ГЛОБАЛЬНАЯ УГРОЗА БУДУЩЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Поступательное развитие человечества определяется характером насущных проблем, которые пытается решить мировое сообщество на основных этапах своей исторической жизни. Главными вехами социального роста людей стали исторические этапы родоплеменного общества, классовых цивилизаций эпохи бронзы, Античности, Средневековья, государственного Абсолютизма, рыночного Капитализма и современного информационного социума.
Для первой из перечисленных общественных формаций главной проблемой было продолжение рода, выживание человечества: отсюда рождается сугубо присваивающее отношение людей к природному окружению, когда главной стратегией их родовых объединений в борьбе за существование была «перекочевка» с места на место в поисках наилучшей среды для проживания. Вторая эпоха была связана с основательным закреплением родственных племен на избранной территории, созданием государства как сознательного способа коллективной организации деятельности людей на основе разделения труда по преобразованию окружающей природной среды, открытием секретов металлургического производства и тайн письменного слова как хранителя жизненного опыта. Эпоха Античности прославлена в своих исторических началах достижениями греческой культуры с ее качественным сближением мира богов и людей, когда наиболее «достойные» из рода людского уподоблялись богам, а боги нисходили на землю в человеческом обличие, обретая зримые черты в обожествлении «героев», царей, императоров. Не природная среда, а человеческий индивид оказывается главной проблемой коллективных усилий людей того времени, практическим результатом которых становится воспитание «идеального гражданина», «стойкого легионера», готового ради успеха «общего дела» пожертвовать личной жизнью. Культ самоотверженности, личной смертельной «жертвы» ради коллективного спасения обретает в христианстве религиозное освящение. В этом культе высший Закон евреев о любви к Богу и ближнему раздвигается до вселенских масштабов:
«Вы слышали, - обращается Иисус к своим последователям в Нагорной проповеди, - что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - (Евангелие от Матфея. 5:38-39, 43-45, 48).
Как говорит Святое Писание:
«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» - (Матфей. 20:28).
Средневековая эпоха с ее религиозными войнами стала временем духовного воспитания общественных масс, когда «общество» вслед за «индивидом» оказывается главным объектом практического действия, утверждающего в мире общественные идеалы как откровения высшего разума. Общество времен «государственного абсолютизма» признало идеальным руководством жизни людей научный разум, средоточием которого служит «логический», дедуктивный метод познания, ставший в философии рационализма концептуальной основой моделирования окружающей действительности как единого бытия. Однако окружающая действительность выступает перед разумом людей в виде множества разобщенных, относительно независимых «частных миров», ставших онтологическим основанием формирования капиталистического, спекулятивно-рыночного общества, генерируя в размышлениях людей программу эмпиризма как индуктивного метода познания предметной реальности в единстве и борьбе противоположностей. Возникший в XXI столетии мир информационных технологий свел все предметное разнообразие к значениям символических форм как социального пространства неограниченного общения людей. В своей мнимой иллюзорности этот мир знаков несет с собой колоссальные угрозы для будущего человечества, возможно, самые губительные для рода людского.
У каждой пережитой человечеством исторической эпохи наблюдаются свои насущные, наиболее острые, «актуальные» проблемы, которые соответствующее общество стремится решить в первую очередь и преодоление которых ведет к возникновению новых трудностей. Такая историческая динамика заставляет предположить, что генеральным источником всех затруднений является одна какая-то глобальная проблема, связанная в своем максимуме с угрозой гибели всего человечества, историческими модификациями которой оказываются локальные проблемы. Поступательная логика исторического процесса предполагает, что наиболее опасные для жизни человечества угрозы возникают на самых последних этапах мировой истории, когда всемирная, глобальная проблема становится вполне зримой действительностью. В нашем столетии человечество все более отчетливо ощущает на себе «дыхание» этой проблемы - «дыхание смерти», связанное с появлением и распространением в мире ядерного оружия, когда возникновение глобального конфликта мировых цивилизаций способно привести к уничтожению всего человечества.
«И вдруг, после скорби дней тех, - предупреждает Евангелие будущие поколения людей о глобальной угрозе их существованию, - солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» - (Матфей. 24:29-30).
Что же является духовным первоначалом, внутренней причиной возникновения угрозы гибели человечества в пожаре термоядерной войны? Такой глобальной причиной служит «первородный грех», о котором повествует Библия. Согласно Священному Писанию, Бог создал Человека из праха земного и поселил его в Едемском саду, где росли среди всего прочего два священных дерева - древо Жизни и древо познания Добра и Зла.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» - (Бытие. 2:7-9).
Господь Бог разрешил человеку есть плоды от всякого дерева в раю, но запретил есть плоды от древа познания добра и зла, несущего в своих плодах смерть для людей.
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» - (Бытие. 2:16-17).
Но первородное зло в облике змея-искусителя соблазнило первую женщину Еву вкусить запретных плодов, а та увлекла и Адама сделать это, совершив этим первородный грех нарушения Божьего запрета на неограниченную свободу.
«И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» - (Бытие. 3:6-7).
За это нарушение главного, согласно Библии, запрета райской жизни Адам и Ева были лишены Божьей Благодати и изгнаны из Едемского сада.
«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» - (Бытие. 3:22-24).
Рождение и распространение в последней трети ХХ века всемирной информационной сети «Интернет» стало технологическим основанием для перехода человечества на новую ступень исторического развития общества - глобально-информационную. Прогресс информационных систем устранил технические препятствия на пути распространения в социальном пространстве всякого рода знаний, когда исчезают какие-то внешние различия между истинными и ложными знаниями и все человечество действительно становится соучастником «всемирного греха», свидетельствуя этим, что «Страшный суд» уже на пороге дома человеческого.
«О дне же том и часе, - говорит Библия, - никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется» - (Матфей. 24:36-41).
Есть ли какая-то надежда на предотвращение исполнения библейского пророчества о «Страшном суде» и гибели половины человечества? Просматриваются два сценария возможного решения этой глобальной проблемы - негативный и конструктивный. Первый путь предполагает введение повсеместного запрета на «интернет» как самого хитрого «дьявольского изобретения» человечества, скрывающего различие Добра и Зла, Истины и Заблуждения. Но такой запрет означал бы самоубийство людей как духовных творений Божьей Благодати, на что разум людей не может согласиться даже ради собственного спасения. Поэтому последней надеждой на спасение от гибели становится позитивный путь обретения людьми целостной Истины, которая своей полнотой отстраняет ложные знания от влияния на неокрепший ум человечества. Таким образом, во имя спасения человечества от гибели необходимо для постижения целостной объективной истины осуществить глобальную научную революцию в понимании мировой целостности. Только познание глобальной Истины способно отделить правду от заблуждения и этим защитить род людской от надвигающейся катастрофы.
Доктор философских наук, профессор, академик Ноосферной общественной академии наук, член научно-исследовательской группы «Прометей» Лев Гореликов.
Комментарии