РУССКОЕ БУДУЩЕЕ.
«Заранее над смертью торжествуя
И цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев».
Владимир Соловьев.
Роль женщины в утверждении разумного будущего современного общества стала предметом философского обсуждения на информационно-аналитической площадке «Русско-славянское вече» в городе Минске 18 ноября 2022 года с конкретизацией женской проблематики применительно к особенностям Русского мира:
«Грядущий образ женщины в русско-славянском мире».
Источник: https://rodveche.ru/node/739
Главные итоги обсуждения и практические рекомендации были зафиксированы в «Резолюции Круглого стола». Подчеркивая фундаментальную значимость в утверждении идейных оснований развития мирового социума Указа Президента РФ В. В. Путина по укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, участники конференции делают важное уточнение в указании на приоритеты «национальных ценностей». Данное уточнение связано с возвышением в духовной иерархии гражданского населения тех традиций, которые определяют консолидацию сообщества в «нацию» как «одухотворенную», «личностную общность» людей, движимых духовно-нравственными идеалами, а не традицией разрушительного «безмыслия», как это нередко случалось в исторической практике россиян.
Хранительницей, «берегиней» разумного уклада жизни людей и является женщина, социальная роль которой состоит не в том, чтобы обновлять мир, а чтобы хранить его, оберегать от страданий и гибели. Русские женщины отвергают «неограниченное своеволие» феминизма и стремятся, согласно принятой Резолюции, к разумному «Ладу в семье и в обществе». Феминизм, подрывающий нравственные устои семьи, это радикальное направление идеологии «либерализма» по саморазрушению семьи как «главного звена» традиционного уклада жизни. Участники конференции обращаются к Александру Григорьевичу Лукашенко как Президенту республики Беларусь с призывом провести аналогичные российским мероприятия по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей белорусского общества. Думается, что такое пожелание требует своего уточнения: всякое «повторение» в общественной жизни «чужого опыта», без чего не бывает развития, ведет либо к ухудшению «исходного образца», либо к его улучшению, к совершенствованию исходного замысла. Так, руководство братской Украины попыталось «скопировать» либеральный опыт Запада и раскололо страну на враждующие части.
Поэтому я предлагаю белорусскому гражданскому обществу не повторять «российский опыт», а утвердить себя лидером движения по общерусскому духовно-нравственному возрождению: в российском многоэтничном социуме осуществить данный проект гораздо более затруднительно, чем в моноэтническом белорусском обществе. Но для того, чтобы возглавить процесс русского духовно-нравственного возрождения, требуется уточнить социально-исторические основания поступательного развития Русского мира. Оно представлено в своем этно-социальном ядре взаимодействием украинских малороссов, российских великороссов и белорусов. Какова объективно-натуральная база взаимоотношений этих главных частей Русского мира? Проблематика женского лика русского этноса как предметного ядра обсуждения на прошедшей конференции позволяет осуществить необходимую объективацию духовно-нравственных отношений в развитии главных частей восточнославянского мира путем их проектирования на историческую ось жизни человеческой личности. Эта история включает в своей восходящей фазе четыре главных этапа - детства, юности, молодости и зрелости.
Этап «детства» в реальной истории восточных славян представлен полусознательными, мифологическими картинами языческих верований в прорисовке наиболее ярких природных стихий. Этап «юности» обозначен повышенной чувственной возбудимостью малоросского народа в приобщении к всемирным идеалам христианской религии. В тот период возвышается и укрепляется «религиозно-церковная традиция» русской жизни, всецело обращенная к небесам, не замечая грязи и раздоров земной реальности.
Период «молодости» связан с ростом и укреплением государственного разума в жизнедеятельности великороссов по осуществлению великодержавной экспансии. Главной заботой государства является военно-оборонительная задача, определившая «патриотический», «великодержавный» характер «великороссов».
«Во всём свете у нас только два верных союзника, - сообщает любимую фразу императора Александра III его ближайший родственник, - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Сегодня мы воочию видим справедливость такой оценки. Общий уклад русской жизни на третьем этапе ее духовного роста можно охарактеризовать как «военно-мобилизационный»: в этой проекции он раскрывается как исторический выразитель мужского самосознания. Переход к этапу «зрелости» в развитии русского этноса осуществляется уже на наших глазах и приходится на современную эпоху глобализации мирового сообщества, живущего на основе освоения универсальных потенциалов объективной реальности. Генеральным требованием этого периода для сохранения человечества становится максима «не навреди», ибо потенциалы, которыми располагают ныне «передовые страны», носят крайне разрушительный характер и способны уничтожить весь мировой социум. Ведущим исполнителем такой «охранительной» максимы в жизни общества является по своей натуре женщина: поэтому именно она определит грядущую судьбу человечества. Эта «женская натура» должна на современном этапе максимально углубить свой нравственно-охранительный душевный настрой и действовать в соответствии с требованием народной мудрости:
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
Такая максимально осторожная установка в практических действиях направляет разум человечества к «предельно полному познанию» мировой целостности как важнейшему условию сохранения жизни людей. Женщина должна наполнить мужской практический разум своей животворящей, детородной интуицией, став выражением мировой целостности как единства мягкости, гибкости женской натуры и силы, дальнозоркости, твердости мужского интеллекта.
«Она будет называться женою, - говорит Библия, - ибо она взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» - (Быт. 2:23-24).
Идеальным выражением такого полного единения женской природы и высших потенциалов мужского разума служит образ Софии - Премудрости Божией. Этот земное воплощение Божественной Мудрости должно стать идеальным ориентиром в реализации стратегии возрождения духовно-нравственных традиций Русского мира и всего человечества. София - это идеальный образ совершенной женской красоты как внутренний организационный принцип разумной целостности мироздания, оплодотворенного творческой энергией Бога. Софийная стратегия в познании действительности предполагает нисхождение разума от высшего к низшему, от целого к частному, от единства к множеству, так как движение мысли в обратном направлении всегда будет наталкиваться на препятствия в виде частных противоречий опытной реальности, разрешимых лишь с позиции целостного бытия. Поэтому возникает принципиальный вопрос о предельных границах мировой целостности. В прошлом столетии эти границы устанавливались на основе принципа постоянства скорости света в 300 000 километров в секунду. Однако такой подход нацелен на описание действительности в границах «светового дня» и не учитывает необъятную темноту мирового космоса.
Эта темнота может быть объяснена преодолением интенсивности в распространении электромагнитных излучений интервала светового порога. В таком случае верхним пределом интенсивности распространения электромагнитных волн может служить предельная величина их ускорения в 300 000 километров в секунду в квадрате. Руководствуясь данным принципом, мы выявили длительность существования мировой целостности продолжительностью в интервале 1 триллион 259-289 миллиардов лет (Л. А. Гореликов, Темпоральные основы развития мировой целостности). Эта величина на два порядка отличатся от утверждения «несофийной науки» прошлого столетия о возрасте Вселенной в 10-20 миллиардов лет. В соответствии с «софийным подходом» вся окружающая действительность есть необъятное море космической энергии, научится управлять которой призван человеческий разум. Таким образом, женская натура оказывается выражением духовно-нравственной связи Земного и Небесного миров. И следовательно, Беларусь как реальный претендент на лидерство в духовно-нравственном возрождении Русского мира должна исходить из этих новых данных в познании явлений мировой целостности, строить «софийную методологию» научно-философского познания.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук, член научно-исследовательской группы «Прометей» Лев Гореликов.
Комментарии