Главная » Политология » ПОЛИТИКА. ЧАСТЬ 1.

ПОЛИТИКА. ЧАСТЬ 1.

22.12.2025 21:10

       Политика? Это очень просто! Если бы мы начинали свой разговор не о политике, а об экономике (что было бы более логично, поскольку политика есть определение направления развития экономических действий), то нам бы пришлось давать предисловие значениям слова политика. Пока речь идет о действиях индивида, логичнее говорить о них. Но мы даем определение более широкому понятию - деятельности совокупности индивидов, некой общности людей, объединенных равными правами (пока не говорим о степени реальности их) и имущественными отношениями. Поэтому нам следует использовать при определении понятия слово с более общим значением - процесс (и его составляющие смысловые понятия, отражающие цикличность явления - зарождение, развитие, окончание).

       Итак, о политике как о слове, отражающем класс явлений, а не одно явление, повторяющееся многократно. Сначала посмотрим общепринятый смысл слова в популярной энциклопедии интернета и связанные с ним по смыслу определения процессов. Отрывок из Википедии довольно большой, но зато не надо искать! Материал из Википедии - свободной энциклопедии:

       «Политика (древнегреческий πολιτική «государственная деятельность») - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Происхождение политики. В античности полисы (греческий πόλις) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности - эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления. Политика, как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы) в которых формировалась будущая элита.

       Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти.

       Сущность политики. В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским, военным, судебным и так далее), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и социальных институтов, управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, глобальная или мировая политика).

       Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями.

       Альтернативные определения. Политика - борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греческого πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) - интерес; (дословно - «множество интересов»). Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос, а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос).

       Политические процессы и общество. От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества. В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации.

       Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей). Политическая партия - организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и, или противопоставлением различных идеологий. Как отмечается международной организацией Оксфэм:

       «Во многих странах имущественное неравенство ведёт к дисбалансам в политической репрезентации отдельных групп общества. Политические и экономические правила и решения благоволят к богатым в ущерб всем остальным».

       Политика (греческое - государственные или общественные дела, от - государство), сфера деятельности, связанная с отношениямимежду классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, держания и использования государственной власти. Самое существенное в Политике - это:

       «Устройство государственной власти» - (В. И. Ленин).

       «Есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства» - (В. И. Ленин).

       Любая общественная проблема приобретает политический характер, если её решение, прямо или опосредованно, связано с классовыми интересами, проблемой власти (К. Маркс и Ф. Энгельс). Научное объяснение Политики и соответственно формирование научной Политики стали возможны лишь с появлением марксизма. Материалистическое понимание истории, уяснение роли и места классов во всём комплексе социальных явлений позволили сделать фундаментальный вывод: политические отношения в своей сущности есть отношения классовые. С тех пор как появились классы и до тех пор, пока они будут сохраняться, существовала и будет существовать как особая, специфическая форма общественной деятельности.

       Именно потребности классов определяют содержание политических интересов. По мере усложнения социальной жизни, осознания классами и другими общественными группами своих интересов формировалась политическая надстройка общества, возникали организации и учреждения, в рамках которых по преимуществу осуществляется политическая деятельность, прежде всего - государство, позднее партии политические. С точки зрения марксизма-ленинизма Политика и как практические отношения, и как идеология - детерминирована движение экономических процессов и выступает как надстройка над экономическим базисом общества (смотри Базис и надстройка). Экономические интересы в конечном счёте выступают как социальная причина политических действий.

        Политическая деятельность, будучи производной по отношению к деятельности экономической, обладает большой степенью самостоятельности. Политическая логика не является механическим слепком с логики экономического развития. Всё это открывает путь для политических акций, противоречащих законам экономического развития или, что встречается гораздо чаще, учитывающих действия этих законов не полностью, частично. В ограниченных рамках паллиативные акции могут иметь успех, о чём, например, свидетельствует опыт государственного регулирования экономики в условиях современного капитализма. Однако в перспективе подобные политические действия обречены на провал, ибо они лечат не болезнь, а её симптомы. Вместе с тем относительная самостоятельность Политика открывает широкие возможности для прогрессивных воздействий на экономический процесс и вообще на ход истории. Маркс называл насилие - это крайнее выражение политического воздействия - повивальной бабкой истории. Если же говорить не о тех критических моментах истории, когда насилие необходимо и неизбежно, а о её «спокойном» течении, то и в этом случае политическое действия, отражающие назревшие потребности общественного и прежде всего экономического развития, выступают как мощный ускоритель социального прогресса, как сила, способствующая сознательной и эффективной реализации возможностей, заложенных в объективном ходе вещей. Будучи концентрированным выражением не только экономических, но и иных потребностей классов, Политика оказывает существенное влияние на все структурные элементы надстройки. Причём чем острее классовая борьба, тем шире круг вопросов, вовлекаемых в собственно политическую сферу. Поэтому естественно, что в современную эпоху, когда в мировом масштабе идёт процесс революционной смены одной общественной экономической формации другой, происходит всеобъемлющая «политизация» социальной жизни.

        Нередко - особенно там, где сильно давление мелкобуржуазной стихии и вообще отсталых, архаических структур, - этот процесс приобретает уродливые, искажённые формы. Создаётся своего рода культ всемогущей и всепроникающей политической власти. При этом считается, что механизм эффективного политического принуждения позволяет «обойти» закономерности общественного развития. Такие попытки игнорирования социальных закономерностей приводят, как правило, к авантюризму и субъективизму в Политике.

        Различают Политику внешнюю и Политику внутреннюю. В целом внешнеполитический курс данного государства определяется характером, классовой природой его внутренней Политики. Вместе с тем внешнеполитическая обстановка существенно влияет на Политику внутреннюю. В конечном же счёте и внешняя, и внутренняя Политика решают одну задачу - обеспечивают сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Но в рамках этой принципиальной общности каждая из двух основных областей Политики имеет свою важную специфику. Методы решения внутриполитических задач определяются тем, что государство - даже при ярковыраженной оппозиции - обладает монополией на политическую власть в данном обществе. А на международной арене единого центра власти нет, там действуют государства, которые в принципе равноправны и отношения, между которыми складываются в результате борьбы и переговоров, разного рода соглашений и компромиссов.

        Внутренняя Политика охватывает основные направления деятельности государства, правящих партий. В зависимости от той сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, можно говорить об экономической или социальной, культурной или технической и другой Политики. Борьба за власть, политическое господство между классами-антагонистами, а также между различными группами господствующего класса составляет стержень общественно-политической жизни в любом антагонистическом обществе. В условиях социализма, после ликвидации эксплуататорских классов, центр тяжести политической жизни перемещается в область упрочения, совершенствования политической организации общества, развития социалистической демократии, постепенного преобразования всей системы общественных отношений на коммунистических началах.

        В самой общей форме структуру политического руководства можно свести к трём основным моментам. Во-первых, такое руководство включает в себя постановку принципиальных задач, определение перспективных, а также ближайших целей, которые должны быть достигнуты в заданный промежуток времени. Реальность политических задач и целей, их осуществимость определяются тем, насколько они соответствуют соотношению социальных сил, реальным возможностям, существующим на данном этапе развития. Во-вторых, политическое руководство предполагает выработку методов, средств, форм общественной деятельности и организации, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты оптимальным образом. Проблема соотношения средств и целей уже выходит за рамки «чистой» Политики, ибо её решение связано с определенными нравственными представлениями. Коммунисты решительно отвергают аморальный тезис:

       «Цель оправдывает средства».

       Политический опыт показывает, что успех, который может быть достигнут путём применения бесчеловечных средств для осуществления человечной цели, имеет эфемерный характер и приводит к оскудению, обесчеловечиванию самой цели. В-третьих, политическое руководство связано с необходимостью подобрать и расставить кадры, способные понять и выполнить намеченные задачи. Знание общей схемы, равно как и применение современного инструментария политического руководства (системный анализ и тому подобное), сами по себе ещё не обеспечивают успеха в Политике. Научная Политика опирается на прочный фундамент марксистско-ленинской теории, покрывающей закономерности исторического развития. Выработка генеральной перспективы развития общества, правильной политической линии и организация трудящихся в целях претворения её в жизнь - главное в деятельности правящих коммунистических партий. Чем шире размах социалистического и коммунистического строительства, чем сложнее задачи, которые приходится решать, тем выше роль и ответственность партий, идущих во главе масс.

        Политическая теория, давая общую ориентировку политической деятельности, не может охватить всего многообразия событий, очертить всю совокупность возможных следствий из данной совокупности причин. Поэтому Политика, даже научная Политика, - столь же искусство, сколь и наука. Тем более, что Политика широко подвержена влиянию личных качеств политических деятелей. Поэтому одна и та же объективная, например, экономическая, потребность может быть выражена в разных политических решениях, содержание которых будет во многом зависеть от усмотрения лиц, правомочных это решение принять. Диапазон отклонений, вызванных действиями субъективных факторов, объективно ограничен. Но он вполне достаточен, чтобы привести к неоднозначности политических действий.

       Политика, в отличие от экономики или культуры, относится к числу таких явлений общественной жизни, которые имеют исторически преходящий характер. По мере развития коммунистической общественной экономической формации политическая оболочка, внутри которой до сих пор осуществляется материальный и духовный прогресс, будет становиться всё тоньше, пока совсем не растворится в обществе коммунистического самоуправлении. Связь между людьми, руководство делами общества утратят политический характер. Установление социальной однородности человечества и победа коммунизма в мировом масштабе будут означать конец Политике, как специфической формы человеческой деятельности».

    В ряде определений политики подчеркивается регулирующая роль государства в жизни общества. Такой подход характерен, в частности, для В. И. Ленина, который называл политикой участие в делах государства, определение форм, задач и содержания деятельности государства. Однако сфера политики не тождественна государственному управлению. Поскольку государство выражает интересы больших социальных групп - классов, их организаций, постольку и содержание политики определяется интересами ведущих социальных групп (классов) общества. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредствованно связан с проблемой власти, с реализацией коренных интересов тех или иных социальных групп и их организаций. Политика охватываетне только государственное, но и в негосударственное регулирование и оптимизацию общественных отношений, пронизывает все уровни общественной жизни и деятельность многообразных субъектов (от институтов до общественных движений и объединений). Итак, Политика - наука и искусство жить в обществе, руководить им, управлять людьми, и она включает в себя:

       - деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленную на реализацию своих интересов и связанную с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти;

       - участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности.

       «В современной политологической и политико-философской литературе можно выделить ряд методологически различных подходов к определению сути политики:

       - С институциональной точки зрения политика представляет собой деятельность институтов государства. При таком подходе интерес политических теоретиков направлен прежде всего на изучение управленческих структур и распределения власти между ними, а также на изучение законодательных процессов, деятельности судов и на прояснение смысла законов. Политика и право тесно переплетаются между собой. В рамках институционализма политика рассматривается как определенный тип принятия решений, его явно недостаточно для изучения других аспектов политической деятельности.

       - Рассмотрение политики как борьбы за власть (например Г. Моска, Г. Лассуалл, Г. Моргентау и другие) сосредоточивает научный интерес на поиске ответов на вопросы «кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэлл). Определение политики как борьбы за власть расширяет сферу политических исследований, выводя их за пределы институтов политических, поскольку власть не сводится только к деятельности правительства. Представители этого направления строят концепцию «политического человека», стремящегося к максимизации власти.

       Современная интерпретация политики как борьбы за власть имеет глубокие корни в истории политической мысли (Н. Макиавелли и другие). Политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания или использования власти. По определению В. И. Ленина, политика - «устройство государственной власти». М. Вебер также полагал, что участие в политике «означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

       «Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради нее самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает» - (М. Вебер).

       Р. Даль определял политику в том же ключе, как создание и разделение власти. Все политические формулы лишь маскируют волю к власти. Как бы ни звучала эта политическая формула («божественное право королей», «свобода, равенство, братство» или «демократия  народа, осуществляемая народом и во имя народа»), функция ее остается неизменной: благородная ложь ради легитимации мифа), скрывающего волю к власти. Сторонники такого подхода к политике, по существу, отрицают роль ценностей в политике, видя в них всего лишь выражение воли к власти.

       - С точки зрения либерализма политика рассматривается как ограниченное использование власти. Неограниченная власть есть насилие и как таковое не имеет отношения к игре политической власти. Зато ограничения, в рамках которых действуют политические деятели, формы их стратегического и тактического маневрирования - это и есть собственно политика. Соответственно определяются и приоритетные задачи изучения политики. По мнению одного из сторонников либерального подхода, Г. Алмонда, это в первую очередь исследование природы и источников этих ограничений, а также техники по использованию социальной власти в рамках этих ограничений.

       - Плюралистическое направление в политологии предлагает определение политики как согласования интересов. В этом случае политика - это сфера сотрудничества, переговоров и борьбы вокруг использования производства и воспроизводства общества (Д. Хелд). С такой точки зрения политика - это деятельность, которая имеет дело со множеством систем ценностей и с помощью которой различные ценности и интересы находят свое выражение. Политика - это процесс взаимоприспособления власти и общества, процесс торга и переговоров, нахождения согласия и компромиссов, когда люди, руководствующиеся разными интересами, в конце концов приходят к принятию приемлемых для всех решений. Иными словами, политика представляет собой средство сглаживания противоречий без применения силы, механизм выбора политических целей из множества конкурирующих альтернатив.

       В рамках этого подхода скептически оцениваются возможности человеческого разума в создании ценностей, отрицается существование абсолютных ценностей и проводится мысль о том, что человек должен быть свободен в определении собственных, субъективно детерминированных целей. Цель политики усматривается в совмещении субъективно определенных потребностей и интересов индивида с требованиями общества как целого в условиях максимально широкой свободы. Предполагая фундаментальное равенство индивидов, сторонники этого подхода настаивают на том, что в функции государства не входит поощрение развития потребностей отдельных индивидов и групп, а максимальная свобода человека может быть реализована через создание объединений и союзов. Политика, понимаемая как согласование интересов, считается честной, поскольку результат любых переговоров в конечном счете обеспечивается навыками и умением участников достигать согласия. Достоинство этого подхода заключается в способности находить такие решения, которые могут получать поддержку большинства граждан. Определение политики через согласование интересов практически отождествляет характеристики политической деятельности в западных либеральных демократиях с природой политики как таковой.

       - Системный и структурно-функциональный подходы понимают политику как саморегулирующуюся систему, существующую в более широкой социальной среде и выполняющую ряд функций по отношениюк ней. Задачей политической науки становится выявление и идентификация важных политических функций. Показ того, как именно они осуществляются в разных культурных и социальных контекстах, как изменения в одной части политической системы сказываются на других частях и системе в целом. Г. Алмонд, например, включает в политику такие функции, как формулирование интересов, их согласование и объединение, формулирование правил, применение правил, судебные решения, политическое рекрутирование, политическая социализация, политическая коммуникация. Критики структурного функционализма утверждают, что выбор функций является по существу произвольным, поэтому так трудно сказать, какие из них жизненно важны для поддержания системы, а какие являются случайными. Наряду с научными определениями политики длительную традицию имеет также подход к политике как к искусству, к которому вообще неприменимы никакие научные категории. Политические ситуации никогда не повторяются, они всегда специфичны, а поэтому если уж и есть необходимость в их изучении, то с этим вполне справляется историческая наука (Т. А. Алексеева).

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Действительный член АННО «Международной академии наук» Виктор Галицкий.

Комментарии

Александр из Германии 22.12.2025, 21:49
Браво, ещё раз наука подтверждает, что мы идём каким-то не таким путём, нарушая все законы филосифии в их определение. Вся внутренняя политика всех государств, судя по тотальному нарушению законов, целенаправленно на планете создают хаос.
ответить
Георгий Сергеевич 23.12.2025, 05:37
Я удивляюсь одному, где мы не там свернули? Ведь все философские законы мыслимые и немыслимые, данные системой и государсьтвом нарушаются от а до я. Всё по принципу "армянского комсомола", что не сделают, всё через зад получается.
ответить
Кустарь 23.12.2025, 13:18
Все законы общества и Природы извратили, прямо как обезьяна Бога.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения
 
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK