Главная » Политология » МЕТОДЫ ВЕРБОВКИ СПЕЦСЛУЖБАМИ - 5.

МЕТОДЫ ВЕРБОВКИ СПЕЦСЛУЖБАМИ - 5.

08.10.2015 15:51

       8. Проведение вербовки.

       Уяснив психологический портрет объекта, и оценив его особенности, затруднения и устремления, обычно удается выйти на мотивы, способные склонить намеченного человека к сотрудничеству. Чаще всего побуждающими моментами при этом являются:

       - политические или религиозные убеждения;

       - стремление к власти;

       - романтические представления;

       - национализм;

       - тщеславие;

       - преувеличенное мнение о своих способностях;

       - месть;

       - материальные затруднения;

       - страх (компрометации, физического воздействия, за других людей);

       - жадность (как черта характера);

       - сострадание (как черта характера);

       - любовь к детям;

       - житейские слабости и пороки (пьянство, азартные игры, женщины, наркотики и так далее).

       Мотивами вербовки «заоблачных» интеллектуалов могут служить их утонченные стремления к:

       - тайной власти;

       - игре с законами;

       - знанию того, о чем не могут знать другие;

       - проникновению в тайны.

       Полезно знать, что любому человеку трудно преодолеть в себе:

       - любовь-страсть;

       - любовь к детям;

       - тщеславие;

       - страх.

       Необходимо помнить, что интенсивность проявления отдельных чувств не редко изменяется во времени и поддается некой коррекции. Этот факт желательно учитывать при отборе конкретных методов воздействия на индивида. Когда отлично знаешь, что человеку надо и есть возможность дать или отнять это, - легко стать его господином. Вербовку можно проводить:

       - от имени вербующей организации («прямая вербовка»);

       - без непосредственного указания, кто вербует, давая, впрочем, некую возможность что-то предполагать («намекающая вербовка»);

       - под «чужим флагом», или от имени ничем не примечательной структуры (человека), не вызывающих какой-либо неприязни, а то и порождающих определенную симпатию («одурачивающая вербовка»);

       - от имени одной организации с последующим - когда контроль уже получен - раскрытием реального хозяина («ступенчатая вербовка»).

       Вербовочный подход бывает:

       - «горячим» (когда вербовщик делает прямое предложение о сотрудничестве, иной раз после очень долгой обработки, а другой раз почти сразу);

       - «холодным» (когда неведомый объекту человек исподволь «подкатывается» к нему);

       - «бесконтактным» (когда влияние на объект осуществляют без непосредственного контактирования с ним, прибегая к письмам, электронной почте, факсу и телефону);

       - «обратным» (когда объект сам предлагает свои услуги, хотя обычно ему нужно «подсказать», к кому он может обратиться).

       Во всех указанных вариантах желательно предусмотреть условия для поддержания связи, поскольку даже если человек вначале резко отказался от предложения, то через некоторое время он может передумать. Главными методами вербовки являются:

       1. Шантаж.

       2. Подкуп.

       3. Угроза физического воздействия.

       4. Угроза любимым людям.

       5. Разжигание эмоций (мстительности, недовольства, тщеславия, восторженности, ревности, сострадания).

       6. Убеждение.

       7. Зомбирование (психопрограммирование).

       Практические схемы этих методик и частные рекомендации по их осуществлению представлены в части, разбирающей способы воздействия на человека.

       9. Обхождение с завербованным.

       Завербовав конкретного человека, стараются получить от него максимум возможного, а это удается реализовать лишь при умелом руководстве, учитывающем психологические особенности его личности и уровень желания (а то и нежелания) действовать. Отдельные аспекты подобных взаимоотношений мы вкратце здесь и рассмотрим.

       10. Направление его деятельности.

       Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать:

       - разово;

       - по мере необходимости;

       - постоянно.

       Частота использования агента зависит от:

       - стремления быть в курсе текущих событий;

       - оперативной необходимости;

       - желания сохранить его для самых важных целей;

       - степени доверенной ему инициативы.

       Агент может функционировать:

       - независимо (передавая то, что он сам считает нужным, и, действуя при этом так, как он считает необходимым);

       - автономно (работая по установленному заданию, но, не поддерживая промежуточных контактов с хозяевами);

       - полуинициативно (решая поручаемую ему задачу совместно со своим руководителем, но, не отказываясь от подвернувшихся возможностей);

       - строго по инструкции (ориентируясь лишь на полученные указания, и не пытаясь выйти за начально установленные рамки).

       Для направления деятельности привлеченного используют классические методы:

       - «кнута» (запугивания);

       - «перчатки» (контроля);

       - «пряника» (подкупа).

       Придерживайтесь принципа:

       «Пусть будет жесткая рука, но в мягкой перчатке».

       Конкретный человек, бесспорно, требует сугубо персонального подхода, но более эффективно направлять его обычно удается посредством убеждения, а не угроз, поэтому полезно развивать с ним дружеские отношения. Устанавливая дружбу с завербованным, все же не следует терять инициативы (доминирования) и четко пресекать любые попытки перехватить последнюю. Значительную роль здесь иной раз играет полезная способность «переглядеть» партнера, поскольку если ведущий не в состоянии выдержать прямого взгляда им ведомого - он не годится и для руководства.

       11. Способы удержания.

       Удерживать любого человека в своих рядах возможно:

       1. Приличным материальным вознаграждением.

       2. Взаимной помощью.

       3. «Лапшой на уши».

       4. Страхом возмездия.

       5. Зомбированием.

       Финансовое вознаграждение является своего рода подпитывающим фактором, сопутствующим всем прочим стимулам. Оно должно быть хорошо продуманным (чтобы не оскорбить больного самолюбия), заметно изменяемым (в зависимости от полезности работы) и оптимальным (чтобы не подкупили другие). Взаимопомощь подразумевает активное содействие в решении различных деловых и личностных проблем объекта (карьера, «крыша», полезные знакомства, доходные контракты и так далее). Это своеобразная замена прямого материального вознаграждения.

       Тактика «лапша на уши» основывается на создании у агента впечатления о значительности его работы с моральной или идеологической точек зрения. Это заметно повышает самоуважение и обычно эффективнее, чем стимуляция одной лишь платой.

       При удержании страхом возмездия, угроза возмездия висит как над личностью агента, так и над его близкими. Расплата тут может предполагаться:

       - за прошлые грехи по отношению к кому-либо;

       - за явное предательство «своих»;

       - за очевидную измену новым хозяевам.

       Для эффективности подобных угроз необходим производящий впечатление компромат, полученный в процессе разработки человека, а также при взаимодействии с ним (определенно непрощаемые акции против «своих», свидетельства «преступной» связи с противником). Добавочным подстегивающим моментом здесь является периодическое обещание агенту отдать ему компрометирующие его материалы.

       Зомбирование подразумевает искусственное отключение личной воли человека с беспрекословным подчинением его приказам своего хозяина. Осуществляется зомбирование посредством «промывания мозгов» и «жестким» перепрограммированием их на специфический режим работы, а также путем «мягкого» перепрограммирования с использованием многоступенчатого гипноза.

       12. Способы проверки.

       В сотрудничестве с завербованным всегда есть опасность нарваться на «двойную игру» или элементарное мошенничество. Для избавления от подобных неприятностей желательна систематическая гласная (детектор лжи) или негласная (дублирование, наблюдение, провокация) проверка агента.

       Детектор лжи отслеживает различные психоэмоциональные реакции (со стороны мышц, кожи, зрачков, сердечной и дыхательной систем) на значимую информацию и в упрощенном варианте обычно заменяется простейшей экспресс-диагностикой в ходе проверочного разговора.

       Дублирование заключается в том, что объекту поручается достать вполне определенную информацию, которая уже известна его хозяевам. Особенно для этого подходят такие сведения, которые агент по своим собственным причинам не хотел бы выдавать. При наблюдении осуществляется периодическое просвечивание завербованного, с фиксацией любого факта, свидетельствующего о его нечестной игре. В подобных случаях обычно эффективно подключение параллельного агента.

       Под провокацией имеется ввиду расчетливое соблазнение человека (интригой, подкупом, подбрасыванием информации, которую он предпочел бы не передавать) и засеканием его реакции на это. Отметим, что выказываемая агентом верность значительно зависит от его моральных устоев. Явно деградировавший в личностном плане человек не в состоянии быть надежным исполнителем. При выявлении «двойной игры» возможно либо прерывание контакта, либо использование этого факта для проведения изящной комбинации или забрасывания дезинформации.

       Материал на основе анализа сайтов Интернета подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения