ОМЕРТВЛЕНИЕ ДЕТСКИХ ДУШ.
Прибежали в избу дети
Второпях зовут отца:
«Тятя! Тятя! Наши сети
Притащили мертвеца».
А. С. Пушкин.
Мама приходит за ребёнком в детсад. Дети сидят с телефонами и планшетами на газоне, а воспитательница на скамейке спит.
- Что вы спите?! У вас же все дети разбегутся!
- Да куда они денутся, у нас Wi-Fi только до забора.
Над миром расправила чёрные крыла пандемия. Имя ей – Интернет - компьютерная зависимость. И паразитирует эта зависимость на главном качестве человека разумного - на способности к воображению фантазии. Найдите мне хотя бы одну собаку, обезьяну или другого представителя мира животных, чтобы он впал в компьютерную зависимость. Нет, только хомо сапиенс! Многие уже прочно застряли во Всемирной паутине, крепко прилипли к экрану? Постоянно выкликают и ждут, чтобы жирный паук прибежал, вспрыснул свой яд, властно овладел вашим воображением и, тем самым, высосал вашу кровь, до капельки. Всю вашу жизнь, вашу энергию, вашу любовь, планы, дела и мечты. И у вас ни на что не останется! Даже на самых близких людей. Вы станете слепы и глухи. Вы будете ждать лишь встречи с Ним, всесильным и могучим, овладевшим вами безгранично. Жаждать встречи, радоваться только ей, мечтая избавиться от «серой» реальности. А если вас захотят разлучить, о, вас ничто не остановит! Для многих людей Apple уже давно перестала быть просто производителем устройств, и поклонники готовы идти на серьезные жертвы ради заветного гаджета. Вот несколько примеров того, как люди всеми силами пытались заполучить или спасти свой iPhone.
Один из первых громких случаев, связанных с необычной покупкой гаджета от Apple, произошел в 2011 году. 17-летний школьник из китайской провинции Аньхой продал почку за 22 000 юаней (около 3 500 долларов), чтобы купить iPad 2. Вырученных денег ему хватило не только на iPad 2, но и на iPhone 4. Позже выяснилось, что после операции подросток страдал от почечной недостаточности.
А вот девушка-подросток разместила в социальных сетях предложение обменять на iPhone свою невинность. В описании столь необычного предложения она пожаловалась, что «иметь iPhone 4 — ее мечта», однако отец отказался покупать ей любимый аппарат. Девушка разместила в сети фотографию и информацию о себе, добавив, что готова продать невинность любому, кто купит ей вожделенный смартфон.
А истории, как сходят с ума юные геймеры, поражают. Недавно в Башкирии подросток скончался после 22 дней почти непрерывного нахождения за компьютером. Семья характеризуется положительно. Другой случай: парень в Британии так заигрался, что встал и умер: тромбоз глубоких вен. Это в 20 лет! И таких жутких случаев полно.
«Чтоб ты сдохла!» – кричит «дитё», когда мама выключает компьютер, прервав игру. Это что? Земля стала вращаться в другую сторону? Не припомню ни одного случая из своей юности, чтобы кто-то впал в безумие, если ему не дали посмотреть телевизор или поиграть. Тем более – чтобы поднял руку на самых дорогих людей. А теперь и дети, и взрослые ведут себя как полоумные, таращатся в экранчик как заколдованные. Может, и вправду заколдованные? Одни не могут наиграться, другие – насытиться информацией, третьи – напитаться иллюзией общения.
Педагоги бьют тревогу, что многие дети просто срастаются с телефонами! Я подозреваю – и на горшке не расстаются. Их зовут играть, а у них глаза в одну точку: поглощены, как мелкая пыль пылесосом – мощно и безвозвратно. Многие родители, понимая погибельность гиподинамии, ведут своих детей в спортивные секции. Но послушайте, что говорят тренеры:
«Ну, невозможно стало работать! Я приехал, чтобы приобщить ребят к спорту, а они уткнутся в телефоны – и за уши не оттащишь. Отнимешь – родители возмущаются. Я хочу, чтобы они были здоровыми, а им этого не надо. Говорю одному: «Какой у тебя телефончик интересный!», а он так гордо: «12 тысяч стоит». Родители небогатые, экипировку на эти деньги можно было купить, а они сунули телефон ребёнку: «На, отвяжись». Теперь он из Интернета не вылезает. Расстроился я, никогда такого не было».
А случай с трёхлетним ребёнком! Он смотрит через окно и чтобы лучше разглядеть происходящее на улице начинает раздвигать пальцами как экран айфона, оконное стекло!? Иногда, кажется, что мы просто сходим с ума. Но есть ученые, психологи и прочие вещатели-пророки, которые утверждают, что это другое поколение, что человечество благодаря компьютерам и гаджетам перешло на более высокую ступень развития. Надо, мол, только изменить традиционные методы воспитания, обучения и развития детей на инновационные, адекватные вызовам современного мира. Но ведь дети умнее не становятся, наоборот – год от года всё безграмотней! А зачем знать русский язык, если есть поисковые системы? Но если ты не пользуешься памятью, не имеешь привычки размышлять, – эти способности атрофируются.
Гадина, гад, гадость – в русском языке есть слова, которые кричат об опасности. Интересно, что и в других языках есть созвучные слова. Например, английское «gadget» – штуковина, приспособление, устройство, безделушка. Или французское «gâche» (скоба, хомут) и уменьшительной формой «gâchette» (скобка, хомутик). В Википедии сообщается, что первоначально слово «gâche» означало застежку и происходит от нидерландского «gesp», «gespe» (пряжка, застежка), что характеризует «пристёгиваемость» устройства. Этимология – вещь безумно интересная, иногда стоит вдуматься в происхождение слов. Да, всё-таки крепко нас пристегнули!
Человек тысячи лет придумывает что-то новое, чтобы облегчить себе жизнь, технически усовершенствует устройства. Гаджеты используются во всех областях, но мы говорим сейчас о тех, что особенно владеют умами и душами: телевизоры, компьютеры, планшеты, телефоны. Интернет, как липкая лента, манит и пленяет бесчисленное количество мух. Ой, простите, пользователей - юзеров. Всемирная паутина раскинулась широко-широко, от мировых столиц до глухих деревушек. Новостной, информационный поток накрывает нас с головой. Как сказала мне одна знакомая, преподаватель математики и информатики:
«Я чувствую, как огромный поток информации разрушает мой мозг».
А что говорить о детях! Вот что пишет сайт «Иван Чай» на тему целенаправленной деградации детей:
«Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте».
Приведём мнение педагога, выпускника факультета коррекционной педагогики Педагогического университета, руководителя программы детского оздоровительно-образовательного центра «Урал» В. Цилицкого. На вопрос о том, что существует прямая зависимость: слишком сильное увлечение гаджетами приводит к слабоумию и шизофрении, он ответил следующее:
«К сожалению, перенасыщение сенсорными раздражителями наших детей имеют место быть. Изменения в стране, в мире, информатизация и совершенствование гаджетов – это, с одной стороны, позитивное явление. Подрастающее поколение должно развиваться. Но есть и большой жирный минус, и здесь, как в любой ситуации, надо знать меру. Нынешним детям бывает сложно оторваться от гаджетов, а лагерь должен работать так, чтобы аккуратно, ненасильственно (!) убрать от ребят цифровые устройства, чтобы они могли забыть о них хотя бы на 21 день. Все наши усилия направлены на это: в лагере дети занимаются многими интересными делами. Но, к сожалению, и тут сплошь и рядом можно увидеть школьников с планшетами и телефонами, за компьютерными играми. Мне кажется, родителям следует научиться, лучше понимать своего ребёнка, проводить с ними больше времени, пусть даже некогда, читать ему хоть иногда хорошие книжки, играть, гулять с ними. Да и самим почитывать хорошие, умные книги по педагогике и психологии».
Но классические вопросы не исчезают: кто виноват и что делать? Как представляется, в первую голову виноваты родители. Не среда, не школа, не политический режим, не экономическая ситуация. Родители хотят, чтоб чадо было развитым, продвинутым и «не хуже других». А смотришь: вырос инфантил, или ещё хуже — садюга, циник и извращенец. Или просто что-то смещается в сознании, происходит переоценка ценностей, ориентиров. Недавно две девчушки, глядя на меня ясными глазами, убеждённо сказали:
«Мы положительно смотрим на однополые браки: люди имеют право любить друг друга».
Вот откуда это? Семья и школа внушили? А вот что отмечает московская писательница, детский психолог Татьяна Шишова:
«Часто дети, их психика искажаются под влиянием того, что они смотрят, читают, чем напитываются, и здоровый ребенок вдруг начинает вести себя так, как будто он больной. Много различных нарушений поведения, отклонений у детей. Очень многие люди не понимают, что происходит, к чему приведет тот или иной поступок. Например, покупают ребенку компьютер и снабжают его играми. Специалисты уже не обсуждают, есть ли компьютерная зависимость или нет. Да, безусловно, это вид зависимости, подобный наркотической, но они не знают, что с этим делать! Даже с наркоманами более понятно, хотя статистика их излечивания очень неутешительна: пять-семь процентов. С компьютерной и Интернет-зависимостью дела еще хуже. Конечно, родители этого не хотят, они просто верят рекламе, что есть развивающие игры. Чем позже ребенок садится за компьютер, тем лучше. Чем меньше ребенок, тем быстрее возникает зависимость, его психика слабее. Все это происходит в рамках информационной войны. Смысл ее в том, чтобы информация была оружием, губила людей, а в лучшем случае (для тех, кто ведет эту войну) – убивала».
В России большое внимание уделяется проблеме алкоголизма, наркотической зависимости. А ведь Интернет-аддикция и компьютерные игры могут быть не менее опасны – и для общества, и для отдельного человека. Если дети часто не хотят ничего видеть кроме своих гаджетов: телефонов, планшетов, компьютеров, то, что делать взрослым? Есть такая английская пословица:
«Сколько не воспитывайте своего ребёнка (даже если вы будете применять ультрасовременные педагогические, психологические и тому подобные технологии!) - все равно он будет походить на вас. Поэтому воспитывайте, прежде всего, самого себя!».
Очевидно, что зло порождается и локализуется не в мире детей, а в мире взрослых. Широко известны работы советского психофизиолога Геннадия Шичко. Одно из его открытий: общество программирует своих членов, в том числе на неадекватное поведение. И вдруг приходит на ум: наверное, сумасшедшая любовь к гаджетам – это тоже часть чьей-то «программы»? Спросим себя, дорогие читатели: может, и мы больше живем в телевизоре или компьютере? Тогда не удивляйтесь, если однажды не узнаете собственного ребёнка. Вот мнение православного священника Челябинской епархии Александра Невзорова:
«Вы знаете, это проблема не детей. Первая причина, по которой они утыкаются в гаджеты — родителям некогда заниматься своими детьми, они все деньги зарабатывают, а у детей много свободного времени. Чем больше ребенок занят – спортом, учебой, общественными нагрузками, кружками, тем меньше он отвлекается на гаджеты. Понятно, что окружение, так или иначе, его провоцирует, но занятость может их отвлечь. Мы ежегодно организуем детские лагеря на озере Увильды, по скаутской системе, в течение 10 лет, и на время смены просим, чтобы дети телефоны не брали вообще. У нас есть связь, родители могут позвонить, да и ребята имеют возможность это сделать. Но есть дети 10 - 11 лет, которых без телефона просто трясет! Правда, это постепенно слабеет – день настолько наполнен действиями и играми, занятиями, что ребёнок отвлекается. Надо учить детей отвлекаться, настраивать их на что-то другое. Запрещать продавать гаджеты мы не можем, смысла нет. То, что это плохо, знают все, в том числе родители. Но если ты знаешь, то и выстраивай воспитательную работу со своим ребёнком. Самое страшное не то, что дети «Вконтакте» сидят, а игры, в которые ребенок уходит вниз головой. И для него реальная жизнь и виртуальная меняются местами. Жизнь для него – там, и всю свою радость он получает там, а реальность становится нереальной. Получается перевёртыш знания, который ломает психику и приводит, как минимум, к ее расстройству, а как максимум, может случиться какое-то не правовое действие или беда, когда человек уходит от жизни. И даже не в 15 - 16, а в 10 - 12 лет. Мы видим такие случаи, когда ребенок просто беснуется, ломает компьютер и так далее. И более того: у них же происходит переоценка ценностей. Девочки 12 - 16 лет положительно смотрят на однополые браки, например. Как с этим быть? Это же тоже Интернет-зависимость. Это оттуда все? Оттуда. А что делать?
У нас школа отказалась от роли воспитателя! Сейчас воспитание – дело только родителей, а им некогда. Они напоминают пастухов: отправляют детей в школу, одевают, кормят, принимают – и всё. А детьми надо заниматься, в них нужно вкладываться, а если вкладываться не будешь, – ничего из них не выйдет. Многие считают: отвел в кружок, потом забрал – и достаточно. Нет! Самое важное родительское воспитание – это, в первую очередь, собственный пример. Если папа каждый вечер сидит с кружкой пива, если мама целый вечер сидит на телефоне или «Вконтакте» – тоже показательно. А если мы обманываем кого-то перед ребёнком – они делают вывод: обманывать можно. И получается две правды: одна – как можно говорить, другая – как можно делать. Воспитание – от слова «питать», «питание». Дети воспитываются не от тех слов, которые говорят родители, а от той жизни, которой они живут. Поэтому все проблемы детей – это проблемы родителей. И воспитывать нужно их. Но мы не можем прийти в каждую семью и начать воспитывать каждого родителя».
Над словами священника стоит глубоко задуматься. А вот мнение простого школьника Миши Бавенкова, ему 15 лет:
«Я не могу сказать, положительное или отрицательное у меня отношение к гаджетам, так ставить вопрос неправильно. Без гаджетов мы бы многого не могли: например, общаться или передавать информацию (та же почта – это неудобно). Есть много удобств, но много и зависимостей, и были многие случаи, когда гаджеты «подставляли» людей. Сколько было смертей, многие сходили с ума! Все должно быть в меру. У меня тоже есть пара знакомых, кто не может и дня прожить, чтобы не зайти в Интернет. Общаться с ними можно, но сложно, у них одни интересы: гаджеты, гаждеты, гаджеты. Я, например, весь лагерь не захожу в Интернет, телефоном пользуюсь минимально и прошу мне не звонить: я тут для отдыха от всего, что меня нагружает.
Есть много развивающих программ, помогающих развивать память, внимание, реакцию, но если тупо играть или пропадать в соцсетях – это не то. Есть много другого, познавательного в Интернете. Я вот географ и историк, очень часто сижу и читаю много информации, черпаю из Интернета. Мне кажется, надо просто расставить приоритеты: не тратить время только на компьютер, надо общаться с людьми и стараться находить общий язык почти с каждым из них, потому что лучше жить дружно и мирно, это полезно всем».
Совершенно очевидно, что мозг ребёнка нужно развивать и кормить, вот что говорит британский профессор психологии Таня Байрон:
«Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного, свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и сталкиваются с чем-то новым».
Для многих сегодня мир сжался до экрана смартфона, дети в большинстве своем перестали свободно исследовать окружающий мир, а ведь не забудем слова Сергея Михалкова: сегодня – дети, завтра – народ! Каким он будет? Впрочем, если и другая сторона проблемы, другая причина чрезмерной увлечённости гаджетами, о чём мне поведали сами дети: им часто и поиграть-то негде. Выходишь из квартиры – шприцы под ногами, бомж устроился на ступеньке – надо перешагнуть, пьяницы посапывают на скамейках. Двор, асфальт, бетон, суровые бабушки, опасные маргиналы всех возрастов, хулиганы, что кепку ли, велосипед ли — запросто отнимут – нет, не разгуляешься. Лучше тихо и надолго занырнуть в экранчик. Мама с папой спокойны. Значит, необходимо ещё и формирование безопасной среды. Может, тогда дети вспомнят, что можно часами играть во дворе, а не торчать сутками у экрана.
Материал подготовил по личным беседам с родителями и детьми Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.