ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ СЕГОДНЯ, ВЧЕРА И ЗАВТРА. ЧАСТЬ 4.
Введение.
Идея написание этих комментарий зрела давно. Подтолкнула к действию шумиха вокруг фильма, снятого, очевидно, по мотивам книги Волкогонова «Демон революции». Фильм не посмотрел, но вряд ли он лучше книги, где изложены только биографические данные и сделана попытка сотворить психологический портрет. Лучше всего о человеке скажут его идеи, то чем была занята его голова, прежде чем ее пробил ледоруб. Скорее всего, его идеи были и стали сейчас настолько актуальны, что понадобилась образная завеса, скрывающая лубковой личностью ее реальные мысли. Здесь же сделана попытка прокомментировать последнюю, итоговую или заключительную главу работы Троцкого из 14 пунктов, дополненных мною цитатами из этой же работы для лучшего понимания тезисов Льва Троцкого в его работе «Перманентная революция». Только прочитав эту книгу, начинаешь понимать глубину противоречий в действиях прежнего руководства и содержание нынешней политики российского общества. Как и то, что нужно в будущем (Основные положения). И мои комментарии - жирным шрифтом в скобках, более крупным шрифтом, в заключении о работе Троцкого под общим названием Перманентная революция, после каждого пункта, пронумерованного самим Троцким.
II. Сегодня. Что же такое перманентная революция? Уроки 1917 года.
«В вопросе о решающем значении аграрного переворота для судьбы нашей буржуазной революции я был, по крайней мере, начиная с осени 1902 года, то есть с момента моего первого побега заграницу, учеником Ленина. Что аграрная, а, следовательно, и общедемократическая революция, может быть совершена только в борьбе против либеральной буржуазии объединенными силами рабочих и крестьян, это для меня, вопреки нелепым россказням последних годов, стояло вне сомнения. Но я выступал против формулы «демократической диктатуры пролетариата и крестьянства», видя ее недостаток в том, что она оставляла открытым вопрос, какому же классу будет принадлежать действительная диктатура. Я доказывал, что крестьянство, несмотря на свой колоссальный социальный и революционный вес, не способно ни создать действительно-самостоятельную партию, ни, тем более, сосредоточить в руках такой партии революционную власть. Как в старых революциях, начиная с немецкой реформации XVI-го века и даже ранее, крестьянство, во время своих восстаний, поддерживало одну из фракций городской буржуазии, и нередко обеспечивало ее победу, так в нашей запоздалой буржуазной революции крестьянство, при наивысшем размахе своей борьбы, сможет оказать аналогичную поддержку пролетариату и помочь ему прийти к власти. Наша буржуазная революция, заключал я, лишь в том случае сможет радикально разрешить свои задачи, если пролетариат, при поддержке многомиллионного крестьянства, сможет сосредоточить в своих руках революционную диктатуру. Каково будет социальное содержание этой диктатуры? Первым делом она должна будет довести до конца аграрный переворот и демократическую перестройку государства. Другими словами, диктатура пролетариата станет орудием разрешения задач исторически запоздалой буржуазной революции. Но на этом дело не сможет остановиться. Придя к власти, пролетариат вынужден будет производить все более глубокие вторжения в отношения частной собственности вообще, то есть переходить на путь социалистических мероприятий. Но, неужели же вы считаете, - возражали мне десятки раз Сталины, Рыковы и все прочие Молотовы 1905 - 1917 годы, - что Россия созрела для социалистической революции? На это я неизменно отвечал: нет, этого я не считаю. Но мировое хозяйство в целом, и прежде всего европейское, вполне созрело для социалистической революции. Приведет ли диктатура пролетариата в России к социализму или нет, - каким темпом, и через какие этапы, - это зависит от дальнейшей судьбы европейского и мирового капитализма. Таковы основные черты теории перманентной революции, как она сложилась уже в первые месяцы 1905 года».
То есть, по мысли Троцкого, после захвата власти пролетариатом в России, социальная революция будет продолжаться, не только в одной стране, но и перекинется на остальные страны, что и позволит этой стране двигаться далее к социализму. Это и есть перманентность изменений, своего рода цепная реакция.
«Перманентная революция, в том смысле, какое Маркс дал этому понятию, значит революция, не мирящаяся ни с одной из форм классового господства, не останавливающаяся на демократическом этапе, переходящая к социалистическим мероприятиям и к войне против внешней реакции, революция, каждый последующий этап которой заложен в предыдущем, и которая может закончиться лишь с полной ликвидацией классового общества. В интересах рассеяния того хаоса, который создан вокруг теории перманентной революции, представляется необходимым расчленить три ряда идей, которые сочетаются в этой теории.
Во-первых, она охватывает проблему перехода от демократической революции к социалистической. Таково, в сущности, историческое происхождение теории. В этом состояла центральная идея теории. Если традиционное мнение гласило, что путь к диктатуре пролетариата лежит через долгий период демократии, то теория перманентной революции устанавливала, что для отставших стран путь к демократии идет через диктатуру пролетариата. Этим самым демократия становится не самодовлеющим режимом на десятки лет, а лишь непосредственным вступлением к социалистической революции. Они связываются друг с другом непрерывной связью. Между демократическим переворотом и социалистическим переустройством общества устанавливается, таким образом, перманентность революционного развития.
Второй аспект «перманентной» теории характеризует уже социалистическую революцию, как таковую. В течение неопределенно долгого времени и в постоянной внутренней борьбе перестраиваются все социальные отношения. Общество непрерывно линяет. Один этап преобразования непосредственно вытекает из другого. Процесс этот сохраняет по необходимости политический характер, то есть развертывается через столкновения разных групп перестраивающегося общества. Взрывы гражданской войны и внешних войн чередуются с периодами «мирных» реформ. Революции хозяйства, техники, знания, семьи, быта, нравов, развертываются в сложном взаимодействии друг с другом, не давая обществу достигнуть равновесия. В этом перманентный характер социалистической революции, как таковой.
Международный характер социалистической революции, составляющий третий аспект теории перманентной революции, вытекает из нынешнего состояния экономики и социальной структуры человечества. Интернационализм не есть отвлеченный принцип, но лишь теоретическое и политическое отражение мирового характера хозяйства, мирового развития производительных сил и мирового размаха классовой борьбы. Социалистическая революция начинается на национальной почве. Но она не может на ней закончиться. Сохранение пролетарской революции в национальных рамках может быть лишь временным режимом, хотя бы и длительным, как показывает опыт Советского Союза. Однако, при изолированной пролетарской диктатуре противоречия, внешние и внутренние, растут неизбежно вместе с успехами. Оставаясь и далее изолированным, пролетарское государство, в конце концов, должно было бы пасть жертвой этих противоречий. Выход для него только в победе пролетариата передовых стран. С этой точки зрения национальная революция не является самодовлеющим целым: она лишь звено интернациональной цепи. Международная революция представляет собою перманентный процесс, несмотря на временные снижения и отливы».
Конец цитируемых отрывков из книги. Моя оценка ситуации. Особенно ценной мыслью сейчас у Троцкого звучит решение проблемы революции национальных интересов прежде социальных и прежде интернациональных. То есть, начинать надо с национального фундамента, первого звена интернациональной цепи. Парад национальных республик в наше время подтверждает эту мысль. Не решив национального вопроса нельзя приступать к решению социальных проблем, тем более, подать пример другим странам. Иначе, не имея образца решения проблемы нации, надеяться на то, что будут последователи в других странах, значит подходить к проблеме революции в мире очень легкомысленно. Что и сделали либералы того времени (1928). Сталин знал, что рано или поздно объединенные силы мирового империализма составят кулак, который обрушится на республику Советов, но открыто не хотел признавать, оттягивая этот момент до перевооружения армии, загоняя национальные проблемы (как болезнь в тело) в искусственно созданные автономии и территориальные конгломераты. Но попытка создать нацию советскую оказалась неудачной только по причине нерешенности земельного вопроса, фундамента нации. И воздушный замок интернационала рухнул. И продолжает дальше рушится. И будет рушиться дальше, если не будет решен русский вопрос - где русская земля, кому она принадлежит. Россия - на грани развала, ей активно помогают извне и сверху всякие временные элементы. Все хотят ничьей земли на территории России, никто не хочет признать право русского народа на нее. Поэтому неизбежен развал страны, где земельная собственность не принадлежит гражданам по закону и фактически, без всяких налогов. Это - самый главный итог истории русской революции. Октябрь 1917 года проблему не решил, она остается перманентно нерешенной везде. Время скорректировало уроки. Классовые различия стерлись практически, народные массы стали распадаться на личности, но интересы народа, наоборот стали едины: Равенство в правах, особенно, на земельную собственность и природные ресурсы, свобода экономической деятельности, минимум государственного вмешательства (только контроль за соблюдением конституционных прав каждого), нации на основе равноправного союза равноправных землевладельцев. Тогда можно быть уверенным, что эта революция будет последней. Но надо торопиться, могут и не дать этому моменту состояться. Санкции внешние - первая ласточка, внутренние проблемы предупреждать не будут.
III. Завтра. Что же такое перманентная революция?
Что делать? Делать! (программа на выборы). Итак, революция социальных отношений в современном обществе, как это сейчас представляется нам. Согласно не только идее, но уже и практике революционных преобразований общества (любого), все население страны должно пройти через этапы освобождения от насилия ближним (от монархии власти одного над всеми до монархии каждого над своим участком земли) и присвоения сильным результатов труда слабых. В тридцатых годах, по мнению Троцкого, в России и Китае, должны были проведены три революции:
1 этап - захват власти неимущими (пролетариатом в союзе или без него с крестьянством).
2.Национально-освободительная или буржуазно-демократическая революция (может быть, и все вместе, должны были осуществлены под руководством победившего пролетариата).
3. И только после победы демократических преобразований можно было приступать к социалистическим.
При этом Троцкий не ставит никаких сроков каждому этапу, понимая и соглашаясь с аргументом неравномерности общественного развития разных стран. Поэтому идеальный вариант революции - все три вместе (три в одном) он даже не рассматривает. А неопределенность (и непрерывность процессов) этих этапов в каждой стране и представляет собой постоянную или перманентную революцию, усугубляющуюся неравномерностью революционных успехов и поражениями их в разных странах. Более того, он не верил вообще в то, что буржуазия крупных стран позволит состояться этим революциям без помех. Отсюда и перманентные войны буржуазии, как против конкурентов, так и против стран с победившими революциями (с теми, где революции на марше). Современность подтверждает этот тезис: глобальная буржуазия сплотилась для уничтожения непокорных народов (физически, идеологически), несмотря на перманентный характер мировых революционных движений (от освобождения от колониальной зависимости 1960-х годов до парада национальных революций последних лет). Так что тезис перманентности революции, впервые упомянутый Марксом и подтвержденный Троцким, отброшенный Сталиным и его командой, актуален до сих пор. Это надо просто признать. Теперь надо осовременить некоторые термины прошлого века. Если представлять себе пролетариат голодным, босым и в оборванной одежде человеком, то можно сказать, что его уже не существует в развитых странах и можно успокоиться насчет революций и что, даже, толпа мигрантов не страшна современному обществу европейского типа. Но, если следить за классическим определением в Википедии.
Пролетариат (немецкий Proletariat от латинского proletarius - неимущие) - социальный класс, подвид рабочего класса, для которого работа по найму (продажа собственной рабочей силы) является по существу единственным источником средств к существованию. По мнению Карла Маркса, пролетариат отличается от остальных рабочих тем, что является производителем прибавочной стоимости. Пролетариат, в отличие от рабочего класса в целом, совершенно лишён капитала и того, что может быть использовано как капитал, то в определение пролетариата попадут многие, большинство населения во всех странах. Если мы введем другой критерий, например владение земельной собственностью (как средством производства общественного продукта), то в число неимущих (пролетариата) попадет подавляющая часть населения.
Изначальное русское толкование. Согласно «Толковому словарю» Даля, пролетарий - бобыль, бездомный или безземельный, бесприютный, захребетник.
Значение слова в новое время. В эпоху Великой французской революции понятие «пролетариев» ввёл Жан Шарль Леонар Симонд де Сисмонди, как совокупность неимущих людей, отличающихся необеспеченностью существования, живущих сегодняшним днём (французский - vivre au jour le jour), не заботясь о будущем.
Окончательно в современном смысле слова понятия пролетариат и пролетарий сформировались с образованием социал-демократических партий в Западной Европе, которые под термином пролетариат уже подразумевали весь рабочий класс, живущий продажей своей рабочей силы и не имеющий в своём распоряжении средств производства. В этом последнем смысле говорят также и об умственном (интеллектуальном) пролетариате.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Виктор Галицкий.