с помощью психологов, педагогов и других специалистов. В любом случае семейное обучение в такой ситуации более чем показано. Однако без серьезных изменений внутренних установок и поведения родителей положительного результата не будет.
Со ступени на ступень.
Любая проблема с обучением усугубляется при переходе ребенка с младшей школьной ступени на среднюю. В младшем школьном возрасте исправить ситуацию легче и не только потому, что она менее запущена, но и потому, что основное занятие ребенка в этом возрасте именно учеба. С возрастом дети осваивают все больше видов деятельности. Но на развитие психики ребенка решающее влияние оказывает только ведущая деятельность. Это деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития, и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности. Каждый возраст характеризуется своей ведущей деятельностью.
Новообразование — новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Именно благодаря ведущей роли учебной деятельности, дети в первом-втором классе не так легко сдаются — они не готовы так просто согласиться с позицией неуспевающего ученика. Они предпринимают попытки исправить положение, достичь поставленных учителем и родителями результатов учебной деятельности и тем самым сохранить высокую самооценку. Количество таких попыток тем меньше, чем более деморализующее воздействие оказывают на ребенка учитель и родители и чем меньше они готовы ребенку помогать.
В средней школе ситуация меняется далеко не в лучшую сторону. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Основная цель посещения школы на этой возрастной ступени — общение со сверстниками. Попробуйте тут повлияйте на ситуацию с учебой! С переходом на старшую школьную ступень ситуация обычно улучшается, поскольку ведущей деятельностью становится деятельность учебно-профессиональная. Учеба приобретает для старшеклассников смысл, поскольку от нее зависит будущее. Отношение к учебе становится более осознанным, возникает избирательное отношение к предметам, усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, появляются прочные навыки самостоятельной работы. При этом совершенно не обязательно дожидаться надвигающихся экзаменов, чтобы увидеть детей за учебой. По сути, от родителей требуется лишь не мешать, не ломать, не вмешиваться в естественный ход вещей. В дошкольном возрасте учебная мотивация строится на чистом природном интересе ребенка. Постоянные «почему» многих родителей доводят до белого каления, но если эти «почему» игнорировать или пресекать — с мотивацией можно будет распрощаться.
К началу школьного возраста у ребенка формируется потребность в систематизации всех этих накопленных «почему»: он готов и хочет познавать мир. Но все это лишь в том случае, если с миром у ребенка сложились теплые отношения. То есть если благодаря родителям у ребенка есть к миру доверие. Потому что ни одно живое существо не захочет исследовать и познавать мир, полный опасностей. В таком мире детеныш будет чувствовать себя настороженно, не захочет далеко отходить от мамы и будет находиться в постоянной готовности убежать, драться или замереть. И именно на это, а не на изучение мира, будет тратиться вся его энергия, все ресурсы. А для познания мира важно не бояться отойти от мамы чуть подальше, быть открытым и доверять окружающим. Такое отношение с миром формируется, если взрослые понимают потребности ребенка, реагируют на них и принимают любые детские эмоции. Развитие ребенка в такой благоприятной ситуации открывает ему возможность, благодаря природному любопытству, изучать, познавать, исследовать.
Источник: Журнал «Семейное образование»
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия - Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.