Главная » Политология » ИДЕОЛОГИЯ В РОССИИ.

ИДЕОЛОГИЯ В РОССИИ.

20.03.2022 11:56

       Вот уже 30 лет Россия живет без внятной государственной идеологии и как бы застыла в «безвременье», доверив собственное будущее оперативным решениям политических лидеров - Борису Ельцину, Дмитрию Медведеву, Владимиру Путину. Указанный срок вполне достаточен для определения эффективности такой безыдейной, сугубо эмпирической стратегии развития страны. Позитивный характер современной российской стратегии подчеркивает известный российско-украинский политолог Ростислав Ищенко (Ростислав Ищенко. «Идеология единого народа»). В начале своей полемической статьи он достаточно рельефно обозначает собственные политические приоритеты:

       «К счастью, в российском обществе при позитивном в целом отношении к идее справедливости и социальности левые идеи в политике не работают. Россиян не прельщает ни возвращение в СССР, ни идеи радужной толерантности и «позитивной дискриминации», свойственной «новым левым» движениям. Среди российских граждан значительно больше тех, кто хочет жить богато, чем тех, кто стремится сделать бедным своего соседа (чтобы не выделялся)».

       При этом он вынужден констатировать общее «грустное умонастроение» большинства российских политических движений, лишенных идейного отклика в сердцах народных масс:

       «Не только псевдосоциалисты, но и монархисты, либералы, консерваторы, последователи идей христианской социальности и другие с плохо скрываемой грустью говорят о том, что «идеологии у нас нет»».

       И тем не менее он убежден, что общее состояние российского социума вполне удовлетворительное или даже «хорошее»:

       «Более того, у нас нормальное здоровое общество, в котором на равных за поддержку избирателя борются разные идеологические течения, учась друг у друга в этой борьбе за умы и сердца людей. Фактически ностальгирующие незаметно для себя тоскуют об обязательной государственной идеологии, то есть о запрете на альтернативные идеи».

       Что же не устраивает уважаемого автора в утверждениях государственной идеологии эпохи СССР? Прежде всего, «насильственная стратегия» ее претворения в действительности:

       «Тем не менее СССР распался потому, что большая часть его населения выступила против идеологической унификации».

       Однако стратегия социальной «унификации» или «узаконенного» социального насилия является историческим атрибутом всякого массового общественного движения, в том числе и религиозного, связанного с распространение идеологии не только советской версии марксизма-ленинизма, но также буддизма, христианства, ислама. Поэтому отказ от «идейного сплочения» человечества на базе общих законов «мировой целостности» превращает жизнь людей в поле непрерывной борьбы за существование, вновь починяя их законам «животного царства» или же императивам «неограниченного насилия» бандитских группировок. Жизнь общества без консолидирующей действия людей конструктивной идеологии превращает граждан в «рабов» внешней необходимости. Наш современник принижает в понимании общественного развития идейные установки социально-исторического «моноцентризма», утверждая приоритеты многовекторной системы социального проектирования. По его оценке:

       «Советское руководство не справилось с ситуацией и не смогло организовать плавный переход от моноидеологической системы к полиидеологической».

       Выступая против социально-исторического монизма в понимании общества, Ростислав Ищенко ссылается на практический опыт советской державы:

       «Идеи Ленина и Троцкого о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране и о способности общества перепрыгивать через формацию опровергнуты историей созданного ими государства».

       Однако та же историческая практика убеждает, что «задержавшиеся» на каком-то этапе социальные объединения способны настичь «передовые» державы, осуществляя «исторический скачок» в своем развитии, ярким примером чего в ХХ столетии стала Япония. Без реальной возможности такого исторического «прорыва» многие «отсталые» в начале ХХ века народы были бы обречены на вечное отставание и постепенное вымирание. Поэтому «монологизм» в социально-историческом развитии человечества есть живая надежда на достойное духовное будущее ныне «отсталых народов», постепенно продвигающихся по пути «общественного разума». Среди трех «русскоязычных» постсоветских республик наибольшей степенью «идеологической заряженности» обладают Украина и Беларусь: если первая положила в основу стратегии самостоятельного развития «украинский национализм», то вторая стремится строить будущее на апробированных идеях советского социалистического наследия:

       «На деле же господствующую в Белоруссии идеологию можно охарактеризовать как постсоветский патернализм, обосновывающий неограниченную личную власть Лукашенко».

       На всем постсоветском геополитическом пространстве, считает Ищенко:

       «Только «страдающая» от отсутствия государственной идеологии Россия является локомотивом развития всего постсоветского региона, обеспечивая своему населению самый высокий в пост-СССР, постоянно растущий и уже вполне сравнимый с европейским уровень жизни».

       Однако этот успех российского общества вполне объясним обширностью его территориальных владений: никаких «прорывных проектов» постсоветская РФ не предложила своему гражданскому сообществу, углубляя привычные тренды по эксплуатации природных ресурсов. Наш современник однозначно поддерживает положение статьи 13 Конституции РФ от 1993 года о запрете «национально-государственной идеологии», распространяя принцип «социальной конкуренции» также на сферу интеллектуальной и духовной жизни общества:

       «Идеи, как товары, развиваются и улучшаются только в условиях конкуренции».

       Однако при всем идеологическом плюрализме современного общества неизменным центром гражданской жизни должна оставаться идея «патриотизма», любви к Родине, что предполагает консолидацию граждан в стремлении к улучшению совместной жизни, а значит к сотрудничеству в реализации общенациональных проектов. Сегодня России нужна «общенациональная» идеология патриотизма, четко отредактированная в государственных проектах страны научным разумом. К сожалению, ныне такого проекта у России нет, который обозначил бы исторический горизонт общенародного дела: поэтому перспективы страны выглядят крайне туманными - от желанного процветания до полного распада, так как отсутствует «общая идеология», общий проект народной жизни. Стремясь уйти от ответа о будущем современной России, уважаемый политолог утверждает неопределенность социально-исторического процесса:

       «История не детерминирована. Никто не знает, как будут развиваться события на деле. Это зависит от массы случайностей, миллионов личных выборов и взаимодействий».

       Мы придерживаемся противоположной точки зрения, полагая, что исторический путь человечества, обусловленный физическими, биологическими, психологическими и духовно-нравственными особенностями жизни людей, носит предельно целесообразный, то есть «разумный характер», позволяя им планомерно строить «лучшее будущее». Ростислав Ищенко поднимает вопрос о восстановлении единства русского этнического массива как процесса совместного проживания украинских малороссов, великороссов и белорусов:

       «Мы последние годы ведём нескончаемый спор, являются ли русские, белорусы и украинцы единым народом, тремя братскими или уже чужие друг другу? Сможем ли мы когда-нибудь вернуться к единонародию и братскости или наш раскол навсегда?».

       По его мнению, утверждение в общественной практике:

       «Одной обязательной государственной идеологии совершенно точно делает невозможным воссоединение».

       В ответ можно возразить, что «духовное единение» народных масс как раз предполагает формулировку общей картины мировой реальности и общих ценностных императивов их совместных действий в творческом созидании будущего. В понимании Ищенко, идейное единство геополитического пространства современной России достижимо лишь посредством насилия:

       «Ни у левых, ни у правых, ни у националистов, ни у монархистов нет подавляющего перевеса ни в одной из постсоветских стран. Следовательно, принимая в качестве обязательной какую-то одну идеологию, мы отталкиваем от себя приверженцев остальных».

       Наш соотечественник, утверждая на словах идею «патриотизма» как определяющую для жизни современной России, сближает ее на деле с идеологией «прагматизма», личной выгоды, нацеленной не в будущее, а на настоящее:

       «Мировая практика свидетельствует, что лучшей национальной идеей является патриотизм сытого общества, стремящийся улучшить жизнь нынешнего, а не будущих поколений, которые сами себе хозяева и лучше нас будут знать, что им в их светлом будущем надо, а без чего они обойдутся».

       Однако подлинным проявлением «патриотизма» является не «сытое благополучие» социальной массы, а готовность граждан к «самопожертвованию» во имя Родины, своего отечества. Сытое «благополучие» преходяще, а Родина должна жить вечно: такова логика истинного патриота. И все же общие перспективы современного глобального социума Ростислав Ищенко видит в отмене «принципа прагматизма», в смене исторических регулятивов общественного прогресса, когда «социальный прагматизм» локальных сообществ прошлого века все более уступает ведущую роль идеологии «общественного патриотизма»:

       «На послевоенной деидеологизации выросло благополучие Западной Европы. И мы видим, как современная идеологизация рушит основы западного благополучия и связанного с этим благополучием доминирования. На смену Западу идут полиидеологичные Россия и Китай, опирающиеся на идеи патриотизма и прагматизма».

       Новым большим испытанием для современного человечества стала новое мировое безумие, требующее от граждан абсолютного доверия своим государственным лидерам, подчиняя императив «личного блага» требованием «коллективного благополучия», императиву спасения всего человечества. Такое спасение предполагает новый «концептуальный прорыв» в понимании мировой целостности, то есть максимальное углубление научной мысли в познании универсальных связей бытия: только этот «идейный прорыв», распространение новой «идеологии» глобального социума оставляет надежду человечеству на спасение от вымирания. Сегодня, в рамках глобального социума «гражданская жизнь», социальная практика должна стать «насквозь» идеологичной, то есть пронизанной осознанным общественным интересом. Поэтому мы не можем согласиться с последним выводом уважаемого автора о том, что «пример и опыт» - главные двигатели прогресса в современном мире:

       «Но пример и опыт - не идеология, а повседневная практика».

       Лишь передовая «идеология» способна предотвратить глобальные катаклизмы, утверждая коллективный разум первоначалом созидательных возможностей общественной практики. К сожалению, надо признать, что постсоветская РФ вот уже 30 лет идет по миру с «завязанными глазами», без «идеологического проектирования» своих практических действий. В условиях нарождающегося «глобального социума» такая стратегия выглядит как социальное безумие. Поэтому будущее современной РФ представляется крайне проблематичной реальностью: благо, что она присоединилась в своей геополитике к стратегической логике КНР.

       Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.

Комментарии

Наталья 20.03.2022, 13:25
Интересно, но очень заумно. Простому обывателю этого не понять. для какой аудитории была написана эта статья? Для учёных или простых людей?
ответить
Лев 20.03.2022, 20:37
Наташенька, конечно статья писалась для разумных людей: ведь Ростислава Ищенко нельзя признават дураком. Я, собствено, пишу не для "обывателей", а для "патриотов своего отечества под названием Великая Россия.
ответить
Коммунист 21.03.2022, 00:20
Лев, это всё хорошо, но как говорили классик в своём фильме языком актёра: "К людям надо относится помягче, а на вопросы смотреть поширше".
ответить
Лев 21.03.2022, 19:12
Коммунист, зачем нужно заниматься "писаниной"? Для того, чтобы увлечь за собой массы на обозначенную автором высоту, объяснив всем логику событий, или же чтобы опуститься в эту массу и сказать уже давно известное всем? Думаю, что первый путь более оправдан.
ответить
Коммунист 22.03.2022, 00:33
Лев, полностью согласен, что без идеологии не будет успеха.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения