ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР.
Характерной особенностью человека является разумная энергия его внутренней, духовной природы как способности постижения окружающего мира в его целостной организации, направляемой в своих изменениях внутренним единством. При этом разум раскрывается в коллективной жизни людей в двух противоположных проекциях - в облике философии и в виде науки, сопрягаемых творческим духом религиозной веры как признанием совершенного бытия Истины. Если философский облик разумной реальности определяется внутренним единством бытия, нацелен на выявление универсальных зависимостей и раскрывается в сознании людей логической силой интеллекта, то научный образ действительности опирается на свидетельства чувственных переживаний окружающего мира и направляется конструктивными сочетаниями его основных фрагментов в их исторической преемственности, устанавливая внешний облик объективной реальности в необходимой взаимозависимости ее частных форм. Если прошлая история человечества руководствовалась требованиями религиозной веры как средоточием коллективной традиции людей в претворении достойного образа жизни, а эпоха Просвещения признала философию разумным руководством социальной практики, то индустриальная эпоха XIX-XX веков утвердила науку концептуальным лидером общественного прогресса, созидая будущее мирового социума на прочном основании эмпирически зримых фактов окружающей действительности. Наука сегодня определяет характер развития человеческого сообщества, подготавливая его к освоению космических просторов.
Какой же главный факт определяет идейный облик современного научного познания? Таким генеральным фактом современной науки стала «освещенность» мирового пространства электромагнитным полем небесных светил. Руководствуясь этим вполне зримым «Фактом» наличной действительности, наука в начальные десятилетия ХХ века узаконила концептуальными системами СТО и ОТО максимальной величины скорости распространения электромагнитного излучения величиной в 300 000 километров в секунду. Этот принцип предельной величины скорости света сохраняет свою эвристическую значимость и в науке нашего времени. Руководствуясь данным принципом научный разум определил возраст Вселенной продолжительностью в 10-20 миллиардов лет. Но положения научной теории должны основываться на чувственно воспринимаемых фактах действительности. В какой мере принятый ныне возраст Вселенной подтверждается показаниями чувственного материала? Таким проверочным материалом служат показания эмпирической регулярности, рисующие действительные очертания предметной реальности как последовательной связи ее исторических форм. Характерные контуры всеобщей эмпирической зависимости были намечены в материале живой природы Ф. Энгельсом, увидевшим здесь действие закона постоянства ускорения биотической эволюции:
«По отношению ко всей истории развития организмов надо принять закон ускорения пропорционально квадрату расстояния во времени от исходного пункта» - (Ф. Энгельс. Диалектика природы).
Эта установленная Энгельсом эмпирическая закономерность с некоторым уточнением может быть экстраполирована на всю доступную нашему наблюдению Вселенную: по отношению ко всей истории мировой целостности следует принять закон циклического ускорения эволюционного процесса пропорционально двойному расстоянию по времени от исходного пункта (Л. А. Гореликов. Возраст Вселенной в современной научной картине мира).
В соответствии с данным обобщением можно построить количественную прогрессию темпоральной динамики мировой эволюции в ее ретроспективной направленности от настоящего к прошлому. Исходной мерой намечаемой исторической ретроспекции будет интервал времени в 1 век (100 лет). Отложим последовательно 6 отрезков мирового времени, из которых каждый последующий в ретроспекции этап будет охватывать удвоенное время предшествующего. Сумма элементов данного числового ряда - 1, 2, 4, 8, 16, 32 - составит 6 300 лет, указывая в своем итоге на такой узловой момент истории человечества, как становление на рубеже V-IV тысяч лет до нашей эры раннеклассовых цивилизаций Востока - Древнего Египта и Месопотамии. Если к полученной сумме в 63 столетия прибавить десятикратное увеличение 6 шага нашей прогрессии (320 веков), то полученная величина в 38 300 (тридцать восемь тысяч триста) лет будет соответствовать примерному возрасту «Человека Разумного», определившего идеальные перспективы социально-исторической практики человечества и создавшего современную техногенную цивилизацию.
Повторим ту же процедуру, но уже с единицей измерения, равной десятикратному увеличению 6 шага первого числового ряда (32 000 лет): 32 000, 64 000, 128 000, 256 000, 512 000, 1 024 000. Сумма этих величин обозначит отрезок мировой истории в 2 016 000 (два миллиона шестнадцать тысяч) лет. Согласно данным современной антропологии, примерно 2 миллиона лет назад на Земле появились первые представители человеческого рода, возник вид «Человека Умелого». Если сложить полученный результат (2 016 000) с десятикратным увеличением 6 шага данного числового ряда (10 240 000) и возрастом «социализированного человечества» (38 000), то величина в 12 294 000 (двенадцать миллионов двести девяносто четыре тысячи) лет будет указывать на период существования в истории земной фауны такого ископаемого вида антропоидов, как «Рамапитек», отделившего около 12 миллионов лет назад людей от ныне существующих человекообразных обезьян, ставшего прародителем человеческого рода. Проделаем вновь вычисления, но уже с исходной единицей, равной десятикратной величине 6 шага предшествующего ряда (10 240 000 лет): 10 240 000, 20 480 000, 40 960 000, 81 920 000, 163 840 000, 327 680 000. Сумма величин этого ряда (645 120 000 лет) указывает на эпоху кардинального преобразования в развитии живой природы, обозначившую переход от примитивных форм жизни к сложно организованным, целостным существам животного мира. Если к этой величине (645 120 000) прибавить десятикратное увеличение 6 шага данного ряда (3 276 800 000 лет) и возраст человечества в его максимальных границах (12 294 000 лет), то интервал в 3 934 214 000 (три миллиарда девятьсот тридцать четыре миллиона двести четырнадцать тысяч) лет укажет в общих чертах на длительность существования жизни на Земле.
Выстроенная числовая проекция исторической динамики рождения и развития человеческого сообщества может быт определена как «интеллектуальная ось мировой истории». Однако на этой оси не хватает первоначального цикла «физического становления» мировой реальности как объективного основания всех последующих трансформаций в развитии предметной целостности. Такое исходное звено генезиса объективной реальности должно в максимальной степени соответствовать логике дальнейшего развития природной целостности и вполне удовлетворять ее организационным принципам, позволяя реконструировать начальные очертания исторического процесса по уже выявленным канонам мирового развития. Достаточно «точные» попадания установленной прогрессии в узловые точки мировой эволюции, характеризующие «социальную» историю человечества, его биосоциальную предысторию и биотическую эволюцию, позволяют предположить, что на следующем этапе наших построений мы должны будем зафиксировать начальные контуры физического зарождения Вселенной.
Проделаем еще раз уже отработанную операцию количественных зависимостей, но с исходной единицей, равной десятикратному увеличению 6 шага предшествующего числового ряда (3 277 000 000 лет): 3 277 000 000 (три миллиарда двести семьдесят семь миллионов), 6 554 000 000, 13 108 000 000, 26 216 000 000, 52 432 000 000, 104 864 000 000. К сумме этих чисел в 206 451 000 000 (двести шесть миллиардов четыреста пятьдесят один миллион) лет прибавим десятикратное увеличение 6 шага данного числового ряда (1 048 640 000 000 лет) и возраст существования жизни на Земле (3 934 214 000 лет). В соответствии с эмпирической логикой мировой прогрессии возраст Вселенной составит интервал времени в 1 259 000 000 000 (один триллион двести пятьдесят девять миллиардов) (1,259·1 012) лет.
Эта величина в 1 триллион 259 миллиардов лет, полученная индуктивным путем, вполне соответствует требованиям эмпирической верификации научной истины как индуктивного обобщения чувственно зримых фактов действительности и должна рассматриваться как научно выверенный временной интервал «фактического существования» Вселенной. Наше прочтение темпоральной динамики мировой эволюции при всей меткости числовых попаданий в узловые точки исторического процесса все же остается в своей количественной форме крайне абстрактной моделью действительного исторического процесса, требуя дополнительного подтверждения своей эмпирической достоверности.
Таким подтверждением будет служить ее качественная интерпретация. Поясним качественный смысл первого цикла представленной схемы как выражения высшей, социально-исторической фазы мирового развития: 1-2-4-8-16-32. Эта последовательность обозначает продолжительность возрастных формаций в жизни мировой цивилизации. Так, умирающий ныне «капиталистический» мир, рожденный в огне наполеоновских войн, существует около 2 столетий (XIX-XX века). Предшествовавшее ему общество «просвещенного абсолютизма» жило 4 столетия (ХV-ХVШ века). Средневековье, утвердившись в полноте своей религиозной идеи в арабо-исламском натиске на древний мир, охватило 8 веков (VII-XIV веков). Античное общество, взращенное эстетикой древнегреческого миросозерцания, пережило 16 столетий своей истории (X век до нашей эры - VI век нашей эры). Социальный уклад ранних классовых цивилизаций эпохи бронзы («азиатский способ производства») просуществовал около 3 тысячелетий (IV-II тысяч лет до нашей эры), тогда как «первобытнообщинный строй» времен Варварства растянулся на 32 тысячелетия - от появления «Человека Разумного» до рождения ремесленного способа хозяйственной деятельности в ходе овладения тайнами металлургического производства.
Соответствие величин числовой прогрессии возрастным параметрам реальной истории мировой цивилизации позволяет сделать прогноз, что наступающая ныне «посткапиталистическая» эпоха информационного общества продлится всего одно столетие, захватит лишь ХХI век. Информационный глобализм ХХI века преодолевает в своем максимуме порог времени как «протяженной», длительной реальности и определяет общество как чистый феномен творческой силы жизни, как непрерывное пробуждение деятельной энергии сущего из «небытия», из глубин мирового вакуума. Действительным выражением скрытых энергий «исторического вакуума» и становится глобальный социум, способный «разрядить» свой свободный потенциал и в разрушительном взрыве новой мировой войны, и в творческом преображении действительности. Таким образом, темпоральная динамика мировой целостности обозначает реалиями современного глобального социума точку бифуркации в историческом развитии человечества - перехода от естественной необходимости к творческой свободе, к сознательному выбору своего будущего.
Свет творчества становится главным направляющим лучом в утверждении космического будущего человечества. Этот закономерный всплеск «творческих сил» человечества как заключительной фазы его земной истории служит веским аргументом в доказательстве верности представленной эмпирически зримой схемы «интеллектуальной оси мирового развития», в определении длительности существования мироздания интервалом времени в 1 триллион 259 миллиардов лет. На этом «эмпирически зримом» фоне общей протяженности мировой истории возникает принципиальный вопрос: какова причина столь гигантского расхождения показаний науки ХХ века возраста Вселенной (10-20 миллиардов лет) с эмпирически выверенной величиной (1 триллион 259 миллиардов лет) в развитии содержательной динамики исторического процесса? Такое гигантское различие величин в определении длительности существования Вселенной невозможно объяснить простой «ошибкой» главных деятелей науки прошлого столетия. Здесь просматривается какая-то принципиальная, роковая «причина» ошибочности научных построений ХХ века, когда исследования осуществляются с достаточной степенью научной компетенции, но приводят к совершенно «чуждым» реальной истории результатам.
Ведь вполне ясно, что невозможно объяснить наблюдаемое расхождение недостаточной компетенцией в научной исследовательской практике Альберта Эйнштейна или других творцов науки того времени. Главной причиной расхождения результатов научных замеров длительности существования Вселенной стал некорректный выбор генерального объекта глобального осмысления физикой ХХ века. Наряду с таким глобальным объектом мировой реальности, как «солнечный День», выражающим действительность «отдельных» звездных систем, в космических просторах наблюдается еще более грандиозное явление, представленное в облике «космической Ночи», выражающей полноту реальности всего Космоса как единого целого безотносительно к звездным телам. Вот этот подлинно глобальный факт мировой реальности и не заметила «приземленная физика» ХХ века, обращенная в своих глобальных замерах к явлению «солнечного Дня», узаконенного принципом постоянства скорости света. Поэтому грандиозный факт темноты «ночного Космоса» и должен быть положен в основание грядущей науки претворения «глобального разума» человечества. Сегодня наступает эпоха самоутверждения Глобального Разума человечества в освоении космических просторов.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.
Комментарии
Только под давлением "внешней силы" она откажется от своих "заблуждений". Кто может выступить в качестве этой "внешней силы"? Такой силой могут стать два фактора - правительственная воля или же воля народных масс.
На протяжении 30 лет я неоднократно обращался со своими расчетами к высшим кругам государственной власти: никакой реакции. А ведь передовая научная мысль - это залог военно-технической мощи государства: сейчас Россия столкнулась в войне на Украине со всей Западной цивилизацией во главе США - итог неясен.
Остается надежда на ГЛАС народа в пропаганде новой науки. Поэтому я призываю ВАС, уважаемые читатели РС, поддержать новую научную мысль и начать ее пропаганду среди российского населения: нужна, судя по всему, народная революция в утверждении передовой науки.