ИСЛАМ.

17.12.2015 18:30

       От редакции «Россия навсегда»:

       «Сегодня, 14 июня 2014 года, большая и знаменательная дата для всей российской уммы (мусульманской общины) — 1 125-я годовщина принятия ислама Волжской Булгарией. В честь этого события в Татарстане состоялось большое празднество "Изге Болгар жыены", которое почтили многие духовные лидеры и руководство республики».

       Так каков Ислам настоящий, ставший магнитом и путем в цивилизацию для многих народов? В чем секрет удивительного добрососедства ислама и христианства на российской равнине? Чем ислам может быть особенно современен и актуален? Об этом приведенный ниже материал.

       Автор Юрий Анатольевич Михайлов — главный редактор научно-издательского центра «Ладомир» (Российская Федерация).

       «Ислам — религия интеллектуалов» — фрагмент выступления Юрия Анатольевича  на большой представительной международной конференции "Россия и исламский мир: сближение мазхабов как фактор солидарности мусульман" в 2010 году, организованной Институтом Востоковедения РАН, Посольством Ирана, Центром стратегических и политических исследований (РФ), МГИМО (У) МИД РФ, Институтом Истории АН Татарстана и другими.

       - «Не следуй тому, чего не знаешь!» - (Коран 17: 36).

       - «Иди не туда, куда ведет тебя глаз, а туда, куда ведет тебя разум» - (аль-Джахиз).

       - «О брат по духу! Ты — то же, что [твои] мысли, а останутся от тебя [в этом мире] лишь кости да жилы» - (Дж. ад-Дин Руми. Маснави).

       В 675 году, через 43 года после смерти пророка Мухаммада, в Дамаске, в семье высокопоставленного чиновника халифата, родился мальчик, который был наречен именем Мансур. Анонимное арабское предание говорит даже, что отцом младенца был правитель Дамаска, которого простые горожане величали эмиром. В наставники Мансуру был дан старец-монах Косьма, специально выкупленный для этого из рабства, куда он угодил, попав к мусульманам в плен. Отрок продемонстрировал незаурядные способности, в совершенстве познав греческий язык, философию, риторику, физику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию и богословие. Унаследовав должность отца, он стал одним из самых доверенных лиц халифа Йазида I (680 – 683 годы).

       По одним сообщениям, Мансур заведовал сбором налогов с христианской общины, по другим — был визирем халифа. В общем, как написал Гордий Семенович Саблуков, «цветущее время его жизни прошло в занятиях делами мусульманской империи». При Валиде I (705 – 715 годы), пятидесяти лет от роду, будучи весьма состоятельным человеком, Мансур, вопреки воле ценившего его халифа, «вышел в отставку» и отправился в Иерусалим, где постригся в монахи лавры Святого Саввы Освященного. Ну, а теперь самое неожиданное, ради чего я всё это рассказываю: постриг он принял под именем Иоанна Дамаскина. Сегодня в России мало кто не слышал, во всяком случае, среди православных, этого имени. В большинстве церковных и иконных лавок, в книжных магазинах страны представлены труды преподобного Иоанна, Отца Христианской Церкви, православного святого. Христиане чтят его как первого систематизатора церковных догматов, устроителя церковной службы и церковного песнопения, первого литературного защитника иконопочитания.

       Комментарии виртуального клуба «Интеллектуалы Урала».

       На фоне эскалации сирийского конфликта СМИ каждый день публикуют все новые и новые количественные данные о перешедших на сторону террористической группировки ИГИЛ российских гражданах. Так, 30 октября 2015 года представители федеральных телевизионных каналов объявили, что в Москве были задержаны около 20 жителей Чеченской Республики, которые отправлялись воевать на стороне «Исламского государства». Ранее, 18 сентября 2015 года, в интервью ТАСС первый заместитель директора Федеральной службы безопасности России Сергей Смирнов сообщил, что 2 400 граждан России участвуют в боевых действиях на территории Сирии на стороне Исламского государства. Еще ранее, 17 июня 2015 года, руководитель Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ Андрей Новиков со ссылкой на данные спецслужб сообщил агентству «Интерфакс» о том, что в рядах международной террористической организации «Исламское государство» воюют около 2 тысяч граждан с российскими паспортами. Более того, руководитель АТЦ СНГ предположил потенциальное увеличение числа российских сторонников ИГИЛ до 5 тысяч человек. Примечательно, что 20 октября 2015 года в интервью для портала «Кавказский узел» старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, профессор Михаил Рощин заявил, что деятельность Исламского государства на Северном Кавказе будет продолжаться и далее, и российские силовые структуры должны быть в курсе происходящего и готовиться к худшему. Параллельно с заявлениями в СМИ нарастает массовая обеспокоенность потенциальной возможностью террористических актов на территории России. Приведем опубликованные 23 октября 2015 года результаты опроса ВЦИОМ о количестве россиян, опасающихся стать жертвами террористов:

       - 19 % респондентов очень боятся стать жертвами терактов;

       - 46 % респондентов опасаются терактов;

       - 16 % опрошенных уверены, что их или их близких террористическая угроза не коснется;

       - 19 % респондентов затрудняются ответить на вопрос или не задумываются над этим.

       При этом следует отметить, что:

       - 23 % опрошенных в качестве главного источника террористической угрозы назвали «Исламское государство»;

       - 4 % респондентов — Сирию;

       - 3 % респондентов — Северный Кавказ;

       - 1 % респондентов — Чечню.

       Новая волна активизации сторонников радикальных исламских течений в РФ, растущее число российских граждан, вставших в ряды ИГИЛ, порождают обоснованный рост числа мирных жителей, опасающихся террористических атак, в том числе со стороны исламских радикалов в самой России. Зачастую духовными лидерами местных радикалов становятся лица, получившие образование в исламских университетах Саудовской Аравии, Арабских Эмиратов, Пакистана и других странах. Данная тенденция побуждает к рассмотрению такого важного вопроса как состояние отечественной системы исламского религиозного образования в России.

       13 октября 2015 года в Национальной научной библиотеке Владикавказа прошла презентация первого в России обзорного аналитического доклада «Исламское государство: сущность и противостояние», авторы которого отметили, что в качестве главного метода идеологической борьбы с ИГИЛ Россия должна выбрать открытую поддержку властями сторонников традиционного ислама, развитие исламского образования и антиэкстремистскую пропаганду в учебных заведениях. Кроме того, авторы доклада — представители Кавказского геополитического клуба — подчеркнули, что важной мерой противодействия ИГИЛ является организационная, финансовая, методологическая поддержка традиционного ислама, а также обеспечение необходимого уровня безопасности исламских богословов и религиозных деятелей, ведущих борьбу с экстремизмом.

       Проблема становления отечественной системы исламского религиозного образования в России впервые остро стала перед руководством страны и научным сообществом в конце ХХ века. Образовался порочный круг: религиозная безграмотность населения, сопровождающаяся распространением среди мусульманского населения России идей фундаменталистско-экстремистского толка, неспособность российского мусульманского духовенства противостоять разрушительной религиозной пропаганде, обучение значительной части молодого исламского духовенства за рубежом привели к росту террористической активности мусульманского населения страны, а также активному противостоянию исламских радикалов светским властям вплоть до призывов к джихаду. В связи с этим на повестку дня стала не только проблема построения системы исламского религиозного образования в России, но и проблема выбора стратегии, или модели, в рамках которой будет функционировать данная система. По данным официального сайта Совета по исламскому образованию, который задействован в проекте по развитию отечественного исламского религиозного образования, на сегодняшний день в России функционируют 25 средних учебных религиозных учреждений:

       - 9 — в Республике Татарстан;

       - 3 — в Республике Башкортостан;

       - 2 — в Республике Чечня;

       - 1 — в Кабардино-Балкарской Республике;

       - 1 — в Республике Ингушетия;

       - 1 — в Чувашской Республике;

       - 1 — в Пермском крае;

       - 1 — в Астраханской области;

       - 1 — в Нижегородской области;

       - 1 — в Оренбургской области;

       - 1 — в Самарской области;

       - 1 — в Саратовской области;

       - 1 — в Ульяновской области;

       - 1 — в Москве.

       И 9 высших учебных религиозных заведений:

       - 2 — в Республике Дагестан;

       - 1 — в Республике Башкортостан;

       - 1 — в Республике Ингушетия;

       - 1 — в РеспубликеКабардино-Балкария;

       - 1 — в Республике Карачаево-Черкесия;

       - 1 — в Республике Татарстан;

       - 1 — в Республике Чечня;

       - 1 — в Москве.

       Данный сайт предоставляет информацию только о религиозных учреждениях, которые осуществляют свою деятельность в рамках разработанной государством программы по развитию исламского образования. Следует отметить, что информация о количестве ВУЗов на официальном сайте ДУМ Республики Татарстан и Интернет-ресурсе ДУМ Республики Башкортостан соответствует предоставленной сайтом Совета по исламскому образованию информации:

       - 1 ВУЗ в Республике Татарстан,

       - 1 ВУЗ в Республике Башкортостан.

       На Северном Кавказе дело обстоит иначе. В реальности только в Республике Дагестан по состоянию на 01 июля 2014 года Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РА предоставляет следующие данные:

       - 8 высших исламских религиозных учебных заведений,

       - 39 медресе.

       Лицензию, дающую право на осуществление образовательной деятельности, имеют 7 вузов из 8. Из 39 зарегистрированных медресе лицензии на право осуществления образовательной деятельности имеют только 12. Это говорит о том, что проблема остается нерешенной, так как до сих пор функционируют исламские религиозные образовательные учреждения, не прошедшие процедуру регистрации, а также осуществляющие свою образовательную деятельность вне рамок, разработанных при участии государства и светских ВУЗов программ и стандартов. Более того, необходимо остановиться на следующих моментах. Сразу же после образования нового Северокавказского федерального округа, при непосредственном участии Полпреда округа — Александра Хлопонина — в 2011 году был запущен проект по формированию Северокавказского федерального университета, в состав которого вошли Северокавказский государственный технический университет, Ставропольский государственный университет, а также Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет. Напомним, что Северокавказский государственный технический университет был определен государством в качестве светского ВУЗа-партнера, за которым был закреплен Северокавказский университетский центр исламского образования и науки. После упразднения Северокавказского  государственного технического университета и вхождения его в состав СКФУ партнерские отношения с Северокавказским университетским центром исламского образования и науки (СКУЦИОН) были приостановлены. В том же 2011 году был убит ректор СКУЦИОН — Максуд Садиков. Еще ранее в 2009 году был застрелен ректор включенного в партнерские отношения Северокавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы — Исмаил Бостанов. А в 2010 году был убит глава Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии, курирующий работу Северокавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы — Анас Мусаевич Пшихачев. Таким образом, на Северном Кавказе вся программа по созданию партнерских отношений светских и исламских религиозных ВУЗов была свернута. Более того, Интернет-портал «Кавказский узел» опубликовал неутешительные количественные данные, а именно: на Северном Кавказе было убито:

       - в 2009 году 8 священнослужителей;

       - в 2010 году — 6;

       - в 2011 году — 10;

       - в 2012 году — 11;

       - в 2013 году — 3;

       - в 2014 году — 5.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиа-холдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения