Главная » Политология » МОЯ ПОЗИЦИЯ. ЧАСТЬ 81.

МОЯ ПОЗИЦИЯ. ЧАСТЬ 81.

03.03.2022 22:06

       К нам в редакцию пришло интересное обращение. Предупреждение - данный цикл статей не преследует никакой цели, кроме цели не преследовать никакой цели. Автор не призывает к чему-либо или ненависти к кому-либо. Есть собственное субъективное и оценочное мнение, которое разрешено высказывать любому гражданину страны. Насколько данные аргументы совпадают с действительностью, нам не известно и скорее всего это не истина в последней инстанции, а эмоциональная разгрузка человека, который переживает за бытие в целом. Мы не берёмся давать оценку в связи с новым пакетом законопроекта И. А. Яровой.

       «Во времена всеобщей лжи говорить правду - это экстремизм» - (Джордж Оруэлл).

       Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть данных фактов. Информация взята из открытых источников. Всё что вы видите - это слухи и домыслы и нечего более. Редакция категорически не разделяет мнения автора. Данный текст создан в состоянии аффекта, так как автор очень впечатлительный человек с обострённым чувством справедливости и слишком близко к сердцу воспринимает чужое горе, поэтому многие его высказывания могут являться искажённым восприятием реальности. Всё является авторским личным оценочным суждением. Верить ему на слово, безусловно, не нужно ни в коем случае. Предлагаю читателям составить своё собственное не зависимое от авторского оценочного суждения - мнение о произошедшем. Мы не имеем причин не доверять этим источникам, и если там вдруг имеется какая-либо недостоверная информация, проверить которую лично у нас нет возможности, то значит нас ввели в заблуждение. Никакого оскорбления или явного неуважения к кому бы то ни было в тексте не имеется, и если Вам что-то показалось, то значит это Ваши домыслы, а также это Ваше личное мнение, и автор не несёт ответственности за Ваши бурные фантазии! Все совпадения случайны.

       Часть 4. Мысли и проекты А. Солженицына в его произведении «Как нам обустроить Россию».

       К главе «Всеобщее-равное-прямое-тайное». Здесь, писатель А. Солженицын, затрагивая тему демократического волеизъявления народа, приводит в пример размышления писателя Достоевского. Выглядит это так:

       «Достоевский считал всеобщее-равное голосование «самым нелепым изобретением XIX века». Во всяком случае, оно - не закон Ньютона, и в свойствах его разрешительно и усомниться. «Всеобщее и равное» - при крайнем неравенстве личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь, разном возрасте, разном жизненном опыте, разной степени укорененности в этой местности и в этой стране? То есть - торжество бессодержательного количества над содержательным качеством. И еще, такие выборы («общегражданские») предполагают не структурность нации: что она есть не живой организм, а механическая совокупность рассыпанных единиц. «Тайное» - тоже не украшение, оно облегчает душевную не прямоту или отвечает, увы, нуждам боязни. Но на Земле и сегодня есть места, где голосуют открыто. «Прямое» (то есть депутаты любой высоты избираются прямо от нижних избирательных урн) особенно спорно в такой огромной стране, как наша. Оно обрекает избирателей не знать своих депутатов - и преимущество получают более ловкие на язык или имеющие сильную закулисную поддержку».

       Да, много сказано писателями верного, да - избиратели, порой, не знают своих кандидатов, а люди по своему качеству, конечно, разные - верно. Верно и то, что не многие способны прямо выразить свое мнение по тому или иному вопросу, и здесь спасает именно тайное голосование. Однако - другой системы управления, которая бы более выражала мнение простых граждан - человечество еще не выработало. При всем несовершенстве демократической формы управления, демократия является самым совершенным способом волеизъявления широких людских масс по важным общественным и государственным вопросам. Если же мы отринем демократические институты, то что у нас останется? Мы снова скатимся в тоталитарное общество, или в общество анархии и хаоса, или - может быть, станем подданными жестокого вождя-диктатора. А ведь диктатура крепнет только тогда, когда общество само отказывается от демократических преобразований, когда общество перестает бороться за право своего голоса, когда оно начинает само скучать по жесткой руке вождя. Так вот, если вы хотите быть свободными, считаю я, вы обязаны требовать для себя свободы, устанавливая свой общественный контроль над государственными институтами, вовлекая в свою общественную деятельность окружающих вас людей. К главе «Способы голосования». Мысли Александра Исаевича в данной главе я подаю более обширно, и это стоит того. Здесь Александр Исаевич рассуждает о способах голосования, и дает свою оценку каждой обозначенной им форме волеизъявления народа. Так, он пишет:

       «Цель всеобщего голосования - выявить Волю Народа: ту истинную Волю, которая будет все направлять лучшим образом для народа. Существует ли такая единая Воля и какова она? Никто не знает. Но замечательно, что при разной системе подсчета голосов мы узнаем эту волю по-разному и даже противоположно. Большинству у нас сейчас не кажется важным, как именно устроена система голосования, а между тем она влияет существенно».

       Данное высказывание Солженицына актуально и сегодня как никогда. Сегодня люди даже не задумываются о способах голосования, граждане хорошо знают, что мы дожили до того «светлого» момента в жизни общества, когда за граждан страны вот уже 15 лет все решает только одна партия - «Единая Россия». Все то, с чем Александр Солженицын боролся всю свою жизнь, а боролся он с диктатурой и советскостью, мы можем сейчас наблюдать практически - «Единая Россия» всеми силами стремиться стать новой КПСС, а КПСС свободные выборы не нужны. Далее, Солженицын продолжает свою мысль:

       «Состязаются в мире по крайней мере три системы подсчета: пропорциональная, мажоритарная и абсолютного большинства. Пропорциональная система почти не проводится иначе, как по спискам (разумеется, партийным): в каждом округе (на несколько депутатских мест сразу, так партиям удобнее агитировать и контролировать) от каждой партии предлагается список кандидатов, и отдельный кандидат уже тем лишен личной ответственности перед избирателями, а только - перед партией; избиратели же лишены выбрать сами определенного представителя, кому доверяют, а выбирают только партию. Различают две подсистемы: «связанных списков», когда избиратель не может переставлять порядок желательности в списке, партия сама отберет, такой способ особенно применяется при малой грамотности населения; и подсистема «свободных списков», где избиратель может отдать предпочтение кандидатам внутри списка или даже предложить свой список, что, и правда, очень затрудняет технику подсчета. Есть третий вариант, когда округа делятся на под-округа, лишь с одним именем в каждом, но все равно затем окружная комиссия производит подсчет по партиям и, по пропорции, предоставляет места именно партиям, а не лицам. Во всех случаях выбор ЛИЦ достается в основном партиям».

       Рассмотрим третий вариант, указанный здесь Солженицыным - «когда округа делятся на под-округа, лишь с одним именем в каждом, но все равно затем окружная комиссия производит подсчет по партиям и, по пропорции, предоставляет места именно партиям, а не лицам». Этот вариант, как отмечает сам А. Солженицын, одобрял известный революционер и первый руководитель СССР В. И. Ульянов-Ленин. Именно В. И. Ульянов (партийная кличка - Ленин) назвал указанную систему выборов «одним из самых передовых способов выбирать», когда выбираются «не отдельные лица, а партийные представители».

       Здесь, Солженицын отмечает, что пропорциональные выборы по спискам чрезмерно усиливают власть партийных инстанций, которые и составляют списки кандидатов, и дают перевес большим и организованным партиям. Политическим партиям это выгодно, так как они всегда могут иметь кандидатов по дальним округам, где эти кандидаты не проживают, и обеспечить таким образом их избрание, допустим - на депутатские должности в региональные законодательные органы власти. Нужно отметить, что при пропорциональной системе малые партии могут получить голос в законодательном органе власти, однако - при такой системе выборов создается множество парламентских фракций, которые не проводят единой политической линии, и поэтому, вынуждены бывают пасовать перед партиями-гигантами. Все это толкает малые партии на учреждение коалиций между собой, или заключение сделок с крупными фракциями парламента, что вынуждает малочисленные фракции поступаться своими принципами и своей программой. Говоря о мажоритарной системе выборов, А. Солженицын далее отмечает следующее:

       «При этой системе партия (или блок), едва опередившая других, получает подавляющее число мест, а едва позади - полный проигрыш: даже получив 49 % голосов - бывает можно совсем не получить парламентских мест. А при неточном распределении избирательных округов может случиться и так, что мажоритарная система дает победу меньшинству. Так было, например, во Франции в 1893, 1898, 1902: некоторые победившие депутаты получили меньше голосов, чем побежденные; в двух последних случаях совсем не были представлены в палате депутатов - 53 % избирателей. Зато при этой системе создается устойчивое правительство. Вводимая теперь у нас система выборов по абсолютному большинству (для чего возможен 2 тур) также выталкивает мелкие партии, но дает возможность торговать голосами между 1 и 2 турами. При системе двух партий, как в Соединенных Штатах, независимые кандидаты ничего не решают, избиратель несет свой голос одной из двух партий (обе - с сильным партийным аппаратом и богатейшей поддержкой). Не сразу, не всегда в одну избирательную кампанию, но при этой системе общественное недовольство находит выход, однако негативный: только бы сменить вот эту, правящую, партию - без гарантии, что сделают сменщики Итак, всего лишь от способа подсчета голосов может ошеломительно измениться и состав правительства и, его программа, выражающая, разумеется, Волю Народа».

       Солженицын замечает то, что подсчет голосов избирателей еще не выражает всей истины, он говорит о том, что выборы все сводят к простому арифметическому поглощению меньшинства большинством. Солженицын предупреждает, что меньшинство не менее важно в общественной и государственной жизни страны, он призывает к разумному подходу в вопросе выбора власти, или решении значимых общественных вопросов. Я же, считаю, что так или иначе, но мы обязаны создать в стране устойчивую систему выборов - честных выборов. О вопросе способа голосования я уже писал в более ранних статьях - я считаю, что депутатский состав должен формироваться по партийным спискам, а сама партия обязана отвечать за своих кандидатов. Кроме того, граждане должны иметь право в упрощенном порядке отзывать депутата любого уровня, если он не удовлетворяет запросы граждан, из представляемого им округа. Да, совершенно верно - меньшинство во многих случаях бывает более прогрессивно чем большинство, и это уже доказано исторической практикой. Рассмотрим этот вопрос в классическом варианте, например - идет референдум по особо значимому государственному вопросу, и от решения этого вопроса, допустим, зависит сама жизнь всех лиц, принимающих участие в референдуме.

       Далее, допустим, что за один вариант решения вопроса проголосовало 45 % населения страны, а за другой вариант проголосовало 55 % населения данной страны. Побеждает большинство? Пусть не квалифицированное большинство, но – большинство - 50+1 голос. Так вот, 45 % проголосовавших - это, практически, половина страны, а перевес в 5 % другой половины страны, получается, решил полностью участь целых 45 % населения. Вот на таком примере можно задуматься о том, является ли всегда демократия положительным моментом в жизни общества. Однако - это уже вопрос риторический, и мы в него вдаваться здесь не будем. Вернемся к Солженицыну. Интересные мысли выражает Александр Исаевич по поводу избирательной кампании, так, он пишет, что телевидение хоть и выявляет внешность кандидата на тот или иной государственный пост, его манеру одеваться, держаться в обществе, однако - мы не можем знать о профессиональных, или государственных способностях кандидата. Писатель отмечает, что во всякой избирательной кампании происходит вульгаризация государственной мысли, он пишет:

       «Для благо успешной власти нужны талант и творчество - легко ли избрать их всеобщим голосованием на широких пространствах? Сама по себе - такая система (система выборов) не понуждает политических деятелей действовать выше своих политических интересов, и даже наоборот: кто будет исходить из нравственных принципов - легко может проиграть».

       К главе «Народное представительство». «А уж пройдя избрание - кандидат становится народным представителем» - так начинается данная глава. Здесь, А. Солженицын ведет рассуждения по поводу народных избранников, отмечая то, что еще Афинская демократия отвергала всякое «представительство», и считала «представительную» демократию одной из разновидностей олигархии. Я отмечаю, что такое мнение в Древней Греции было оправданным. Древние Афины могли себе позволить прямую демократию в виду своего свободного малочисленного населения, но прямая демократия затруднительна, и даже не возможна там, где существуют многочисленные сообщества людей. Интересный факт приводит Солженицын в этой главе, который показывает, что представители не всегда выражают волю их избравшего народа. Так, он пишет:

       «Французские Генеральные Штаты в 1789, едва собравшись, провели закон, что отныне каждый депутат есть лишь часть этого коллективного собрания, которое и есть воля народа. Тем самым каждый депутат отсекался от своих избирателей и от личной ответственности перед ними».

       Писатель А. Солженицын отмечает, что первые 4 Государственные Думы в Российской Империи мало выражали интересы русского народа, по большей части они представляли только узкие слои нескольких городов империи. Так, депутат Государственной Думы В. Маклаков говорил о том, что «воля народа и при демократии фикция: за нее всего лишь принимается решение большинства парламента». Более того, Солженицын идет дальше, и он выражает такую мысль, что народные избранники-депутаты не могут подняться выше своих личных будущих выборных интересов, выше партийных комбинаций, и служить непосредственно интересам Родины в ущерб себе или своей партии. Мнение Солженицына в вышеуказанных мыслях, по моему мнению, слишком предвзято к народным избранникам, Солженицын в своих размышлениях ищет эталон - неуловимый фантом справедливости и честности. Но, фантом является только фантомом — иллюзией, которая не имеет ни чего общего с реальным положением вещей. Так, допустим, что политическая партия, лидеры и рядовые члены которой истинно выражают интересы граждан, все равно - так или иначе, вынуждены будут лавировать в политических «битвах», чтобы получить для себя более выгодное положение в политической нише, которая и позволит данной партии более лучше удовлетворить интересы своих избирателей. Политический мир не прост - «хорошим» партиям и достойным честным политикам приходится лавировать в этой стихии, строить конструкции, позволяющие победить, или переиграть своих политических противников, ведь без победы над своими «отрицательными» оппонентами невозможно деятельно помогать гражданам, или принимать нужные и своевременные законы. «На войне как на войне». Александр Солженицын отмечает:

       «А в таком обширном государстве, как наше, тем меньше возможность проверять избранцев и тем большая возможность их злоупотреблений. Контрольного механизма над ними нет, есть только возможность попытки отказать в следующем переизбрании; иного влияния на ход государственного управления у народного большинства не остается».

       Мысль Солженицына здесь более чем понятна, он говорит о досрочном переизбрании гражданами депутатов за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Им отмечается, что другого механизма влиять на выборную власть у граждан нет. Здесь, нужно заострить внимание читателя на том, что нам нужен не просто механизм, который бы позволял гражданам отзывать своего депутата, но нам нужен упрощенный механизм отзыва народных избранников, иначе все эти нормы будут только декларациями о возможностях граждан. Далее Солженицын отмечает, что правительство, формируясь из числа представителей партий парламента, согласно занимаемым партиями местам в парламенте. Однако - представители партий большинства, получающие больше мест в правительстве, перестают со временем быть выразителями интересов своих избирателей, так как они подчинены здесь исполнительной власти, и они не могут теперь являться независимыми депутатами. Министры - представители фракций парламента, получая места в правительстве, начинают услуживать правительству, которое всецело подчинено главе исполнительной власти, например - президенту.  Мне интересны мысли Солженицына - да, представители фракций парламента в правительстве уже не выражают интересов своих избирателей, и это неоспоримый факт. Я считаю, что верховным органом власти в государстве должен быть Государственный Совет, в который бы вошли представители политических партий парламента, министры стратегических ведомств государства, ген. прокурор и председатель Верховного Суда. Я считаю, что коллегиальное управление государством избавит общество от угрозы диктатуры, а в случае чрезвычайной ситуации, вся власть временно может быть передана председателю Государственного Совета. Считаю, что моя идея жизнеспособна. К главе «И чем может обернуться».

       Писатель А. Солженицын признает тот факт, что демократическая система дает возможность строго контролировать действия чиновников, хотя, писатель замечает и то, что современные демократии обросли грузной бюрократией. Здесь я могу выразить только ту мысль, что демократические институты, включающие в себя общественные и правозащитные организации, связанные с политическими партиями в парламенте, могут поставить под сомнение действие любого чиновника - и это является одним из выдающихся завоеваний демократического свободного мира. Кроме того, демократия предполагает и прямое волеизъявление народа - люди могут выйти на улицы, площади, собраться у зданий государственных контор для своего протеста против произвола того или иного должностного лица.  Указанные действия не возможны при тоталитарном режиме, где антидемократическая власть сама устанавливает правила для граждан и чиновников, строго контролирует действия своего народа, жестко подавляя любой протест со стороны граждан. Тоталитарный режим использует репрессии в виде тюрем и ссылок к несогласным.

       Диктатура одного лица, также, пытается контролировать граждан в их действиях, и любые попытки граждан на деятельный протест - народный сход или демонстрацию, карательными органами диктатуры частично подавляются. Здесь используется полиция для разгона демонстрантов, угрозы со стороны правоохранителей по отношению к оппозиции, или фабрикуются карательными органами уголовные дела в отношении участников протестного движения. Если при демократии чиновничий аппарат обрастает непомерной бюрократией, то это наименьшее зло по сравнению с антидемократическими режимами, практикующими репрессии по отношению к несогласным. То есть, на сегодняшний момент, человечество не создало ни чего прогрессивнее, чем институт демократических свобод, гарантирующий свободу слова, неприкосновенность личности и право участия гражданина в деятельности государства по средствам прямой или представительной демократии. Далее Солженицын замечает:

       «Во всеобщих выборах большинство далеко не всегда выражает себя. Голосование часто проявляется вяло. В ряде западных стран больше половины избирателей и даже до двух третей - порой вообще не являются голосовать, что делает всю процедуру как бы и бессмысленной. И числа голосующих иногда раскалываются так, что ничтожный перевес достигается довеском от крохотной малозначительной партии - она-то как бы и решает судьбу страны или курс ее. Как принцип это давно предвидел и С. Л. Франк:

       «И при демократии властвует меньшинство».

       И В. В. Розанов:

       «Демократия - это способ, с помощью которого хорошо организованное меньшинство управляет неорганизованным большинством»».

       Я, лично, согласен с тем, что вялое большинство, своей пассивностью укрепляет активное меньшинство, которое использует законные возможности и добивается для себя особого элитарного положения в обществе. Я думаю, что пассивность общества в вопросах общественной и государственной деятельности, ведет любую страну к диктатуре или тоталитаризму. Здесь, нужно отметить, что любую правовую норму нужно приводить в движение - сама норма за вас не пойдет голосовать и не будет отстаивать ваши интересы, вы - граждане, должны сами использовать правовые нормы для достижения своих целей. Иначе, если вы не будете пользоваться своими правами, закрепленными в законе, то эти нормы будут отняты у вас какой-либо активной группой. Писатель Солженицын заметил, что «хорошо приработанная демократия умеет лишить силы протесты простых людей, и не дать им звучного выхода». Солженицын пишет:

       «Несправедливости творятся и при демократии, и мошенники умеют ускользать от ответственности. Эти приемы - распыляются по учреждениям демократической бюрократии и становятся неуловимы. Сегодня и из самой старинной в мире демократии, швейцарской, раздается тревожное предупреждение (Ганс Штауб): что важные решения принимаются в анонимных и неконтролируемых местах, где-то за кулисами, под влиянием «групп давления», «лоббистов»».

       Солженицын также пишет, что «при всеобщем равенстве остается фактическое неравенство богатых и бедных - более сильных над более слабыми». Александр Исаевич приводит здесь слова государствоведа Б. Н. Чичерина, который еще в XIX веке отмечал то, что из аристократий всех видов одна всплывает и при демократии - денежная. Солженицын соглашается с Чичериным, и замечает тот факт, что при демократии деньги обеспечивают реальную власть, и в этом случае, неизбежна концентрация власти у людей с большими финансами. К главе «Партии». В данной главе А. И. Солженицын пишет:

       «Еще Тит Ливий написал:

       «Борьба между партиями есть и всегда будет гораздо худшая беда для народа, чем война, голод, мор или любой другой гнев Бога»».

       А вот интереснейшие мысли писателя, показывающие его отношении к партиям, как к одному из демократических элементов свободного общества. И так:

       «Разделиться нам на партии - значит разделиться на части. Партия как часть народа - кому же противостоит? Очевидно - остальному народу, не пошедшему за ней. Каждая партия старается прежде всего не для всей нации, а для себя и своих. Национальный интерес затмевается партийными целями: прежде всего - что нужно своей партии для следующего переизбрания; если нечто полезное для государства и народа проистекло от враждебной нам партии - то допустимо и не поддерживать его. Интересы партий, да и само существование их - вовсе не тождественны с интересами избирателей. С. Крыжановский считал, что пороки и даже крушение парламентского строя происходят именно из-за партий, отрицающих единство нации и само понятие отечества. Партийная борьба заменяет где уж там поиск истины - она идет за партийный престиж и отвоевание кусков исполнительной власти. Верхушки политических партий неизбежно превращаются в олигархию. А перед кем отчитываются партии, кроме своих же комитетов? Такая инстанция не предусмотрена ни в какой конституции».

       А. Солженицын отрицает политические партии - то есть, их прогрессивную роль в преобразовании страны, или нации. Он отмечает, что партии, как бы, «рвут» страну на части, каждая партия соперничает за власть с другой партией. А в это противостояние втаскивается народ. Мне нравятся мысли Солженицына по поводу партий, однако, если упразднить сегодня все партии в стране, то придется менять и форму государственного управления. Беспартийное общество Солженицына, однако - я думаю, не будет отрицать национальные общественные организации, выражающие интересы наций. В таком обществе мы лишились бы неестественных - ложных идеологических взглядов, которые несут людям политические партии, однако - мы бы естественно приобрели национальные организации, которые и заняли бы нишу политических партий. Вот что предлагает Солженицын:

       «Соперничество партий искажает народную волю. Принцип партийности уже подавляет личность и роль ее, всякая партия есть упрощение и огрубление личности. У человека - взгляды, а у партии - идеология. Что можно тут пожелать для будущего Российского Союза? Никакое коренное решение государственных судеб не лежит на партийных путях и не может быть отдано партиям. При буйстве партий - кончена будет наша провинция и вконец заморочена наша деревня. Не дать возможности «профессиональным политикам» подменять собою голоса страны. Для всех профессиональных знаний есть аппарат государственных служащих».

       И далее:

       «Любые партии, как и всякие ассоциации в союзы, не более того, существуют свободно, выражают и отстаивают любые мнения, на свои средства могут иметь печать - но должны быть открыты, зарегистрированы со своими программами. Всякие тайные союзы, напротив, преследуются уголовно как заговор против общества. Но недопустимо вмешательство партий в производственный, служебный, учебный процесс: это все - вне политики» - (А. И. Солженицын. «Как нам обустроить Россию»).

       То есть, Солженицын предлагает запретить политические партии и сместить политическую жизнь страны в глубины самого общества, где будут формироваться общественные организации, принимающие участие в деятельности государства и всего общества. Вот эти общественные организации, или общественные союзы, и должны будут влиять на власть, именно они будут формировать депутатский корпус на равных принципах участия в государственной жизни страны. Я полагаю, что Солженицын прогрессивен в своих проектах, ведь мы таким образом выбьем почву из-под тех, кто пытается узурпировать власть (или узурпировал власть) при помощи сегодняшней системы политических партий. Далее Солженицын продолжает свою мысль:

       «Во всяких государственных выборах партии, наряду с любыми независимыми группами, имеют право выдвигать кандидатов, агитировать за них, но - без составления партийных списков: баллотируются не партии (видимо, Солженицын имеет в виду общественные организации, нацеленные на участие в политическом процессе страны, так как выше было оговорено, что партийная система вредна для общественного развития - примечание Лев Трапезников), а отдельные лица. Однако выбранный кандидат должен на весь срок своего избрания выбыть из своей партии, если он в таковой состоит, и действовать под личную ответственность передо всей массой избирателей. Власть - это заповеданное служение и не может быть предметом конкуренции партий. Как следствие: во всех ступенях государственного представительства, снизу доверху, воспрещается образование партийных групп. И, само собой, перестает существовать понятие «правящей партии»».

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Лев Трапезников.

Комментарии

Пингвин 04.03.2022, 16:03
Без комментариев, здесь должны работать врачи.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения