ЛЮДОСБРОС.
Существует много различных версий одной и той же мысли, но все они сводятся к одному: отношение к детям и старикам показывает уровень развития общества. Закрепляется это и в отдельных документах, один из которых не так давно был подписан Д. Медведевым, о чем он сообщил на съезде его партии. Это — Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения Российской Федерации, последняя версия которой была подписана Д. Медведевым 5 февраля 2016 года. Утверждена Стратегия, как водится, до 2025 года, распоряжением Правительства. Структурирована стратегия следующим образом:
1. Введение.
2. Современное положение граждан старшего поколения (демографическая ситуация, доходы и занятость, обеспечение здоровья, обучение и информационная доступность, досуг, социальное обслуживание, потребительский рынок, люди старшего поколения в семье, люди старшего поколения в обществе).
3. Основные цель, принципы и задачи Стратегии.
4. Приоритетные направления Стратегии (направление, связанное с финансовым обеспечением и стимулированием занятости старшего поколения, совершенствованием системы охраны здоровья, обеспечением доступа к информационным и образовательным ресурсам, формированием условий для организации досуга, развитием современных форм социального обслуживания, стимулированием производства товаров и оказанием услуг, развитием общества).
5. Механизмы реализации Стратегии (общие для всех направлений (правовые, организационно-управленческие, кадровые, финансово-экономические, научно-методические, информационные) и специальные по направлениям).
6. Этапы реализации Стратегии (2016 – 2020, 2020 – 2025).
7. Ожидаемые результаты.
8. Приложение: целевые показатели реализации Стратегии.
Вся стратегия написана в стиле документов времен Д. Медведева — художественно и пространно. В документе, который претендует на стратегическое планирование, довольно странно слышать обороты вроде «ключевой целью должно стать», тем не менее, они присутствуют. Получается, что сама цель как бы и не ставится, постулируется только необходимость её существования в изложенном содержании. Но зачем тогда эта Стратегия нужна в виде документа? Ответ представлен далее — стратегия создана в целях координации деятельности государственных и общественных институтов. Казалось бы — теперь всё ясно, эта стратегия является документом, регулирующим взаимодействие государственных органов между собой по вопросам политики в отношении пожилых. Только не так всё просто. Чуть дальше по тексту находим следующее: стратегия содержит цели, задачи, направления государственной политики, реализация которых должна улучшить жизнь пожилых людей и «обеспечить более эффективное использование их потенциала». Конкретно, если смотреть ещё дальше по тексту, этой целью является повышение продолжительности, уровня и качества жизни людей старшего поколения. Так какая всё-таки цель — координация деятельности государственных и общественных институтов, или повышение продолжительности и качества жизни старшего поколения? Сделана стратегия с учетом целого списка документов и в соответствии с перечнем документов, но написать с учетом чего-то, в соответствии с чем-то и на основе таких-то документов — вещи всё-таки различные. Потрясающая градация дана по возрасту пожилых людей, после чего идет абзац в стиле «восточный ветер подует, либо западный, либо северный, либо южный» и уточняется, что градация по возрасту условна. А следующее предложение говорит, что меры должны приниматься исходя из потенциала и потребностей различных возрастных групп, то есть исходя из той градации по возрасту. Совсем запутались: то ли градация условна, и надо учитывать другие факторы (которые уточняются только в общих чертах), то ли градация является основой для решений в отношении пожилых людей. Во введении, где, казалось бы, самое место определиться с понятиями, определения как таковые отсутствуют. Понятия Стратегии в принципе не дается, статус документа не ясен и не уточняется. Носит ли он обязательный или рекомендательный характер? Является ли он основой для других документов, и каких? На чем он сам основан конкретно? Ни одного ответа на вопросы. Смысл принятия и написания Стратегии без ответа на эти вопросы становится нулевым — разве что для галочки.
Современное положение граждан старшего поколения: как это видят «наверху».
Первым делом, конечно же, затрагивают ситуацию в демографии. Например, говорится о гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста, а через строчку — о более высокой продолжительности жизни женщин по сравнению с мужчинами. По существу, эти два пункта ничем не отличаются, но такое выделение в отдельную строку более продолжительной жизни женщин навевает некоторую обеспокоенность — что же с этим делать будут, если специально подчеркивают? Старение населения представляется в Стратегии как объективная и неизбежная перспектива, что подводит к мысли о необходимости повышения пенсионного возраста, подкрепляется всё статистикой роста занятости пенсионеров. Только — вот беда, не учли, что чаще всего занятость пенсионеров продиктована необходимостью выживания. На пенсию в 6 тысяч рублей остается только выживать. Вполне логичным продолжением является тема доходов и занятости граждан старшего поколения. Ясно сказано, что приемлемый уровень пенсии будет обеспечен не государством, а частниками и корпорациями. Ничего не скажешь, государство и впрямь — социальнее некуда. Действительно стратегия — свалить ответственность на частника. В целом, в части, которая касается доходов пенсионеров, основной акцент сделан на привлечении пенсионеров к труду, в котором, как приводится в документе, в 2014 году было заинтересовано 196 тысяч пенсионеров. Для сравнения: общая численность старшего поколения на начало 2015 года, согласно данным, приведенным в Стратегии — 35,2 миллиона. Это должно заставить задуматься, почему так происходит. Психологическая усталость, недостатки семейной политики, при которой дети пенсионеров не имеют возможности заниматься детьми, политики в сфере занятости относительно молодых поколений, состояние здоровья старшего поколения, — о котором чуть дальше сами же авторы Стратегии говорят, что порядка 80 % населения старше 60 страдают множественными (!) хроническими заболеваниями — тоже причины невозможности трудиться. А не только нежелание работодателей, отсутствие рабочих мест, недостаточный доступ к образовательным ресурсам и «отсутствие дополнительных стимулов к продолжению трудовой деятельности». Создается впечатление общей разорванности Стратегии. В разделе, посвященном охране здоровья, речь идет об организации медицинской помощи, а не состоянии здоровья. Причем речь идет только о геронтологии, как будто все другие специалисты других специальностей для людей старшего поколения не нужны. А между тем, проводимая тем же самым правительством реформа здравоохранения приводит к плачевным результатам и ухудшению работы и возможности оказывать медицинскую помощь населению в целом. Сокращаются станции скорой помощи, уходят врачи, недостаточно финансирования, страховая медицина, по словам медицинских работников в Сети, и вовсе заявила об оплате исключительно плановых показателей, а все обращения сверх — за счет больницы и врачей. На этом направлении делать и менять что-либо явно не собираются. Сложно говорить об охране здоровья старшего поколения, если вся система здравоохранения в целом стремительно деградирует.
Досуг для людей старшего поколения — это, прежде всего спорт, который необходим для продления трудоспособности, и внутренний туризм, о пользе для здоровья и общего, самочувствия которого авторы Стратегии также упомянули. Авторы стратегии несколько обижены тем, что люди старше 60 лет мало путешествуют, несмотря на все усилия и меры. Главная причина, по мнению авторов — раздробленность существующих мероприятий, направленных на доступность туристических услуг. То есть пенсионный доход (на хлеб и воду), состояние здоровья и доступность медицинской помощи тут ни причем, а вот недостаточное государственно-частное партнерство и отсутствие очередной межведомственной структуры — действительно проблема. Так сколько месяцев должен получать пенсионер свою пенсию, чтобы поехать в туристическую поездку? В вопросах социального обслуживания главным драйвером развития системы названа конкуренция! Вновь прослеживается и стремление переложить социальную заботу на плечи частных организаций. Кроме того, говорится и о необходимости стимулировать родственников ухаживать за пенсионерами, нуждающимися в помощи и уходе. Действительно, такая проблема есть, но решаться она должна, прежде всего, в рамках семейной политики и идеологии, а не в стремлении нажиться на больном родственнике. Важно, что в Стратегии методы стимулирования не указаны — постулируется только необходимость. В то же время, согласно Стратегии, планируется формировать «систему торговых форматов» — создать в шаговой доступности торговые точки, сбывающие доступные для представителей старшего поколения продукты питания, разработанные и составленные специально для представителей старшего поколения (так называемая «функциональная диетическая еда»). Идея, в общем-то, не плохая — специальное диетическое питание для тех, кто в этом нуждается в шаговой доступности. Главное, чтобы исполнение не оказалось чем-то вроде личного предприятия нужных людей по доставке пожилым кормовой смеси, поддерживающей организм в состоянии работать. А кто и за счет чего будет организовывать производство таких продуктов? Кто и за счет чего будет организовывать такие торговые точки в шаговой доступности? Стратеги молчат.
Принципы, задачи, механизмы ожидания.
В Стратегии изложены основные принципы, на которых она основана. Это не дискриминация старшего поколения, активное участие и учет мнения представителей старшего поколения, дифференцированный подход к оказанию социальной помощи, «полное вовлечение в общество» людей старшего поколения, межведомственное взаимодействие и партнерства семьи, общества и государства. Партнерство семьи и государства! Звучит замечательно. А подозревают ли стратеги, что в российском праве нет такого субъекта, как семья, чтобы он мог взаимодействовать с государством? Первый и второй принцип в основном связаны с задачами равного доступа к услугам в разных сферах. Дифференцированный подход к оказанию соцпомощи — это не что иное, как адресное оказание социальной помощи. Принципы, по которым определяются адреса оказания помощи, в Стратегии не содержатся. Либо принимать очередной документ, либо неизвестно, по каким критериям эту помощь будут оказывать, что практически означает сохранение текущего состояния без изменений. Среди задач значится также обеспечение финансового благосостояния граждан старшего поколения, но, во-первых, вводимая пенсионная реформа способна привести скорее к ухудшению ситуации, так как быть бездетным финансистом в такой системе лучше, чем многодетным родителем, отслужившем в армии или спасающим жизни врачом. Ухудшение в том, что таким способом, по сути, вознаграждается бездетность и низкая рождаемость. Во-вторых, как исходит из самой Стратегии, основа финансового обеспечения старшего поколения — продолжение трудовой деятельности, а не пенсия. Конечно, говорить о занятости пожилых людей как об абсолютно негативном явлении ни в коем случае нельзя. Если человек имеет желание и физические возможности, то дать возможность трудиться, получать образование конечно надо. Институт наставничества, о котором также сказано в Стратегии, и использование опыта людей старшего поколения в образовательных программах — это прекрасно. Но тех, кто способен это потянуть, не так уж и много, что связано с условиями жизни, труда, соответствующим состоянием здоровья как самих пожилых людей в прошлом и настоящем, так и их родственников, детей, внуков. Что интересно, в Стратегии среди механизмов реализации конкретики мало, большая часть посвящена продовольственному обеспечению вроде разработки рецептур продуктов быстрого приготовления для граждан старшего поколения. Зато есть важный момент в виде формирования в России идеологических установок, которые определяют важность граждан старшего поколения и образа благополучной старости. По существу, здесь не говорится о защите ценностей, связанных с уважением к старшим, их пропаганде, всё сводит к пропаганде образа, создание вида благополучной старости. Большая часть всех механизмов реализации стратегии в общественной сфере сводится именно к этому — информационная кампания против стереотипов о пожилых как не способных работать и плохо живущих. Таким образом, Стратегия в случае реализации становится ещё одним вкладом в создание информационной матрицы, не связанной с реальным положением дел. Механизмом контроля хода реализации Стратегии названы ежегодные аналитические доклады, которые, видимо, будет делать координационный совет при Правительстве, осуществляющий контроль. Доклады — это хорошо, но вопрос корректировки Стратегии не освещен, как и многие другие вопросы.
Результаты ожидаются значительные: это и участие субъектов России, и обеспеченность граждан старшего поколения всем необходимым, и совершенствование государственной политики. В целевые показатели входит доля граждан, занимающихся спортом, которая к 2020 году должна увеличиться вдвое до 6 %, а к 2025 до 10 %, обеспеченность населения геронтологическими койками (5 коек на 10 000 человек к 2025 году). За счет чего это сделать при неблагоприятных условиях жизни и труда людей младшего поколения, безграмотной семейной политике, проводимой оптимизации здравоохранения — совершенно не понятно. Очевидно, что это уровень разговорного жанра, не более. Никакая это не стратегия, как обязательный государственно-управленческий императив. Ещё в показатели входит доля граждан, получивших социальное обслуживание из общего количества нуждающихся (в 2025 году — 100 %), доля довольных полученными услугами (к 2025 году — 90 %). Этот показатель легко редактировать в случае необходимости, надо только изменить критерии отбора нуждающихся, сделать их более строгими, что уменьшит численность нуждающихся. Также должно увеличиться количество нестационарных мобильных торговых объектов и количество выпущенных автобусов, предназначенных для перевозки лиц с ограниченными возможностями (до 2 370 штук). Как это всё будет реализовываться в условиях зависимости промышленности от внешнего рынка, на котором Россию стараются сохранить в изоляции, остается загадкой. Кто вложит деньги в это производство — также. Кроме того, нефиксированные сроки корректировки позволяют задним числом изменять целевые показатели, как это делается с федеральными целевыми программами. А неясный статус и слишком большое обилие общих фраз в Стратегии позволяет, и трактовать её как угодно. В целом, Стратегия отличается потрясающей честностью, выраженной одной фразой:
«Важнейшими задачами общества являются признание важности людей старшего поколения как ресурса развития и формирование образа благополучного старения».
В этой фразе — вся стратегия. Формирование образа, но не реальности, и признание полезности людей старшего поколения как ресурса, потому как остальной ресурс младшего возраста плохо размножается и мало работает. А создавать условия для повышения рождаемости, условий жизни семей и условий труда, тратиться на информационную политику, которая исправляла бы результаты обработки общественного сознания на протяжении последней четверти века, слишком накладно. В Стратегии очень часто разными словами написано одно и то же, что придает ей некоторую бессмысленность содержания и неоправданность объема. Конечно, в Стратегии есть свои положительные моменты, но они, во-первых, единичны, во-вторых, не слишком конкретны, и, в-третьих, часто не соотносятся с остальными или нивелируются другими идеями из этой же Стратегии. Сама Стратегия носит чисто декларативный характер. Особенно если учитывать, что реализация этой Стратегии не потребует дополнительных финансовых средств, как могло бы показаться на первый взгляд. Господи, если они средства не планируют, то, что тут запланировано, кроме болтовни?
Источник: Центр политической мысли и идеологии.
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.