ЛОГИКА ИСТОРИИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РУССКОГО МИРА.
Тридцать три года назад российский социум пережил величайшую трагедию в своей исторической жизни - гибель Советского Союза, сравнимую по разрушительным последствиям для русской жизни с монголо-татарским нашествием, разорвавшим в народной памяти воспоминания о величии Киевской Руси. Но если древняя эпоха крушения социально-политических устоев самостоятельной воли русской государственности не потребовала от русских масс также их духовно-нравственного разложения, то в наши времена с гибелью Советского Союза возникло политическое поветрие искоренения идейных оснований единства русского общества, обозначенное запрещением в статье № 13 Конституции РФ от 1993 года россиянам иметь свою государственную идеологию. Если вспомнить, что в советские времена религия была признана мифологической фантазией и отвергнута государством как иллюзорное сознание народных масс, то постсоветский официальный запрет на рационально-идеологическое проектирование совместной жизни россиян оставило их вообще без какого-либо идейно-нравственного поводыря в осуществлении исторической практики. И вот с того безумного времени российские граждане бредут по историческому бездорожью с духовно завязанными глазами, не ведая откуда и куда они идут, не зная толком ни своего прошлого, не ведая настоящего и не представляя собственного будущего, всецело полагаясь на практическую сноровку своих политических вождей, подвластных в собственных решениях повелениям частного случая и социального интереса.
В условиях глобализации мирового социума такая бездумная практика становится нетерпимой для жизни российского общества, грозя ему социальным обвалом, государственной катастрофой. Необходимо духовно возрождать Русский мир, руководствуясь остатками религиозной веры и коллективного разума: идеологическая проблема становится в условиях глобализации мирового сообщества столь же значимой, как военно-оборонительная стратегия, отодвигая последнюю на задний план по мере продвижения человечества в утверждении разумного будущего. Идеология есть рационально организованная система представлений какого-либо социума об идеальных ориентирах исторического развития, о практических смыслах своей исторической жизнедеятельности. Разумный идеал общественного прогресса предполагает, что будущее мирового сообщества будет всецело определяться идейными смыслами общественного сознания. Генеральным ориентиром разумного возрождения Русского мира должна стать Русская Идея, представляющая собой концептуальное средоточие исторической жизни русского народа как наиболее массивной этнической общности российского социума, внесшей наиболее заметный вклад в его социально-политическое возвышение в мировом сообществе. Эта Идея должна по своей глобальной исторической сути в максимальной степени сблизиться с общечеловеческим замыслом, выражением которого служит принцип творчества. При такой проекции Русская идея должна представлять собой историческую реализацию разумных потенциалов духа творения.
Поэтому для того, чтобы понять смыл Русской идеи, надо запечатлеть основные ступени исторического возмужания русской души на пути в будущее, выражающие идейные шаги русских народных масс в духовном развитии. Начальный этап духовного роста русского народа предполагает наличие в его развитии «стихийной» стадии «исторического пробуждения» народных масс как особой этнической субстанции. Предметно-чувственное закрепление возникающей русской общности в социальном пространстве мирового сообщества отмечено в духовном плане мифологическими картинами ее детского народного воображения, запечатленными в древних сказаниях и совершенно не подвластными требованиям логического мышления. Такая мифологическая стадия в становлении русского народа начинает обретать «рациональные черты» с момента призвания на правление ильменскими славянами и прибалтийскими угро-финнами после внутренних раздоров и варяжского «насилия» вождей варяжского племени «руссов».
«И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, - сообщает о том периоде Нестор Летописец, - и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали:
«Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону».
Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - норманны и англы, а еще иные готы - вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь:
«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус, - на Белом озере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренные жители в Новгороде - славяне, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик» - (Преподобный Нестор Летописец. Повесть временных лет. Источник: https://ilibrary.ru/text/4339/p.1/index.html).
Идейным началом логического вразумления русской исторической практики стало приобщение русского государства к исповеданию христианской религии как всемирной купели человечества, вымывающей богоугодным словом из жизни людей дух тления и приобщающей их к духу Вечной жизни. Это приобщение нарождающегося русского народа к разумным потенциалам Всеобщей жизни человечества было ознаменовано процедурой крещения в греческом Херсонесе 27 апреля 988 года Киевского князя Владимира, утвердившей основанием русской духовной жизни принцип «тождества», «нетления», незыблемости заповедей православной веры.
«Так, произволением Божиим о человеческом роде, и произошло, - повествует «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. - И совлек с себя князь наш - вместе с одеждами - ветхого человека, отложил тленное, отряс прах неверия - и вошел в святую купель. И возродился он от Духа и воды: во Христа крестившись, во Христа облекся; и вышел из купели просветленный, став сыном нетления, сыном воскресения» - (Иларион, митрополит Киевский. «Слово о Законе и Благодати». Источник: http://drevne-rus-lit.niv.ru/drevne-rus-lit/text/slovo-o-zakone-i-blagodati/slovo-o-zakone-i-blagodati.htm).
Трагическим завершением этой религиозно-церковной стадии в духовном воспитании русского народа стал раскол Русской православной церкви во второй половине XVII столетия, поколебавший принцип тождества, незыблемости как ведущий в разумной организации русской исторической практики. Царствование Петра Первого явилось решающим событием в развертывании новой фазы разумного самоопределения русского народа, отвергшей принцип всечеловеческой соборности в конституировании русского самосознания и утвердившей индивидуальный разум самодержца единственным основанием в принятии государственных решений, в руководстве общественной практикой. Это самоутверждение личного разума в русской жизни было подготовлено пребыванием царя Петра в Европе и его усвоением западного образа жизни, всецело построенного на логических выводах индивидуального рассудка, требования которого начинают управлять общественной практикой: логический принцип «противоречия» в организации рассуждений становится генеральным наставником в управлении общественной деятельностью. Однако восстание декабристов поставило под сомнение индивидуальный разум в качестве управителя российской действительностью. Попытка самодержавия наметить контуры «коллективного разума» российской империи в идеологии «триединства» совместных требований «православия - самодержавия - народности» не дали должного эффекта и в первые десятилетия ХХ века эти императивы рушатся под напором народной стихии. Большевистская революция провозгласила идеологию «научности» главным ориентиром в разумной организации советского общества и руководствуясь им достигла значительных успехов в индустриализации когда-то непросвещенной России, в механизации сельского хозяйства, в разгроме фашистских орд европейский стран, в освоении атомной энергии и выходе в космос.
