ИДЕЙНЫЕ ПУТИ В ПРЕТВОРЕНИИ ГЛОБАЛЬНОГО БУДУЩЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
В наступившем ХХI веке человечество вошло в зрелый период своего исторического существования, в эпоху глобализации общественной жизни, управляемой универсальными законами мироздания. Такими всеобщими законами бытия являются законы Мира и Войны, общения и сотрудничества на базе признания общих интересов или же взаимного истребления и гибели всего человечества. Попробуем найти пути к мирному сотрудничеству разумного человечества, еще не утратившему вкус к духовному общению людей. Зрелое состояние общественной жизни проявляется в ее духовном самоорганизации, определяемой цивилизационным укладом жизнедеятельности людских масс как выражением основных этапов их исторического развития. Цивилизации - это предельно-общие способы коллективной жизни людей, сплоченных в своих практических действиях общим характером духовного опыта по освоению окружающей природной среды и представляющих основные вехи духовного роста человечества - детства, юности, молодости, зрелости. Если на первых двух этапах развития рода людского - детства и юности - природа помогала людям, способствуя их сохранению и размножению, то на двух последних - молодости и зрелости - она становится преградой на пути роста человеческого сообщества, требуя от него нарастающих творческих усилий в преодолении препятствий. Существенная связь цивилизаций с природной средой обитания общественных масс заставляет признать наиболее простой классификацией данных социальных систем по сторонам света, разделяя их на Южную, Восточную, Западную и Северную. Историческая динамика развития цивилизационных миров обусловлена степенью доступности окружающей природной среды для практического ее освоения коллективными усилиями людей. Первоначально природные условия способствовали расцвету народов Южной цивилизации, взлелеянных обильными дарами теплого климата для размножения человеческого рода. В связи с этим организационным руководством народов Южной цивилизации становится принцип тождества как требование неизменного характера условий сознательной жизни людей. Это требование получило наиболее жесткое выражение в социально-кастовой дифференциации населения индуистской духовной традиции, в национально-этническом освящении еврейского народа в идеологии иудаизма, во всемирной объединении людских масс исламской религией, провозгласившей джихад - войну с «неверными» главной нравственной заповедью «правоверного мусульманина». Вслед за Южной цивилизацией начинается самоутверждение народов Востока, взращенных умеренным климатом, полноводными реками и обильными плодородными землями восточноазиатского материка, послужившими природным основанием формирования Китайской империи, огражденной с севера пустынями, горами и «Великой Китайской стеной» от вторжения «северных варваров». Объединяющим принципом Восточной цивилизации стало требование семейно-родового единства, корневым истоком которого служит утверждение единства небесного и земного миров в организации жизни Поднебесной как сознательной реализации брачного союза оплодотворяющего духа Неба и плодоносящей силы Земли. Восточная цивилизация, руководствуясь природными ритмами, взрастила воспитала человека для самостоятельного вхождения в жизнь.
Выразителем вступления человечества в эту самостоятельную жизнь стала Западная цивилизация, расположенная на Европейском континенте с его «раздробленной» геоклиматическими факторами природной средой, прореженной горами, морями и реками и требующей от людей чрезвычайных усилий для производственного освоения в целях собственного выживания. Наверное, именно эта «сложность» европейской природы для сельскохозяйственного преобразования и вызвала у европейского населения особый культ «военного насилия», захвата «чужих владений», рабской эксплуатации военнопленных, став в дальнейшем предпосылкой для качественного прорыва общества в эксплуатации природы на основе технологического изобретения машинного производства. Таким образом, главным руководящим ориентиром в организации Западной цивилизации стал принцип «борьбы противоположностей», нацеленный на культивирование «раскрепощенных индивидов», свободных от всяких зависимостей помимо установленных личной волей людей как договорных условий их совместных действий, ограниченных личными интересами. Главным концептуальным «инструментом» в управлении развитием современной Западной цивилизации оказывается научно-технологический прогресс, ограниченный потребностями рыночной экономики с ее денежными императивами. Сегодня именно Западная цивилизация, возглавляемая США как государством «воинственных переселенцев», доминирует в мировом сообществе и формирует глобальный социум по своему образу и подобию.
Однако принцип «войны» или всемирной «борьбы» грозит завершиться для человечества термоядерной катастрофой, что требует для спасения людей нового социального лидера в утверждении «глобального будущего» мирового сообщества. Таким новым социальным лидером может и должна стать Северная цивилизация как собрание людских масс для освоения наиболее сложной Северной природы, требующее от людей коллективных производственных усилий и направляющее их к утверждению социалистического общественного уклада, где владельцем общественных богатств выступают не отдельные индивиды и не корпорации «частных предпринимателей», а весь социум, направляемый к своему совершенствованию принципом «целостности». В этом плане Северная цивилизация, представленная в политическом измерении современной Россией, оказывается духовно-родственной Восточной цивилизации с ее культом семейно-родственных отношений. Но если в последней направляющим ориентиром выступает «семейно-родственная» традиция, ныне скрепленная «партийной дисциплиной» КПК, то для Северной цивилизации таким «ведущим мотивом» выступает принцип «саморазвития», обозначенный поступательной логикой идейного развития «научного познания». Приоритет науки в управлении развитием Северной цивилизации сближает ее с характером функционирования Западной цивилизации. Но если в рамках Западной доктрины наука подчиняется требованиям рыночной экономики с ее денежными фикциями, то для Северной цивилизации это становится несущественным фактором, всецело управляемой внутренней логикой развития науки и ограниченной лишь императивами развития человеческой природы. Если наука в реалиях Западной цивилизации вторична и ограничена потребностями рынка, то в рамках Северной цивилизации она первична и определяется самопознанием человека: поэтому наука Запада становится эмпиричной и фрагментарной, тогда как наука Севера требует теоретической целостности и единства.
Если современное человечество преодолеет диктат Запада и снимет угрозу взаимного истребления, то будущее мирового сообщества будет определяться конструктивным диалогом мировых цивилизаций в совершенствовании земной жизни людей и их сотрудничеством в освоении ближайших космических просторов. Космос открывает человечеству безграничные просторы в освоении Вселенной. Итак, руководство России как державного центра Северной цивилизации должно твердо запомнить для плодотворного развития страны, что главными ориентирами ее общественной практики являются социалистический выбор общественного устройства и интенсивное развитие научных знаний. К сожалению, оба эти фактора находятся в нынешней российской действительности, говоря народным языком, «в загоне», не служат атрибутивными свойствами практических усилий «российской власти». Если Кремль не сменит в ближайшем будущем своей стратегии утверждения олигархического сырьевого капитализма на идеологию построения общества «социальной справедливости», то ход истории может закончиться для россиян самым печальным образом.
Господи, ниспошли России в качестве «державного лидера» настоящего «русского человека», чтобы всем стало ясно, кто разумнее управляет государством - русский или «украинский еврей»?
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук, член научно-исследовательской группы «Прометей» Лев Гореликов.
Комментарии