ГРАЖДАНИН МИРА.
Когда вы читаете эти строки, вероятнее всего, непоседливый бес снова вселился в нашего героя, земляка, и он снова в пути, вдали от дома. За бугром. Тут до Билимбая добраться порою нет времени. Можно угодить в ДТП даже в центре родного села. Бог и судьба в виде Аннушки в любой момент готовы отрезать голову даже сверхосторожному Берлиозу. А вот неугомонный первоуральский странник Андрей Шевченко, художник и философ, не зная страха и языков, за два с половиной года умудрился объехать 21 страну мира! Жив - здоров. Чего и вам желает. Такая обширная география не снилась и купцу Марко Поло! Например, экзотический остров Суматра покорился первоуральцу около года назад.
- Пересек его автостопом. Просто не было других вариантов. За четыре дня. Это где-то две тысячи двести километров. Расстояние почти как от Первоуральска до Москвы.
Потом, тоже автостопом, у Андрея простенькая такая была поездочка в Крым, на Кавказ и оттуда – в загадочный Иран. Там ночь он провел не в палатке, а в … полицейском участке.
- Обращались вежливо. Иранцы не умеют врать. Народ независимый и большинство товаров в стране своего производства. Было ли опасно? По моему убеждению, все опасности подстерегают нас дома. Страшнее мне было, когда исследовал однажды район карьеров нашего медеплавильного гиганта СУМЗа, эту техногенную пустыню. Когда поздним вечером иду по родному Первоуральску и слышу знакомый мат, мне порою бывает страшнее, чем в секторе Газа или в каком-нибудь индонезийском Танджунгкаранге…
Обратно, в родные пенаты, Андрей добирался через Азербайджан. Недавно вернулся из Индии. Неслабо попутешествовал!
- У меня своя география. Не виртуальная. Хочу быть первооткрывателем. Нравится искать и исследовать. Каждое путешествие меня вдохновляет, как художника и человека, который начинает путешествовать, по сути, еще с рождения, с любопытством познает мир, когда перемещается по своей первой детской кроватке.
Ему тридцать пять. На семейном поводке никто не держит. Работал в одной из фирм, потом надоело, сказал себе: пора менять свою жизнь! И теперь свободен, как птица в полете. Живет и в Первоуральске, куда возвращается три раза в год, и в Москве.
- В столице, за месяц, я зарабатываю ремонтом квартир достаточно средств, чтобы затем уехать в другие страны на три месяца.
Наш Андрей, выпускник школы № 1 и городской «художки», воспитанник Петра Клименко, под влиянием которого закончил Магнитогорский худграф. Он – человек неудержимый и творческий. Непостоянный, ветреный, неусидчивый, скажете вы? В народе говорят про таких: как шило в ж…
Из каждой своей поездки он привозит своеобразные рукотворные комиксы, книжки с картинками-впечатлениями и дневниковыми записями. Я перечислю названия на обложках: Львов, Приднестровско - Молдавская республика, Домбай, Златоуст, Питер, Чукотка, Памир-Афганистан, Полесье, Сингапур, Непал, Владивосток-Харбин, Лаос, Таиланд, путешествие на остров Сахалин…
Не устали от географических названий? А есть еще у нашего неугомонного героя философские книжки-картинки – «Московская тошнота», «Водка», «Потеря памяти в Пекине» или просто… «Жопа». Я бы назвал его Гражданином Земного Шара. Весьма лестное сравнение с поэтом Велимиром Хлебниковым, который творил в начале прошлого века и дал себе такое космическое определение.
За сто лет много воды утекло. Недавно в соавторстве с таким же чудиком, врачом из Тюмени Александром Ивановым, в которого тоже вселился однажды бес путешествий, Андрей Шевченко представил книгу «Своя география», со своими лаконичными и содержательными образами-иллюстрациями. Есть там такие знаковые слова наших современников.
- Эта книга – грусть по разнообразию мира, которое сейчас стремительно исчезает. Наша планета постепенно превращается в «мир похожестей». Исчезает ее шарм, который был во времена Жюля Верна и Пржевальского. При сегодняшнем глобализме, захлестнувшей нас информационной революции, белые пятна на земном шаре почти полностью закрасились.
Наша книга – про одиночество. В хорошем смысле этого слова. Про индивидуальное, субъективное исследование мира, в котором мы сегодня живем. И эта СВОЯ ГЕОГРАФИЯ уже не может быть в виде учебника или фотоотчета в Интернете. Она самостоятельна, индивидуальна… Однажды я умру, унеся с собой миллион открытий.
Спешите путешествовать, пока есть силы, возможности, желание! Даже если нет денег. Деньги – не главное в жизни. Пусть будет миллион открытий каждый день, при каждой встрече. Пусть даже в пределах родного Перводрищенска. Хочется автостопом? Пожалуйста! Хотя самолетом быстрее и удобнее.
- Я тоже порою пользуюсь самолетами, – признается мне Андрей. – И, конечно, поездами. По плацкартной России проехал. И в гостиницах останавливался. В той же Индии, где просто палатку негде поставить из-за жуткой перенаселенности. (Проснулся бы не один, это точно!) В Бирме так вообще могут покарать за ночлег на природе.
В палатке мне комфортнее, спокойнее, чем в любом пятизвездочном отеле. Например, в Китае я удобно переночевал на… кладбище. В принципе, весь мой дом – палатка, коврик, спальник. И этот пропыленный рюкзак. Не хочу его стирать. Счастливый. Месяц, как из Индии. С ним поеду теперь на Алтай, в Монголию.
Куда потом? Планирую посетить до конца года Японию, Западную Европу и Великобританию, потом снова Мадагаскар…
На базаре в Джакарте он купил интересную штуковину – традиционный индонезийский клинок змеевидной формы. Хорошая ковка.
- Андрей, а обереги у тебя есть?
- Есть. Сами находятся, иногда теряются. Вот этот я привез из Таиланда.
- Любимая страна?
- Та, из которой я возвращаюсь, жив - здоров, любимая. Страны, они как люди. Каждая со своим неповторимым лицом и своим норовом.
Он поставил перед собой задачу: объехать весь земной шар. Говорит, что пока выполнил свою программу всего лишь на пятнадцать процентов…
АНДРЕЙ ШЕВЧЕНКО.
Виктор Губачев.