Однако социальный догматизм в понимании исторической логики развития общества привел советское государство к интеллектуальному застою и последующему распаду. Негативный итог интеллектуального догматизма в научной стратегии советского общества указывает косвенным образом на «поступательность», «динамичность» как ее генеральное позитивное свойство. Главным логическим руководством в обеспечении такого поступательного развития научной мысли служит принцип «исключения третьего», отвергающий возможность достижения в понимании действительности какой-либо «завершенности», «всеохватности» в объединяющем содержании «высшего третьего» и утверждающий лишь частичную полноту в приобщении к научной истине. Таким образом в историческом развитии российского общества четко прослеживается направляющая роль принципов логического мышления как руководства общественной практикой - принципа «тождества» во времена культивирования религиозно-церковного образа жизни (XI-XVII веков), потом принципа «противоречия» как логического руководства российской действительностью в период правления династии Романовых (ХVII-XIX веков), затем принципа «исключения третьего» как главного требования научного разума советского общества (ХХ века).
Последнее десятилетие ХХ века характеризуется распадом традиционного российского геополитического пространства, говорящем о деградации русского разума в руководстве российской исторической практикой. Главной причиной общей деградации русского разума в управлении постсоветской действительностью стал запрет в статье 13 Конституции РФ от 1993 года государственной идеологии, отказавший россиянам в праве на свободное проектирование своего разумного будущего. Разрушительным итогом нового национального безмыслия русских масс оказалось в наступившем столетии политическое безумие Украины, ее полный разрыв с русскими историческими традициями и уход в геополитическое пространство Западной цивилизации в качестве передовой антироссийской военной силы, нацеленной на уничтожение Русского мира как нравственной сердцевины Северной цивилизации.
Если в начале ХХ века гибель Российской империи стало политической прелюдией гражданской войны, то крушение советской империи явилось прелюдией нынешней межцивилизационной войны России с прозападной Украиной. Спасение Русского мира от полного разрушения требует интенсивной проработки идеологических основ развития России в условиях глобального социума. Такая проработка предполагает, судя по общей идейной динамике российского общества, конкретизацию в исторической практике современной России «принципа достаточного основания», согласно которому всякое действие требует для продуктивной реализации «достаточного основания», представляющего более емкое, более богатое содержание. Выживание России в условиях глобального социума означает в духовном плане определение собственного «достаточного основания», которым является идеология «целостности» как культивирование в Русском мире способности «саморазвития», продуктивного творчества. Если в ушедшем ХХ столетии руководством исторической практики русских масс в реализации советского проекта служил принцип «исключения третьего» как логический императив в освоении «частных фрагментов» объективной реальности, то принцип «достаточного основания» направляет познающий разум современной России на освоение максимально широких и предельно глубоких пластов мироздания, на познание мировой целостности в ее предельных внешних, количественно изменчивых параметрах и внутренних, качественно неизменных истоках. Достоверным показателем творческой продуктивности в описании внешних контуров мировой целостности стало:
- во-первых, обнаружение постоянного регламента в описании ускоренного хода мирового времени и установление, в связи с этим возраста Вселенной в 1 триллион 259 миллиардов лет, что на два порядка отличается от принятой в ХХ столетии величины в интервале 10-20 миллиардов лет;
- во-вторых, объяснение глобальной темноты мирового космоса ускорением электромагнитного излучения небесных светил в 300 000 километров в секунду в квадрате;
- в-третьих, признание общей вращательной динамики космических просторов с крестообразной, свастической организацией звездных миров в качестве генеральной структуры мирового пространства (Л. А. Гореликов. Темпоральные основы развития мировой целостности. Принцип постоянства ускорения электромагнитного сигнала как концептуальный ключ к формированию целостной научной картины мира).
Внутренняя организация мировой целостности, представляющая ее неизменные качественные начала, была намечена 2 000 лет назад христианским пониманием вселенского Бытия как реализации Слова Божьего. Сегодня мировое сообщество, вступив в глобальную эпоху своего существования, лишь подступает к поиску логических путей в осмыслении повелений этого мирового Слова (Л. А. Гореликов. Русская идеология в проектировании мировой целостности). Руководствуясь учением православной веры о созидательной силе слова, мы охарактеризовали этот путь в рациональном постижении животворной сути Мирового Слова как «онтологический символизм» (Л. А. Гореликов. Онтологический символизм как мировоззренческая парадигма глобального синтеза). Таким образом, развитие русской идеи прошло тысячелетний цикл исторических модификаций, следуя в своей динамике от первичных фантазий родоплеменного сообщества через принцип триединого «тождества» православной веры и принцип «противоречия» индивидуального разума имперской эпохи к принципу «исключения третьего» советских времен и современному требованию постижения «глобальной целостности» как практической реализации императива «достаточного основания» в освоении пространства мировой целостности. Полученное таким образом понимание логики развития Русского мира позволяет утверждать его глобальные перспективы в обустройстве современного мирового сообщества: Россия должна стать нравственным лидером в развитии глобального социума.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.
Комментарии