СОВЕТЫ УЧЕНИКАМ.
1. Больше читайте тексты большого объема. Для этого хорошо подойдет русская, советская классика (Л.Толстой «Анна Каренина», «Война и Мир», А.Горький «Дело Артамоновых», Ф.Достоевский, А. Чехов). Наши писатели-классики никогда не ограничивались написанием коротеньких развлекательных рассказиков - они всегда поднимали глубокие, общемировые проблемы. Тем самым вы научитесь удерживать в памяти большие массивы информации, анализировать процессы в динамике, сопоставлять их. Без умения сосредотачивать внимание на больших, длящихся во времени процессах, вы не сможете строить целостные гипотезы и делать правильные выводы.
2. Заниматься искусством - музыка (классическая), живопись, поэзия, театр. Посещайте выставки, концерты, музей, литературные вечера. Запишитесь на литературный кружок и музыкальный. Развитие должно быть гармоничным! В советское время шёл спор «физиков и лириков», - в какую сторону делать уклон больше - обучать только прагматичным вещам, приносящим видимый результат (физика, математика, химия) или предметам гуманитарного цикла, на первый взгляд, не приносящим конкретной пользы. Так вот, Время дало ответ на этот вопрос. Развитие должно быть гармоничным! Оба этих склада мышления должны развиваться одинаково хорошо - человек не должен быть только технически грамотным «сухарем», прекрасно знающим все законы физики и умеющим проектировать сложные строительные конструкции, но не знающим ни одной поэмы Пушкина, Есенина. И, в то же время, он не должен быть начитанным гуманитарием, цитирующего по памяти А.Блока, но не знающим отличия постоянного тока от переменного. Обоим этим сферам ученик должен уделять одинаковое внимание. В школьной программе до сих пор сохраняется некоторый перекос в сторону «физиков». Поэтому во внеурочное время ученик должен сам заниматься искусством.
3. Наблюдательность! И ещё раз наблюдательность! За изменениями Природы - дождь, образование облаков, состояние атмосферы, изменения температуры в течение суток, времен года. Лес, луг, дача, поле - всё это дает огромный научный материал для наблюдений. Объясните каждый процесс с научной точки зрения - получение огня из спичек, работа холодильника, испарения после дождя, почему разные участки на одном пляжу прогреваются по-разному, работа стиральной машинки и так далее. Огромное количество научной информации мы можем почерпнуть бесплатно из окружающего нам Мира - как природного, так и техногенного. И, при правильной интерпретации этих явлений - это будет самым лучшим семинарским занятием или лабораторной работой.
4. Знание «предыстории» явлений, кажущихся на первый взгляд «обыденными»: например, сейчас настала эра цифровой фотографии - щёлк на камеру телефона, и через 2 секунды фотоснимок уже на экране компьютера. Но, если не покопаться в истории развития фотографии, начиная с камеры Обскуры и первых отпечатков-дагеротипов, то ваши знания останутся на уровне потребителя. Если же вы проследите развитие фотографии до наших дней, вы, тем самым и поймете, как работает фотоаппарат, как строится изображение, как закреплялось ранее изображение на пленке, как оно проявлялось - вы и свои познания в оптике обогатите и поймете тенденции развития техники.
Тоже самое и с другой «обыденной» вещью - мобильный телефон. Как просто - нажал кнопку и звонишь уже в Австралию! Но, не изучив историю становления этих изобретений начиная с телеграфа, азбуки Морзе, телетайпа, проводной радиосвязи, вы будете «Иванами, не помнящими родства», которых очень легко сбить столку. Садясь в салон иномарки, вспомните, как зарождалось автомобилестроение - первые паровые автомобили, дизельные двигатели и уже только потом - двигатели внутреннего сгорания. Знание «предыстории» предметов и вещей, поможет вам структурировано осваивать новую информацию, позволит вам выстроить целостную картину Мира.
5. NBIC- конвергенция. Расшифровывается этот научный термин как Нано - (нанотехнологии), Био - (биотехнологии), Инфо - (информационные технологии), Когно -. Некоторые ученые добавляют к этой «смеси» ещё и социальные науки - термин NBICS- конвергенция (Социальные технологии). В настоящее время Наука достигла такого уровня развития, что все важные открытия совершаются НА СТЫКЕ НЕСКОЛЬКИХ НАУК. Ушла эпоха ученых «кустарей-одиночек». Да, с одной стороны Наука стала ужасно узкоспециализированной. Например - нейрохирург. Хирург, который занимается операциями только головного мозга. Или, молекулярный генетик - занимающийся генетической «склейкой» молекул ДНК. Однако, это первое впечатление об узкой специализации - очень ошибочно. Невозможно в настоящее время сделать какое-либо значимое открытие, не зная хорошо смежных областей - физик должен знать и химию, и математику, и биологию, и физиологию, и медицину и многие другие науки. И наоборот - химик должен знать…. И эта конвергенция наук лишний раз подтверждает необходимость целостных наших Знаний о Мире.
6. Изучение Истории. Истории своей страны и Мировой. Чтобы знать её и любить свою Родину. Иначе, если каждый молодой человек будет желать только побыстрее выучиться и «свалить из рашки» - обучение таких людей не имеет смысла. Нужно получать Знания для того, чтобы жить и работать на своей Родине, делать её лучше. Для исключения субъективизма в изучении Истории могу посоветовать изучать Историю через песни, стихотворения. Всякий раз, находя текст полюбившейся вам песни, не поленитесь найти год её написания. Наложите на этот год «матрицу Истории», - в какой период она была написана. И, вчитавшись в текст этой песни, вам станет ясно - какие процессы и события происходили в это время, чем жила наша страна. Как говорится в мудрой пословице «из Песни Слова не выкинешь» - если Песня родилась в толще народа и существует уже больше 100 лет - значит, она родилась не на пустом месте и прошла проверку Временем. А народные песни - они тем и объективны, что писались не по субъективному мнению одного человека, а были подхвачены большим количеством людей - Народом. Миллионы людей не могут ошибаться длительное время. В этом году я подготовил такое историческо-музыкальное исследование «История страны в Песне» - и хочу сказать, что История нашей страны очень хорошо просматривается через песни.
Уважаемые ученики, студенты и их родители! Сейчас наступило лето - прекрасная пора! Впереди у вас масса свободного времени - длительные каникулы. Проведите их с пользой! Надеюсь, мои советы будут вам полезны.
Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.