АВТОРИТАРИЗМ.
Что заставляет нас с вами, безусловно, доверять непроверенной информации, соглашаться с не отражающими наши интересы решениями властей? Почему мы готовы подчиняться людям, которые обладают большими полномочиями и ресурсами, чем мы сами? Всегда ли мы готовы демонстрировать такое поведение и кто из нас имеет к тому большую склонность? Ответить на эти и ряд других сопутствующих вопросов помогают социально-психологические исследования феноменов «авторитарной личности» (термин, введенный Теодором Адорно) и «правого авторитаризма» (термин, введенный Робертом Алтемейером).
По мнению Т. Адорно, синдром авторитарной личности включает в себя девять признаков, среди которых конвенциализм, авторитарное раболепие, авторитарная агрессия, антиинтрацепция, суеверность, силовое мышление и культ силы, деструктивность и цинизм, проективность и чрезмерный интерес к сексуальным происшествиям. Личность, обладающая этими признаками, встречается, прежде всего, среди рабов, лакеев, заключённых и людей, переживших тяготы тоталитаризма. Они предпочитают диктат сильных лидеров и традиционные ценности, склонны отвергать представителей других групп и стремятся к участию в межгрупповых конфликтах. Такая личность является ведущим социальным типом в авторитарном обществе. Типологический подход к измерению склонности к авторитаризму был реализован Т. Адорно и его соавторами в тесте на определение авторитарной личности, получившим название F-шкала (шкала фашизма).
Дальнейшее развитие теория Т. Адорно получила в трудах Б. Альтемейера, который сократил количество характеристик, описывающих синдром авторитарной личности, и стал рассматривать их не столько как личностные особенности, сколько как совокупность социальных установок (аттитюдов). Он же ввел понятие «правого авторитаризма», которое описывает комбинацию из трех социальных установок - подчинение официальным, признанным обществом авторитетам; поддержка устоявшихся общественных традиций и социальных институтов; агрессия, направленная против групп или отдельных людей и легитимизированная авторитетным лицом. По мнению Б. Альтемейера и С. Мак-Ферланда, тип «право-авторитарной личности» обычно соответствует рядовому последователю (адепту) социального движения, в то время как для его лидеров характерна ориентация на социальное доминирование.
Кроме того, в психологии есть и другое понятие авторитарности – авторитарность, основанная на традиционных ценностях. Как правило, это убеждение человека в том, что традиционные ценности (например, послушание детьми своих родителей) должны передаваться из поколения в поколение. В то время как другие ценности (например, воспитание детей свободными и независимыми личностями) должны игнорироваться в пользу поддержки традиционных ценностей. Для изучения описанных видов авторитаризма разработаны специальные тесты, результаты которых говорят не столько о политических убеждениях опрошенного, сколько о его личностных качествах. Например, правоавторитарные личности могут иметь как правые, так и левые политические взгляды. И хотя правый авторитаризм в значительной степени коррелирует с консерватизмом в политике, не все правые авторитарии - консерваторы. Многие из них не интересуются политикой вообще.
Шкала авторитаризма правого толка Б. Альтмейера (в адаптации Н. А. Дьяконовой) включала в себя 30 утверждений направленных на изучение различных сторон авторитаризма (авторитарное подчинение, авторитарную агрессию и конвенционализм). Например, такие утверждения - «Самые скверные люди в нашей стране - это те, кто не уважает наш флаг, наших политиков и традиции»; «Если ребенок перестает уважать авторитеты и вести себя как следует, задача родителей вернуть его на путь истинный». Тестируемому предлагалось выразить степень своего согласия по 9-бальной шкале Лайкерта (от «Полностью не согласен» до «Полностью согласен»). Полученный испытуемым наименьший балл (min=30) на этой шкале показывает отсутствие авторитарных установок в поведении личности, а наибольший балл (max=270), напротив, его стремление к авторитарности. Шкала авторитаризма, основанного на традиционных ценностях, включала в себя 5 противоположных пар утверждений. Например:
А - «Детей необходимо учить поступать так, как это принято в обществе, даже если им это не всегда нравится»;
Б - «Детей необходимо поощрять в различных способах самовыражения, даже если родителям это не всегда нравится»).
Тестируемым предлагалось выбрать один из 5 вариантов ответа (от «Точно А» до «Точно Б»). Полученный испытуемым наименьший балл (min=5) на этой шкале, показывает низкую значимость для личности традиционных ценностей, а наибольший балл (max=25), напротив, их высокую значимость для человека. В проведенном «Гласом Рунета» онлайн тестировании приняли участие 1 125 респондентов, представляющих активную (недельную) аудиторию Рунета. Среди них 601 мужчина и 524 женщины в возрасте от 15 до 80 лет (среднее значение возраста респондента - 46,42 года, стандартное отклонение - 12,47 лет). Правый авторитаризм Авторитаризм, основанный на традиционных ценностях:
- Высокий уровень 22 % - 32 %.
- Средний уровень 72 % - 66%.
- Низкий уровень 6 % - 2 %.
Низкий уровень правого авторитаризма выявлен всего у 6 % респондентов. Большинство же респондентов (72 %) продемонстрировали средний уровень правого авторитаризма. Чуть меньше трети (22 %) опрошенных имеют высокий уровень правого авторитаризма. Для мышления правых авторитариев характерны логические ошибки и двоемыслие, они склонны некритично воспринимать любую информацию, подтверждающую их убеждения, предпочитают силовые решения проблем, плохо способны к сотрудничеству, поддерживают националистические идеи и религиозный фундаментализм. Правоавторитарные личности, как правило, либо агрессивные индивидуалисты, стремящиеся к доминированию в обществе, либо не менее агрессивные коллективисты, стремящиеся вписаться в существующую иерархию и поддерживать ее.
Анализ ответов на отдельные вопросы показал, что 66 % опрошенных для того, чтобы исправить то, что происходит в России, определенно требуется воздействие «сильной руки», ужесточение мер в отношении к нарушителям спокойствия и представителями девиантных групп, но 24 % с этим не согласились. Около 62 % опрошенных не поддерживают отказ от традиционной структуры семьи, в которой отец является главой, а в детях воспитывается безоговорочное подчинение авторитету, и только 24 % готовы к такому повороту событий. Около 70 % не выражают толерантного отношения к гомосексуализму, 59 % не считают важной защиту прав меньшинств и радикалов, а 51 % не допускают послаблений в системе наказаний для наркоманов.
Около 62 % опрошенных считают задачей родителя - вернуть ребенка «на путь истинный», если он не понимает на кого надо ориентироваться и кого слушаться и уважать. И только 9 % опрошенных не согласились с такой позицией. Около 66 % в рамках «свободы слова» не допускает произнесение публичных речей и написание текстов, призывающих к свержению правительства. Около 69 % видит национальную угрозу в лице тех, кто хочет подорвать их религию, патриотизм и традиционный образ жизни. С другой стороны, 52 % опрошенных не считают главной задачей воспитание детей в духе подчинения и уважения авторитетов и властей. Около 68 % готовы прощать бунтарские идеи у молодежи как неизбежную ступень их личностного развития. Около 75 % считают, что лучше относиться к инакомыслящим с интересом, так как новые идеи – залог прогрессивных изменений. Утверждение о том, что «радикалы» и «безбожники» менее опасны, чем представители власти, которые оценивают себя не адекватно, поддержали 54 %, а не поддержали – 11 % опрошенных респондентов.
Теперь обратимся к результатам второго теста, который направлен на изучение авторитаризма, основанного на традиционных ценностях. В паре высказываний - «Дети должны поощряться за критическую оценку норм и традиций общества» и «Одна из основных целей образования и воспитания – следовать традициям и нормам общества» - 51 % опрошенных считают, что детей следует воспитывать в духе следования общественным традициям и нормам. Около 33 % считают важным соблюдать в воспитании разумный баланс между поощрением за критику и воспитанием в стиле следования традициям и нормам общества. И только 17 % респондентов согласны с установкой на поощрение детей, которые критически оценивают нормы и традиции общества. Около 46 % считает, что важнейшими ценностями, которые необходимо воспитывать в детях, являются любовь и уважение к своим родителям, лишь 15 % ставят во главу угла развитие в детях независимости и самостоятельности, а 40 % предлагают искать золотую середину. Однако в паре высказываний – «Мы должны учить детей быть независимыми и мыслить свободно» и «Послушание власти и уважение к ней являются важнейшими качествами личности, которым дети должны учиться» – лишь 11 % сочли, что послушание власти и уважение к ней являются важными качествами личности, а учить детей быть независимыми и мыслить свободно предпочли бы 60 % опрошенных. По мнению 51 % опрошенных, если бы в головы некоторых людей не приходили «бунтарские» идеи, развитие человечества шло бы не так интенсивно.
В большинстве случаев пользователи Рунета проявляют средний уровень авторитаризма (в том числе, 72 % «правого», а 66 % - «консервативного» толка), а именно - считают, что традиционное воспитание, поддержка мнения официальных властей, принятия и разделение позиции большинства являются необходимыми «духовными скрепами» современного общества. При этом большинство опрошенных считает, что к действующей власти надо проявлять уважение и почитание, но в тоже время необходимо критиковать ее и учить этому своих детей. Высокий уровень авторитаризма выражается не столько в склонности 22 % опрошенных к правому авторитаризму, который от фашизма отделяет лишь тонкая малозаметная черта, сколько в приверженности 32 % авторитаризму, основанному на национальной традиции. Наконец, низкий уровень авторитаризма в любом его измерении демонстрирует весьма незначительная (2 – 6 %) доля опрошенных. Выводы для политтехнологов, а также для тех, кто стремится осуществить «вхождение во власть» или закрепиться там, очевидны!
Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.