ЭКПЕРИМЕНТ.
Детям от 12 до 18 лет предложили добровольно провести восемь часов, исключив возможность пользоваться средствами коммуникации. При этом запрещалось включать компьютер, гаджеты, радио и телевизор. Зато разрешался целый ряд классических занятий: письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах, рисование, рукоделие, пение, прогулки и спорт. По правилам эксперимента, дети должны были рассказать, как прошло испытание на одиночество. Им разрешалось описывать физическое состояние, записывать действия и мысли. В случае чрезмерного напряжения им разрешалось немедленно прекратить эксперимент, записать время и причину его прекращения.
На первый взгляд, затея кажется безобидной. Вот и психолог полагала, что это будет безопасно. Настолько шокирующих результатов эксперимента не ожидал никто.
Из 68 участников до конца эксперимент довели лишь трое — одна девочка и два мальчика. У троих возникли суицидальные мысли. Пятеро испытали «панические атаки». У 27 наблюдались вегетативные симптомы — тошнота, потливость, головокружение, приливы жара, боль в животе, ощущение «шевеления» волос на голове и тому подобное. Каждый испытал чувство страха и беспокойства. Только десять человек из прервавших эксперимент почувствовали беспокойство через три и больше часа одиночества.
Героическая девочка, которая довела эксперимент до конца, принесла дневник, где она подробно описывала свое состояние. Тут уже волосы зашевелились на голове у психолога. Из этических соображений она не стала публиковать эти записи. Что делали подростки во время эксперимента:
1. Готовили еду и ели.
2. Читали или пытались читать.
3. Делали какие-то школьные задания.
4. Смотрели в окно или шатались по квартире.
5. Вышли на улицу и отправились в магазин или кафе.
6. Складывали головоломки или конструктор.
7. Рисовали или пытались рисовать.
8. Мылись.
9. Убирались в комнате или квартире.
10. Играли с собакой или кошкой.
11. Занимались на тренажерах или делали гимнастику.
12. Записывали ощущения или мысли и писали письмо на бумаге.
13. Играли на гитаре, пианино и один на флейте.
14. Трое писали стихи или прозу.
15. Один мальчик пять часов ездил по городу на автобусах и троллейбусах.
16. Одна девочка вышивала по канве.
17. Один мальчик отправился в парк аттракционов и за три часа докатался до того, что его начало рвать.
18. Один юноша прошел Петербург из конца в конец, около 25 км.
19. Одна девочка пошла в Музей политической истории.
20. Один мальчик посетил зоопарк.
21. Одна девочка молилась.
Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось. Прекратив эксперимент, 14 подростков сразу же полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям, трое родителям, а пятеро пошли к друзьям домой. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все сразу включили музыку и сунули в уши наушники.
Страхи и симптомы исчезли после прекращения эксперимента. 63 подростка признали эксперимент полезным и интересным для самопознания.
При анализе происходившего с ними 51 человек употреблял словосочетания: «зависимость», «получается, я не могу жить без…», «доза», «ломка», «синдром отмены», «мне все время нужно…», «слезть с иглы» и так далее. Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния.
Один из двух мальчиков, успешно закончивших эксперимент, все восемь часов клеил модель парусного корабля с перерывом на еду и прогулку с собакой. Другой сначала разбирал и систематизировал свои коллекции, а потом пересаживал цветы. Ни тот, ни этот не испытали в процессе эксперимента никаких негативных эмоций и не отмечали возникновения «странных» мыслей.
Получив такие результаты, психолог испугалась. Смех смехом, но нас невидимо подсаживают на электронную зависимость, действующую не менее вредно, чем наркотическая. Будущее поколение превращают в киборгов. Если Вам важен ребёнок, то учтите данные эксперимента. Я уже учла.
БЫСТРО В ШКОЛУ.
Умница.