Главная » Политология » КОРЕННАЯ ЧЕРТА «РУССКОЙ ИДЕОЛОГИИ».

КОРЕННАЯ ЧЕРТА «РУССКОЙ ИДЕОЛОГИИ».

09.11.2023 15:20

       Современный облик функционирования мирового сообщества характеризуется по внешним показателям как «глобальный социум», достигший в своем историческом росте максимальной унификации законов социальной организации на базе приоритетов частной собственности и рыночной экономики в воспроизводстве материальных условий жизни людей. Качественное основание производственной базы глобального социума определяется развитием научно-информационных технологий, нацеленных на отработку элементов искусственного интеллекта в управлении массовой динамикой общественной жизни. Но рядом с массовыми социальными процессами присутствует личная и групповая жизнь людей, питаемая и направляемая их духовными склонностями. Рациональным выражением этих духовных стремлений человеческого существа служит идеология как действительность общественного сознания, индуцирующая внутренние мотивы душевных переживаний отдельных лиц в разумные проекты их желанного общего будущего. Идеология являет собой рационально упорядоченный образ коллективных настроений человеческих индивидов, представляющий их важнейшие нравственные ценности как нормы социально должного поведения и утверждающий духовную самостоятельность, социальную независимость, самобытность своих общественно-политических систем в мировом сообществе.

       Другими словами, идеология служит в социально-политической жизни собственных стран разумной хранительницей их духовного суверенитета. Поэтому запрет россиянам статьей № 13 Конституции РФ иметь общегражданскую, государственную идеологию можно расценивать как признание ими собственной гражданской незрелости, правовым подтверждением которой и служит их конституционно закрепленный отказ от государственной идеологии, от своего духовного суверенитета, от своеобразия собственного идейно-политического лица. Данный отказ российских граждан от духовной самостоятельности в мировом сообществе подкрепляется в Конституции РФ требованием статьи № 14 об отделении религиозных объединений от государства и положением статьи № 15 о приоритете правил международных договоров над внутренним российским законодательством.

       «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» - (Конституция РФ. 15:4).

       В силу указанных конституционных постановлений Россия сама отказывается от своего духовного суверенитета и признает собственную зависимость от действия внешних сил. Этими юридическими актами российское государство фактически отделяет себя от духовного наследия предков и тем самым подписывает себе смертный приговор в качестве великой державы, самостоятельной страны-цивилизации, заставляя россиян жить и действовать по чужеродным правилам, идти ложными путями, не по своей дороге. Следуя чужими путями, постсоветская Россия теряет свою природную стать, перестает быть русским государством, так как одной из коренных установок Русской идеи как нравственного ориентира в сознательном поведении гражданских масс русского народа был «великодержавный патриотизм». Поэтому нет ничего удивительного в антирусской, антироссийской политике украинского государства как самом тонком, наиболее чувствительном, крайне духовно слабом звене когда-то сплоченного Русского мира. История ставит ныне перед российским обществом важнейший вопрос в определении его жизненной судьбы:

       «Какой должна быть коренная, ведущая особенность «российской идеологии», способная нравственно сплотить граждан и народы России и повести их за собой в созидании великого будущего»?

       Эта идеология должна быть, во-первых, реалистической, привязанной к фактам исторической действительности. Такой исторический реализм говорит, что нужная для России идеология должна быть «русской» по своему нравственному колориту, то есть выражать коренные нравственные приоритеты русского народа как главного собирателя, основного хранителя и защитника российских земель. Во-вторых, в своей определяющей русской обусловленности «российская идеология» должна быть «зрелой», то есть «самостоятельной», независимой от внешних влияний и в этом плане исторически «консервативной» идеологией, определяющей жизненный горизонт будущего страны на основе идейного наследия ее самобытного прошлого. Свою политическую зрелость русский народ обрел лишь после трагических испытаний на духовную прочность монгольским нашествием восточных народов и польским завоеванием русской столицы в годы Смутного времени. Символическим актом достижения после этих коллизий русским народом духовной зрелости стал Земский собор 1613 года, избравший на царский престол всероссийским самодержцем первого представителя династии Романовых. Отталкиваясь от этого ключевого события в нравственном самоопределении русского народа, можно выделить на его дальнейшем жизненном пути три качественно различных исторических этапа, представленных эпохой самодержавия, периодом советской власти по реализации коммунистического проекта и нынешним этапом утверждения господства большого капитала в стране.

       Поскольку постсоветская Конституция РФ от 1993 года запретила россиянам иметь консолидирующую государственную идеологию и этим отвергла духовный союз нынешней олигархической власти с народной массой, постольку главные идейные ориентиры русского народа в возрождении суверенной России следует искать в духовно-нравственных приоритетах ее самодержавного периода и советской эпохи. Если царская власть опиралась в управлении народными массами на православие как свое незыблемое духовное основание, то советская власть отвергла религию как заблуждение народных масс и строила жизнь страны с опорой на достижения научной мысли. Следовательно, концептуальный синтез науки и религии должен определить духовный облик грядущей суверенной России, указывая логикой «русского разума» на «религиозный социализм» как наиболее перспективный для нее общественный строй. В рамках намечаемого союза религии и науки духовная жизнь россиян должна будет направляться в основном религиозными нормами с приоритетом многоцентричной традиции православия, позволяющей учитывать религиозные особенности всех российских народов, а сфера материального производства станет руководствоваться требованием коллективной собственности как гарантией социальной справедливости и технологическими нововведениями научного разума.

       Религиозно-церковный уклад в функционировании идеологической надстройки позволит россиянам преодолеть негативное влияние партийно-корпоративной организации политической системы, раздробленной классовыми интересами. Но что может обеспечить разумное сочетание установок религии и науки, позволит добиться согласия их идейных канонов? Если всякая религия наставляет людей на исполнение вечных заветов духовных правителей Неба, а наука нацелена на исследование разнообразных тайн телесной природы Земли, то согласующим началом их требований должна стать философия, устремленная в равной степени к постижению откровений Неба и познанию скрытых таинств Земли. Ведущей концептуальной системой будущей духовно преображенной России должна стать философская идеология, которая понижает градус религиозных стремлений до физической очевидности и возвышает научный разум до вселенской размерности.

       Философия должна предложить российскому обществу логически продуманный путь в движении социальной практики между противоположными установками вечных смыслов религиозной веры и разнообразных открытий научного исследования, удержать логически выверенный ход мыслей между полюсами идейных крайностей. Философия для достижения примирения науки и религии должна будет, прежде всего, снять с процесса познания религиозное обвинение в греховности его результатов, вызванное, по библейскому преданию, актом «первородного греха» прародителей рода человеческого, нарушивших божий запрет не вкушать плодов с Древа познания Добра и Зла как смертельно опасных для жизни людей.

       «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» - (Бытие. 2:15-17).

       Но Адам и Ева, рассказывает Библия, нарушили божий запрет и вкусили крайне опасный плод познания Добра и Зла, впустив Зло в земной мир, что грозит смертью всему человечеству. Ныне это Зло обрело в жизни людей глобальный размах, приближая современную цивилизацию к историческому крушению, подготавливая явление «Конца Света» как реализации всемирного социального катаклизма, обрекающего людей на гибель. Стратегия спасения человечества от предсказанного Ветхим Заветом Страшного Суда над грешным человечеством реализуема лишь в том случае, когда люди, согласно наставлению Нагорной проповеди Спасителя, преодолеют власть греха над собой, избавятся от эгоизма и субъективизма в собственных действиях и переключат свою познавательную энергию с земной тематики на закономерности небесных процессов, будут следовать объективным законам Вселенной в оценке земных явлений.

       «Вы слышали, что сказано: - указывает Иисус Христос людям на «вселенский путь» к спасению, - люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» - (Мф. 5:43-45).

       Таким образом, генеральным требованием русской философской идеологии в примирении науки и религии должен стать небесный императив «вселенского универсализма», то есть принцип «космизма» в познании мировой реальности. Современный российский исследователь С. И. Сухонос, отталкиваясь от призыва Великой Французской революции к «свободе», «равенству», «братству» людей, представил трехвекторную основу русской идеологии в понятийной системе «творчества», «соборности» и «космизма». В этой идейной последовательности четко прослеживается движение познания от его субъективного «начала» через коллективное «нарастание» совместной мысли к объективно-предметному «завершению» процесса познания. Наш современник отмечает, что:

       «Именно русская философская традиция одним из основных стержней имеет в себе космизм, который несли в своем творчестве такие всемирно известные мыслители, как Федоров, Циолковский, Вернадский, Чижевский и многие другие. И далеко не случайно именно Россия, несмотря на свое тяжелое послевоенное положение, сумела первой вывести в космос и спутник, и человека» - (С. И. Сухонос, «Новая» Русская идея: Творчество, соборность и космизм).

       Концептуальная разработка принципа «космизма» настоятельно требует переключения усилий науки с исследования локальных зависимостей земной природы на  постижение глобальных законов мироздания, приближая этим род людской, к потенциалам Вечности, приобщая их к знанию объективного бытия, к познанию мировой целостности как действительной полноты предметной  истины, не искаженной человеческой хитростью земной экспериментальной практики. В принципе «космизма» человеческая мысль достигает наиболее удаленного горизонта своих познавательных возможностей и, отталкиваясь от его объективных свидетельств, обращается к своим исходным началам, чтобы прояснить и уточнить свои внутренние основания для нового прорыва в познании законов объективного мира. Небесным принципом организации целостной космической реальности служит вращающийся свастический крест. Какая тайна открывается в этой фигуре, о чем она говорит людям? А говорит она о единстве мировой реальности, где субъективное «начало» и объективное «завершение» совпадают, где земной «низ» и небесный «верх» подчиняются одним и тем же всемирным законам. Если верх и космическое завершение объективного бытия представлены фигурой вращающегося свастического Креста, то тем же самым законом управляется «низ» бытия, субъективное начало познания. Этот познавательное «Начало» разумного бытия открывается людям в их естественном Языке, в логически связанных между собой словах человеческой речи:

       «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» - (Иоанн. 1:1).

       Думается, что строение Космоса наглядно демонстрирует людям основной закон организации Языка. Чтобы понять смысл слов, человек должен обратить свой взор к небесам и разгадать тайны строения Космоса. А с другой стороны, чтобы увидеть горизонт глубинного Космоса, надо постичь законы жизнедеятельности Слова. Таким образом, принцип «космизма» является в русской идеологии самым перспективным, ведущим, направляющим, конечным идейным ориентиром познавательных усилий людей в освоении мировой реальности, соединяющий свастической динамикой бытия верхние и нижние этажи мироздания. Этот принцип «космизма» является генеральной, стержневой установкой русского народного самосознания, наглядным свидетельством чего является необъятная ширь России.

       Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук, член научно-исследовательской группы «Прометей» Лев Гореликов.

Комментарии

Борис Иванович 09.11.2023, 16:49
Очень логичные и светлые мысли. Спасибо Лев Александрович.
ответить
Леонид ⇒ Борис Иванович10.11.2023, 18:35
Присоединяюсь.
Ответить
Казак Уральский 10.11.2023, 00:49
Верно рассуждаете товарищ профессор. Соглашусь с вами.
ответить
Елена 10.11.2023, 15:36
Глубочайший смысл сказанного. Благодарю Вас Лев Александрович. Анализ великолепен.
ответить
Пингвин ⇒ Елена11.11.2023, 01:24
Согласен.
Ответить
Офицер 10.11.2023, 21:24
Благодарю вас Лев Александрович. Вы прекрасный учёный, который глубоко копает.
ответить
Светлана 11.11.2023, 16:18
Лев Александрович огромное вам спасибо. Всё разложено по полочкам.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения