Главная » Политология » МЕТОДЫ ВЕРБОВКИ СПЕЦСЛУЖБАМИ - 4.

МЕТОДЫ ВЕРБОВКИ СПЕЦСЛУЖБАМИ - 4.

07.10.2015 01:45

       II. Особенности личности.

       Знание физических качеств облегчает взаимодействие с объектом, намекает на его предрасположенности (к болезням, боли, активности) и уточняет варианты использования. Тщательное ознакомление с функциональными качествами попросту неоценимо для установления реакции объекта на сообщение или событие (изменение походки, голоса, речи). Общие нюансы обеспечивают оптимальное понимание объекта и высвечивают психо-интеллектуальный раздел, на основе которого выстраивается «психологический портрет» индивида - источник сведений для оттачивания беспроигрышных схем вербовки, манипулирования, физической или деловой нейтрализации).

       А. Физические особенности.

       1. Рост (низкий - средний (165-175) - высокий).

       2. Телосложение (атлетическое, коренастое, среднее, слабое, рыхлое).

       3. Вес или упитанность (малая, средняя, большая).

       4. Глаза (цвет, размер, дефекты, особенности).

       5. Волосы (цвет, тип, облысение, особенности).

       6. Зубы (размер, цвет, наличие дефектов, тип искусственных).

       7. Особые приметы (непропорциональность отдельных частей тела, шрамы и татуировки, характерные мозоли, неестественный цвет кожи).

       Б. Функциональные особенности.

       1. Походка (темп, движения рук, особенности).

       2. Жестикуляция (интенсивность, направление жестов, особенности).

       3. Мимика (богатство, бедность, рисованность, конкретика).

       4. Улыбка (поводы способствующие появлению, впечатление, особенности).

       5. Голос (тембр, сила, чистота, особенности).

       6. Речь (темп, акцент, жаргон, мат, особенности).

       7. Динамика кожи (изменение цвета, потливость).

       В. Общие особенности.

       1. Жизненные привычки (уважаемая музыка и литература, обожаемые напитки и кушанья, тип используемых сигарет, доминирующее настроение, режим сна, читаемые газеты и журналы, темы разговора, способы траты свободного времени, излюбленные маршруты, наиболее посещаемые места, избегаемые места, предпочитаемая одежда, обычная прическа, ношение бороды и усов, использование глазных линз и очков, носимые украшения, тип людей с которыми предпочитает встречаться, проведение отпуска и так далее);

       2. Взгляды и их устойчивость (политические, моральные, житейские, эстетические; разнятся ли высказывания в официальной обстановке и личном кругу);

       3. Отношение к происходящим событиям (безразличное, ироничное, экстремистское);

       4. Национализм (скрывание национальности, превознесение своей нации, соблюдение национальных традиций, отношение к другим национальностям);

       5. Отношение к родным и близким (степень привязанности, частота и тип контактов);

       6. Отношение к себе (требовательность, попустительство, ироничность, мнение о себе (адекватное, повышенное, низкое);

       7. Возможности (внешние: по причине делового положения, знакомств, родственных связей и внутренние: в силу личностных качеств, образования, тренировки);

       8. Увлечения, с учетом их профессионализма и притягательности (женщины, алкоголь, кухня, деньги, путешествия, спорт, коллекционирование, музыка, театр, телевизор, компьютер, религии, восточные единоборства, нетрадиционная медицина, оккультизм, история, астрология, йога, охота, собаки, шахматы, азартные игры, автомобиль, радиолюбительство, народные промыслы и так далее);

       9. Всевозможные умения (водить машину, чинить машину, пилотировать самолет, ремонтировать телевизор, драться, стрелять, плавать, класть печи, ориентироваться на местности и так далее и тому подобное);

       10. Странности (вера в приметы, особые ритуалы, необычность в манерах, одежде, прическе);

       11. Отношение к разным аспектам жизни (к женщинам, алкоголю, деньгам, приключениям, литературе и искусству, моде, торговле, материальной выгоде, наркомании, терроризму, ценам, акциям, приватизации, религии, партиям и политическим деятелям);

       12. Мотивации и иерархия (потребность в безопасности и понимании, любовь к детям и так далее);

       13. Слабости и уязвимости (внутренние: слабости характера, физические недостатки, некоторые привычки, «мелкие» радости и пороки, сильные привязанности, и внешние: щекотливые моменты биографии, тщательно скрываемые аспекты личной и деловой жизни);

       14. Затруднения (денежные, информационные и так далее);

       15. Честолюбивые замыслы (стремление к деловой или политической карьере, тайной или явной власти, всяческой известности);

       16. Враждебность (к человеку, организации, стране, нации, образу мыслей, определенному поведению);

       17. Неудачи (семейные, профессиональные, деловые, престижные и так далее);

       18. Методы действий (словом, делом, прямой атакой, хитростью, компромиссом, чужими руками);

       19. Поведение в пьяном виде (контролируемость, слезливость, добродушие, агрессивность);

       20. Поведение в экстремальной ситуации («бросается в бой», убегает, выжидает, замирает);

       21. Поведение в группе (стремление к лидерству, подчинению, анархии, равноправию, изолированности);

       22. Эмоциональное реагирование (речевое поведение, уровень скрываемости чувств, характерные для определенной эмоции жесты и психофизиологические реакции).

       Г. Психологические и интеллектуальные качества.

       Оценку конкретных качеств целесообразно проводить по пятибалльной шкале, четко регистрирующей меру их выраженности: «ОВ» (очень высокая), «В» (высокая), «С» (средняя), «Н» (низкая), «ОН» (очень низкая). В случае полярного варианта лучше ориентироваться на один из полюсов.

       1. Мышление (конкретное - абстрактное).

       2. Эрудиция (общая и частная).

       3. Интеллект (догматичность - гибкость).

       4. Способность к анализу - верхоглядство.

       5. Сообразительность - тупость.

       6. Проницательность - поверхностность.

       7. Критичность мышления - легковерие.

       8. Практичность - фантазийность.

       9. Консерватизм - новаторство.

       10. Рискованность - нерешительность.

       11. Уступчивость - агрессивность.

       12. Одержимость - пассивность.

       13. Стремление к лидерству - подчиняемость.

       14. Приспособленчество - независимость.

       15. Маневренность - прямолинейность.

       16. Легковерие - подозрительность.

       17. Любознательность - безразличие.

       18. Внушаемость - способность преодолеть внушение.

       19. Совестливость - практичность.

       20. Принципиальность - беспринципность.

       21. Снисходительность - требовательность.

       22. Альтруизм - эгоизм.

       23. Вера в себя - вера в обстоятельства.

       24. Открытость - замкнутость.

       25. Склонность хитрить - бесхитростность.

       26. Хладнокровие (как в опасности, так и в ожидании) - импульсивность.

       27. Сдержанность (в поступках, разговорах, выдаче информации) - распущенность.

       28. Уверенность в своих силах - беспомощность.

       29. Жестокость - мягкость (доброта).

       30. Храбрость - трусливость.

       31. Отношение к угрозе (ярость - безразличие - страх).

       32. Работоспособность в стрессовой ситуации.

       33. Переносимость боли и стрессовых ситуаций.

       34. Быстрота реагирования (на внезапное изменение темы разговора, на отдельные действия).

       35. Эмоциональная устойчивость.

       36. Сила и длительность эмоций.

       37. Способность долго скрывать свои чувства.

       38. Уровень притязаний.

       39. Наблюдательность.

       40. Обязательность.

       41. Тревожность.

       42. Лживость.

       43. Мстительность.

       44. Чувство благодарности.

       45. Тщеславие.

       Фактура, извлекаемая из досье, обычно применяется для:

       - вербовки объекта;

       - манипулирования объектом;

       - предвидения действий объекта;

       - присчитывания опасности исходящей от объекта;

       - нейтрализация объекта.

       7. Тактика оценки кандидата.

       Всесторонне изучив конкретного человека, ему дают предельно взвешенную потенциальную оценку с позиций:

       - вероятности его вербовки;

       - его возможностей как агента;

       - выгод при его привлечении;

       - риска при его привлечении;

       - реальных направлений его использования.

       В оценке вероятность вербовки данного лица учитывают:

       - наличие необходимых внутренних (черты характера, слабости, пороки) и внешних (компромат, ценимые факторы и люди) уязвимостей;

       - мешающие факторы (черты характера, идейная убежденность, влияние значимых лиц, трудности прямого контакта) и оптимальные возможности их устранения (снижение значимости, обход, переворачивание в свою пользу);

       - кто, по какой причине, как и с какой эффективностью, может способствовать вербовке.

       В оценке возможностей объекта как агента, берут в расчет:

       - внутренние качества личности (ум, наблюдательность, активность, уровень притязаний, контактность, склонность к риску, упорство, хладнокровие, смелость, находчивость и так далее);

       - внешние факторы обстановки (имеющие информацию друзья, родные и знакомые, возможности влияния на ключевых людей и ход событий ввиду своего авторитета или служебной должности, обширные контакты и так далее).

       В оценке выгоды от привлечения (вербовки) объекта просчитывают:

       - полезность информации и прочего содействия, которые предполагается здесь обрести;

       - степень его наличных и потенциальных возможностей влиять на ход событий либо на конкретных лиц;

       - степень трудности проникновения извне в данную группу или среду;

       - шансы использования объекта для внедрения в организацию своих людей;

       - аспект потери в его лице активного противника.

       В оценке риска вербовки объекта прикидывают:

       - возможности активно-негативной реакции на предложение о сотрудничестве;

       - насколько нежелательно «засвечивание» личностей вербующих (помехи в их дальнейшей деятельности, «бросание тени» на контактеров);

       - сколь вредно проявление интереса к конкретной теме или организации (насторожит и осложнит намеченную разработку, даст нить в активной контригре);

       - степень уверенности, что объект не сообщит «своим» (опасность «двойной игры»);

       - величину лазейки, по которой могут добраться до вербующей структуры, и существующие возможности ее быстрейшего перекрывания.

       Оценивания перспективные пути задействования объекта определяют:

       - как его выгодно использовать (в качестве информатора, агента влияния, дезинформатора, нарушителя единства, связного, провокатора, пособника в различных акциях);

       - стоит ли продвигать объект на ключевое место в его организации и достижимо ли последнее.

       Сделав анализ всех возможных плюсов и минусов от привлечения объекта к сотрудничеству, и учтя потребности текущей ситуации, выносят соответствующее заключение:

       - «завербовать срочно» (даже если объект пока что «не созрел», время не терпит);

       - «повременить с вербовкой» (нет явной необходимости, нет действенного компромата, объект не доведен до нужной кондиции);

       - «полностью отказаться от вербовки» (слишком ничтожна вероятность согласия, велик риск получения «двойной игры», «овчинка не стоит выделки»).

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Материал на основе анализа сайтов Интернета подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

 

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения