Главная » Политология » МЕТОДЫ ВЕРБОВКИ СПЕЦСЛУЖБАМИ.

МЕТОДЫ ВЕРБОВКИ СПЕЦСЛУЖБАМИ.

29.09.2015 01:35

       1. Вводные положения.

       Для ведения активной важной игры требуются свои люди в ставке противника. Свои люди могут быть, как внедрены (возможно, после предварительной вербовки) в нужную группу, так и завербованы из ее членов. Уровень, занимаемый своим человеком (или людьми) в группе может быть:

       - высшим (человек из руководящего звена, принимающий непосредственное участие в выработке важных решений);

       - средним (лица, имеющие доступ к устной или за документированной информации);

       - нижним (люди, посещающие те места, где общаются члены группы или находятся документы, но не допущенные к самим документам);

       - вспомогательным (люди, не имеющие отношения к данной структуре, но способные оказывать некоторое содействие).

       Ясно, что чем выше уровень своего человека в разрабатываемой группе, тем шире у него возможности, и тем большую ценность он представляет для вас. Своих людей бережно используют для решения самых разнообразных задач, с учетом их возможностей, соображений безопасности и потребностей момента:

       - для получения информации;

       - для смещения акцента в деятельности организации в нужном для вас направлении;

       - для содействия в осуществлении определенных акций с целью: дискредитации группы (намеренные ошибки), полного или частичного развала группы (разжигание розни и фракционности), внедрения и проведения на нужный уровень в группе своих людей (перерождение группы). Что-то подобное произошло при развале местной ячейке КПРФ города Первоуральска, когда она стала набирать популярность и авторитет в народе;

       - для установления подслушивающих устройств или добывания документов путем их скрытого копирования (ксерография, пересъемка) либо непосредственного похищения;

       - для помощи в решении некоторых промежуточных задач (пропуска в нужное помещение, сведение с необходимым человеком, передача конфиденциального пакета).

       Следует отчетливо различать и не путать две категории своих людей:

       - соратников (членов вашей команды);

       - агентов (используемых).

       В зависимости от того, к каковой из категорий причисляется свой человек, выбирается тактика взаимодействия с ним. Качественная вербовка подразумевает следующие последовательные этапы работы с объектом:

       - выявление;

       - разработка;

       - оценка;

       - привлечение;

       - проверка;

       - направление деятельности;

       - удержание;

       - прерывание контакта.

       Лучше, если на различных этапах работы объектом будут заниматься разные люди, вроде как бы ни связанные друг с другом. При стандартном трехступенчатом подходе это:

       - наводчик (акцентируется на предварительном изучении объекта, после чего устанавливает личный контакт с ним, выполняя дополнительную разработку с тестированием, и выдает заключение о целесообразности использования данного человека, а также о перспективных направлениях целевого воздействия на него);

       - вербовщик (устанавливает новый контакт с объектом, чаще всего не связанный с предыдущим (в подходящее для этого время он открывается и ждет реакции собеседника, предварительно обеспечивая себе путь к отступлению);

       - ведущий (производит инструктаж и осуществляет все дальнейшее руководство, направляющее деятельность объекта).

       Приведенная здесь схема не является жесткой, так что предварительной разработкой (тестированием) индивида может заниматься тот же самый человек, каковой впоследствии осуществляет его вербовку (привлечение). В свою очередь тот, кто вербовал, может, продолжать и дальше контактировать с завербованным, ориентируя его текущую деятельность. Допустимы, разумеется, и все прочие варианты.

       2. Выявление кандидата.

       Некоего конкретного человека намечают вербовать в силу:

       - его личных качеств;

       - явной оперативной необходимости;

       - дальновидного желания иметь резерв.

       Выбирая подходящий объект (кандидата на вербовку) прорабатывают два направления:

       - тщательно выискивается полезный по информированности (или другим своим возможностям) человек, а потом уж намечаются подходы к нему;

       - обстоятельно рассматривается определенный контингент людей и оттуда отбирается наиболее доступное по уязвимости или личным контактам лицо.

       Первую привлекающую к кандидату внимание информацию получают:

       - от его друзей и знакомых;

       - в ходе непосредственного общения;

       - наблюдая за его действиями и поступками;

       - по опубликованным (его или о нем) статьям, письмам, докладам.

       Обратить на человека внимание заставляют:

       - его маленькие и большие неудачи;

       - политические симпатии;

       - информированность;

       - оброненные замечания и высказывания;

       - проявляемая экзальтация (увлеченность);

       - недовольство;

       - необычное поведение (заторможенность, разгульность и так далее);

       - национальность;

       - религиозность;

       - место постоянной или временной работы и определенные связи.

       Наиболее пригодны для вербовки те, кто:

       - обладают некими моральными изъянами (страстью к алкоголю, наркотикам и так далее) или же «запятнанностью» биографии;

       - имеют долги;

       - сильно привязаны к кому-либо (чему-либо);

       - по каким-то причинам (затруднения в карьере, сложности в личной жизни, взгляды на проводимую политику и так далее) очень сильно раздражены.

       3. Разработка кандидата.

       На этом этапе производится тщательное изучение выбранного человека, доскональная проверка его индивидуальных способностей и возможностей.

Разработка кандидата производится двумя путями:

       - очно (при личном общении);

       - заочно (без прямого контакта).

       Вся получаемая информация вносится в формализированное досье, данные из которого используются для:

       - вербовки объекта;

       - предсказания действий объекта;

       - психологической и физической нейтрализации объекта.

       Для начала, по возможности, собирают сведения без вхождения в непосредственный контакт с объектом. Характерными источниками такой информации могут служить:

       - всевозможные официальные бумаги и документы (личные дела, трудовые книжки, архивы, автобиографии, домовые книги, медицинские и прочие учетные карточки, обнародованные (им или о нем) статьи и упоминания и так далее);

       - личная корреспонденция;

       - случайно или специально перехваченные телефонные (и прочие) разговоры;

       - скрытное наружное наблюдение, видеосъемка и фотографирование;

       - контактеры (люди из круга общения объекта).

       При оценке человека, по словам его знакомых, следует учитывать:

       - в какой степени уведомитель знает того, о ком он отзывается (то есть как долго, интенсивно и глубоко они общались);

       - в каких отношениях пребывают аттестующий с аттестуемым (если отношения плохие - характеристика будет с негативным уклоном, если дружелюбные - приукрашенная);

       - ситуацию, в которых наблюдались сообщаемые особенности (экстремальные, в соприкосновении с подчиненными, с вышестоящими и так далее);

       - как у информатора развито то качество, о котором он сообщает (чаще всего за эталон человек берет самого себя, и когда упоминаемая черта у него ярко выражена - приводимая оценка будет занижена и наоборот).

       Собрав и проанализировав данные о кандидате из разнообразных доступных источников, можно переходить к следующему этапу: разработке данного объекта при прямом общении. Сюда входит:

       - установление контакта (завязывание знакомства);

       - углубление контакта (подготовка почвы);

       - тестирование (углубление досье);

       - оценка (перспективность вербовки).

       4. Установление контакта.

       Обретение знакомства связано с созданием благоприятных ситуаций, многие из которых могут возникать совершенно случайно, и здесь главное - не упустить подходящего момента. Оптимальные варианты знакомства по своей сути зависят от профессии, пола, возраста, национальности, социального положения, культурного уровня, характера, привычек и всех прочих индивидуальных особенностей человека, а кроме того от его настроения, места действия, окружающей обстановки и иных в различной степени влияющих факторов. При знакомстве сразу же выбирается программа общения: симметричная или дополнительная. Симметричная модель подразумевает равенство - возрастное, интеллектуальное, социальное - общающихся сторон, факт которого четко устанавливается, и в дальнейшем участники рьяно следят за его соблюдением (что позволено одному, то дозволено и другому). Дополнительная программа утверждает неравенство и фиксирует дистанцию общения, каковой затем строго придерживаются. При знакомстве соответствующая программа устанавливается мгновенно, переменить ее потом довольно трудно. Так как большинство людей составляет мнение о своих новых знакомых по начальному, но очень живучему впечатлению, оптимальной и важнейшей установкой является обеспечение нужного восприятия. Требуемый эффект достигается продуманным выбором (ориентируясь на симпатии и антипатии объекта и все прочие психологические закономерности) своего внешнего вида, основной манеры поведения, ситуации знакомства. Следует учитывать, что первое впечатление о человеке на 55 % зависит от визуальных впечатлений, на 38 % от манеры говорить, и только на 7 % - от того, что он говорит. Среди психологических нюансов, существенно влияющих на первое впечатление, не мешает знать следующие:

       - благодаря «эффекту ореола» (окрашивания одним качеством всех остальных) общее благоприятное впечатление о человеке обеспечивает позитивные оценки его пока еще неизвестных (в частности моральных) качеств и наоборот;

       - явная физическая привлекательность улучшает положительную оценку как черт личности, так и отдельного поступка («эффект красоты»);

       - если мужчину сопровождает хорошо одетая женщина с симпатичной внешностью, он оценивается выше, чем в сопровождении некрасивой и неаккуратно одетой женщины;

       - мужчины ниже, чем полагают женщины, оценивают их деловые и интеллектуальные качества, а женщины ниже, чем полагают мужчины, оценивают их физическую привлекательность;

       - приветливая доброжелательная улыбка способствует возникновению доверительности, сметая недоверие и недопонимание;

       - честное, твердое, мужественное рукопожатие в сочетании с прямым взглядом в глаза нравится почти всем;

       - энергичная выразительная жестикуляция отражает положительные эмоции и воспринимается, поэтому как признак заинтересованности и дружелюбия;

       - собеседник, который смотрит в глаза, симпатичен, однако пристальный или неуместный взгляд в глаза создает неблагоприятное впечатление, ибо воспринимается как признак враждебности;

       - люди, отклоняющие при разговоре корпус назад или развалившиеся в кресле, нравятся заметно менее чем те, кто наклоняет корпус к собеседнику, ибо последнее воспринимается как заинтересованность;

       - женщина обычно нравится сильнее, когда она сидит в спокойной позе с непересекающимися руками и ногами;

       - скрещивание рук на груди часто разрушает уже образовавшийся контакт и отталкивает собеседника;

       - выраженные крайности в одежде (очень модный или слишком устарелый костюм) как и чрезмерная безвкусица, порождают отрицательное впечатление; особенно бросаются в глаза стоптанная или грязная обувь и помятый головной убор;

       - женщины оценивают мужчину за 45 - 60 секунд, обращая при этом особое внимание на его речь, глаза, прическу, руки, обувь, одежду (именно в такой последовательности);

       - «по одежке» обычно не только встречают, но и доверяют;

       - дружеская обстановка, вкусная пища, приятная музыка, неожиданное везение и все прочие моменты приводящие субъекта в благодушное настроение всегда способствуют благоприятному восприятию им нового знакомого («эффект переноса чувств»);

       - исключительную силу в создании хорошего настроения, и, соответственно, расположения собеседника к вам имеет комплимент, более эффектный, кстати, на отсвечивающем фоне антикомплимента себе.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Материал на основе анализа сайтов Интернета подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-Сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения