ГЛОБАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ.
Глобальный горизонт мировой истории.
«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» - (Максим Горький).
Современное общество осознает себя как глобальный социум, управляемый универсальными законами мирового развития, представляющими целостность бытия. Системной констатацией необходимости «целостного» взгляда на окружающий мир служит книга известных зарубежных концептуалистов в понимании логики развития современного социума Клауса Шваба и Тьерри Маллере «COVID-19: Великая перезагрузка». По их мнению, прокатившаяся по миру пандемия «COVID-19» послужила толчком для современников в осознании глобальных изменений мирового сообщества и признании необходимости проектирования Нового мира.
«Линии разломов в мире - в первую очередь социальное разделение, отсутствие справедливости, отсутствие сотрудничества, провал глобального управления и лидерства - теперь обнажены как никогда раньше, и люди чувствуют, что пришло время для переосмысления. Возникнет новый мир, контуры которого мы можем представить и нарисовать».
Источник: https://pravda.red/download/covid-19-velikaya-perezagruzka.pdf
В своем осмыслении пришедших с пандемией изменений, направляющих людей в Новый мир, авторы «Большой перезарузки» выделяют три фундаментальные особенности - «взаимозависимости, скорости и сложности». Они полагают:
«Если бы только одно слово могло раскрыть суть XXI века, это было бы «взаимозависимость». Побочный продукт глобализации и технического прогресса, его можно, по существу, определить как динамику взаимной зависимости между элементами, составляющими систему. Тот факт, что глобализация и технический прогресс так сильно продвинулись вперед за последние несколько десятилетий, побудил некоторых ученых мужей заявить, что мир теперь «гиперсвязан». Что означает эта взаимозависимость на практике? Просто мир «сцеплен»: связан вместе».
Эти исследователи сравнивают влияние нынешней пандемии с воздействием на исторический процесс Второй Мировой войны, не столь убийственным по жертвам, но всеобъемлющем по размаху.
«Однако в сегодняшнем в высшей степени взаимосвязанном и взаимозависимом мире влияние пандемии выйдет далеко за рамки (уже ошеломляющей) статистики, относящейся «просто» к смерти, безработице и банкротствам».
Они объясняют это в своем истолковании роста взаимозависимости в мире тем, что целое оказывается в силу взаимного влияния частей всегда больше, чем сумма этих частей.
«Взаимозависимый мир - это мир глубокой системной взаимосвязи, в котором все риски влияют друг на друга через сеть сложных взаимодействий. Во взаимозависимом мире риски усиливают друг друга и при этом имеют каскадные эффекты».
Главная беда научного мышления прошлого века, считают они, - это сосредоточенность на отдельных фрагментах действительности без установления их общей связи.
«Взаимозависимость имеет важный концептуальный эффект: она сводит на нет «разрозненное мышление». Поскольку в конечном итоге имеет значение смешение и системная взаимосвязь, решение проблемы или оценка проблемы или риска в отрыве от других бессмысленно и бесполезно».
Современная реальность настоятельно требует от исследовательской мысли преодоления фрагментарного мышления и утверждения в познавательной деятельности целостной модели предметной реальности, способной предсказать необходимую логику развития будущих событий. И вот здесь, уже на начальном этапе изложения своей концепции прогнозирования будущего, вырисовывается главный порок воззрений данных авторов, связанный с отрывом рисуемой ими модели будущего от данных объективной реальности, в том числе и свидетельств прошлого.
«Более широкая идея заключается в следующем: возможности для изменений и результирующий новый порядок теперь безграничны и ограничены только нашим воображением, к лучшему или к худшему».
В силу своей принципиальной установки на проективную мощь сознания они проходят мимо задачи поиска логики мировой истории, предполагая найти путь человечества в будущее лишь за счет силы воображения. Но если человеческий разум, претендуя на освещение целостности своей социальной практики, не способен очертить всеобщие параметры уже свершившегося прошлого, то вряд ли он сможет адекватно нарисовать глобальные контуры будущего. Аналогичный пробел в основаниях социального прогнозирования российского будущего характерен и для исследовательского проекта «Русская Мечта - нетривиальная стратегия» коллектива авторов журнала «Изборский клуб» (№ 4 за 2022 год), когда за массой проблем современности не просматриваются общие контуры исторического будущего. Лишь внимательное прочтение свидетельств прошлого служит прочным основанием для ясного понимания очертаний будущего. Наряду с констатацией решающего влияния на ход событий «взаимосвязи» социальных факторов, то есть с признанием «целостности бытия», авторы «Большой перезагрузки» подчеркивают нарастание в сегодняшних условиях скорости изменений общественных процессов.
«Сказанное выше, - отмечают они, - четко указывает на технический прогресс и глобализацию как на главных «виновников» большей взаимозависимости. Кроме того, они создали такую культуру непосредственности, что не будет преувеличением сказать, что в сегодняшнем мире все движется намного быстрее, чем раньше».
Этот феномен «ускорения исторических изменений» был установлен мной более тридцати лет назад как закон всемирного бытия, получив интегральное выражение в системном описании развития мировой целостности от физической реальности через биотическую эволюцию и развитие социального мира (Л. А. Гореликов. Темпоральные основы развития мировой целостности). К сожалению, никто из отечественных исследователей не воспользовался данным открытием. Теперь мы видим разработку этой темы зарубежными авторами.
«Если бы было выделено что-то одно, чтобы объяснить это поразительное увеличение скорости, то это, несомненно, был бы Интернет».
Согласно моим измерениям, явление «исторического ускорения» носит глобальный характер и потому не сводится к появлению компьютерных технологий. На каждом этапе мировой истории были свои конкретные причины ее ускорения - физические, биотические, социальные, образуя в итоге непрерывную цепь ускоряющегося генезиса мировой целостности. Современная действительность, констатируют западные исследователи, требует от людей быстрых решений и строго выверенных поступков, побуждая современников к прогнозированию будущего.
«В результате мы работаем в обществе реального времени, и мы чувствуем, что темп жизни постоянно увеличивается. Эта новая культура немедленности, одержимая скоростью, проявляется во всех аспектах нашей жизни, от цепочек поставок «точно в срок» до «высокочастотной» торговли, от скоростных знакомств до быстрого питания. Он настолько распространен, что некоторые эксперты называют это новое явление «диктатурой срочности».
Но глобальное ускорение, которое мы установили 30 лет назад, обязательно должно найти свое завершение в интервале «нулевого цикла», требуя от людей творческого напряжения в осмыслении и проектировании дальнейших действий. Возможно, что именно к такому «нулевому циклу» и относится «воображаемая стратегия» Шваба и Маллере. Помимо взаимосвязи и ускорения важной чертой современного мира, по оценке западных исследователей, выступает «сложность» процессов, исключающая линейность в их реализации.
«Сложные системы часто характеризуются отсутствием видимых причинно-следственных связей между их элементами, что делает их практически невозможными для предсказания».
«Сложность» предмета, в моем понимании, может быть охарактеризована как его «многокачественность», что и предполагает нелинейность в объяснении динамических процессов, требуя многомерного их описания, обусловленного «целостностью» бытия, его разнокачественным содержанием.
«Нелинейность - ключевая особенность сложности, потому что это означает, что изменение только одного компонента системы может привести к неожиданному и непропорциональному эффекту в другом месте».
Для продуктивного обоснования претензий современного человеческого сообщества на эффективное прогнозирование созидательных путей в будущее необходимо, по крайней мере, быть способным охватить одним системным взглядом всю длительность мировой истории от рождения определенного бытия в глубинах физической реальности до наших дней глобализации мирового социума. Именно такая максимально полная и в то же время предельно ясная картина мировой истории была представлена мной ученой публике в числовой прогрессии длительности существования основных периодов эволюции мировой реальности - физической, биотической и социальной (Л. А. Гореликов. Возраст Вселенной в эмпирическом измерении мировой истории). Наглядным выражением этой прогрессии в ее завершающем социальном цикле служит шестизначный числовой ряд удваивающихся величин, обозначающий динамические смещения мировой истории от настоящего в прошлое с размерностью исходной единицы в 100 лет и десятикратным увеличением шестого шага для обозначения перехода в развитии человеческого рода от эволюции биотической к социальной (1, 2, 4, 8, 16, 32, 320). Итоговая сумма этого числового ряда указывает величиной в 38 000 лет на длительность существования в мировой истории «человека разумного», утвердившего себя творцом социального мира. Аналогичным образом устанавливаются возрастные пределы биотической и физической реальности (Л. А. Гореликов. «Конец света» в ноосферном осмыслении современной эпохи).
Качественная проекция социального цикла мировой истории обозначает своими числовыми показателями возрастные границы общественно-исторических формаций, согласно которым расцвет капиталистической формации охватывает всего два столетия (ХIХ-ХХ века), а идущее за ней посткапиталистическое общество информационных технологий просуществует лишь одно ХХI столетие. Таким образом, возникающий ныне период посткапитализма обозначает своим существованием завершение единой логики земного развития человечества «нулевым интервалом» дальнейшего роста. Предполагаемая логика дальнейшего развития мирового сообщества будет связана, очевидно, с его выходом в космос и освоением ближайших планет, в ходе которого произойдет дифференциация рода людского на особые внеземные цивилизации, дополняя жизненный путь земной эволюции от «особенного» к «общему» обратным движением человечества от «общего» к «особенному» и «единичному». Глобальная упорядоченность мировой истории направляет исследовательский разум к поиску особых закономерностей в становлении земных цивилизаций как будущих образцов в устроении внеземных миров. Цивилизации в отличие от социально-исторических формаций выявляют не динамические параметры общественной жизни, а ее статические особенности, обусловленные конкретным своеобразием окружающей природной среды. Если наиболее ранняя в своем становлении Южная цивилизация исповедует в системах индуизма, иудаизм, ислама принцип тождества, качественной неизменности исходных духовных принципов собственной жизнедеятельности, то Восточный мир в облике Китайского социума культивирует принцип единства, сращенности общественных компонентов жизни как продолжения и развития семейно-родственных отношений. Западноевропейская цивилизация в противоположность Востоку руководствуется идеологией индивидуализации бытия, социально зафиксированной в католическом культе Папы Римского и практически распространенной на всех людей в протестантизме, определяя самообожествление человеческих индивидов. Наиболее знакомая нам Северная или Российская цивилизация вынуждена суровыми природными условиями к синтезу особенностей Востока и Запада. Поэтому она должна руководствоваться принципом «единства» в социальной практике и творческого индивидуализма в достижении полноты духовной жизни.
В силу такого совмещения идей «коллективизма» и «индивидуализма» российское общество наиболее тесно соприкасается с общей динамикой мировой целостности и в своей исторической жизни должно наиболее отчетливо демонстрировать в собственном становлении исторические закономерности. Эти закономерности в развитии общества указывают не только на «социальные подъемы», но и кризисы в функционировании социального организма.
В 2018 году я опубликовал исторический прогноз для будущего России, обусловленный выявленной закономерностью последовательного сокращения длительности стабильного интервала ее жизнедеятельности в 2,5-3 раза, в котором утверждалось, что новый после 2014 года кризис в Русском мире разразится в 2021-2022 годах (Л. А. Гореликов. Временные пределы мировой реальности). Сегодня можно констатировать, что этот прогноз оправдался, наглядно подтвержденный размахом прокатившейся по стране в 2021 году пандемии и развернувшейся в 2022 году военной спецоперации на Украине, обозначившей начало Третьей Мировой войны России как социально-политического средоточия Северной цивилизации против стран Западного блока.
Главным фактором достижения победы в этом столкновении Северной и Западной цивилизаций будет эффективность каждой из сторон в развертывании достижений научной революции, соответствующих глобальным вызовам нашего времени и намеченных мной в их первых шагах открытием постоянства ускорения электромагнитного сигнала величиной в 300 000 километров в секунду в квадрате и возраста Вселенной величиной в 1 триллион 259 миллиардов лет, дополненных признанием неэвклидовой структуры мирового пространства с действительностью глобальной свастической организации космоса вращающихся звездных миров. Руководствуясь выявленным алгоритмом в сокращении длительности стабильных этапов в жизни России, можно сделать прогноз, что новый всплеск социальных потрясений в ее жизни произойдет уже через 2-3 года, то есть состоится в 2024-2025 годах. Дай Бог, чтобы этот всплеск ознаменовал собой победу России над Западом.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук Лев Гореликов.
Комментарии