ДИСЦИПЛИНА РЕБЁНКА.
Сущность родительской дисциплины состоит в приведении поведения детей в соответствие с родительскими представлениями и требованиями.
Выделяют три основных техники:
а) эмоциональное наказание;
б) техника, основанная на утверждении силы;
в) разъясняющая техника.
Эмоциональное наказание – это такая форма, при которой родители воздействуют на чувства ребенка. Это отказ разговаривать, насмешки, лишение родительской любви, изоляция ребенка и стимуляция чувства вины. Это наиболее сильный способ воздействия на чадо, так как наказание может быть длительным, к тому же в этом случае действует сильная угроза – страх потери объекта любви.
Техника, основанная на утверждении силы, включает физические наказания, лишение удовольствий и материальных ресурсов, вербальные угрозы по отношению к ребенку. В этом случае механизмом управления поведением является страх наказания. Дисциплина, основанная на власти, ведет к задержке развития ребенка. Такая практика может быть связана с высоким уровнем родительского стресса или депрессии, выраженностью такой личностной черты, как раздражительность, низким образовательным уровнем взрослых, разводом, воспитанием большого количества детей и бедностью. Наказывая ребенка, родители добиваются краткосрочного комфорта, но не могут повлиять на общую динамику развития.
Разъясняющая техника является относительно мягким способом, который характеризуется попытками родителей объясниться с ребенком в надежде на то, что он поймет, почему он должен изменить свое поведение.
Развитие совести у ребенка зависит от того, насколько часто матери используют похвалу и убеждение, и отрицательно – с использованием физического наказания. Непоследовательность в родительских дисциплинарных требованиях (когда один наказывает, а другой поощряет) дает ребенку рычаги манипулирования, что делает родительские дисциплинарные меры неэффективными.
Необходимо, чтобы родители понимали поведение ребенка. Самый легкий и быстрый ответ – накричать на него или наказать. Чтобы эффективно отвечать на нежелательное поведение, нужно знать:
1) на какой стадии развития находится ребенок, способен ли он контролировать поведение так, как от него требует родитель;
2) какой тип воздействия будет наиболее эффективным;
3) что в действительности привело к такому поведению.
Взрослый должен ясно сообщить ребенку, что дисциплина – это путь сделать его более счастливым и успешным в достижении целей. Дисциплина может быть понята как средство формирования у него самоконтроля. Физическое наказание ребенка порождает у него гнев, ощущение беспомощности. Если взрослый использует наказание в качестве последнего средства, то он обязан делать это без гнева.
Выбор техники должен, несомненно, зависеть от возраста дитя. Ребенка двух лет бесполезно дисциплинировать, используя вербальные средства и разъясняя ему причины его поведения. Наилучший способ этого возраста – минимум ограничений и такая организация окружения ребенка, чтобы он имел возможность исследовать разные предметы. Родители также должны уметь говорить «нет» твердо и спокойно и убирать подальше от чада те вещи, которые нельзя трогать.
Ребенок 5 – 6 лет способен контролировать свое поведение. В этом возрасте для приведения его в чувство может включать объяснение причин и последствий различных форм поведения.
В подростковом же возрасте от родителей как никогда требуется понимать поведение дитя, видеть те причины, которые побуждают подростка вести себя подобным образом. Ребёнок борется за независимость и не терпит, когда его ограничивают. С другой стороны, он боится независимости, так как независимость означает ответственность. Подросток полон внутренних противоречий, которые родители должны понимать и принимать.
Дисциплинарные воздействия взрослых могут по-разному интерпретироваться ребенком. Например, родитель разводит двух дерущихся детей по разным комнатам. Для одного ребенка это может быть благом, а другой же несчастлив, так как намеревался пойти на улицу к друзьям.
Отметим, что практически никто из родителей не придерживается какой-то одной дисциплинарной техники, они меняются от ситуации к ситуации.
ЛЕГЧЕ ДОКРАСИТЬ, ЧЕМ ОТМЫТЬ.
Умница.