Главная » Политология » ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА.

12.09.2015 14:27

       Эксперт Центра Шишкина Н.И.

       13 июля фонд ИСЭПИ опубликовал второй выпуск «Рейтинга политических партий» - первый был опубликован в начале апреля за первый квартал 2015 года.  

       Сам ИСЭПИ (не путать с ИСПИ РАН), основанный три года тому назад, посвящает своё исследование выборам 2016 года, к которому активно начали готовиться уже сейчас, и исходит из того, что основная деятельность партии – участие в выборах, хотя программно-проблемная повестка в исследовании также затрагивается. 

       Согласно этому рейтингу, среди парламентских партий складывается ситуация, когда есть несомненный лидер («Единая Россия»), два противоборствующих друг с другом игрока (КПРФ и ЛДПР), и отстающая Справедливая Россия. Ситуация, в общем-то, вполне закономерная и не новая.

       Из непарламентских партий, как и следовало ожидать, сильные позиции у бывших парламентских партий («РОДИНА», «Яблоко») либо тех партий, которые уже предпринимали попытки участвовать в федеральных выборах («Патриоты России», «Российская партия пенсионеров  за справедливость»). Согласно рейтингу, наиболее успешно из либерального крыла дела идут у партии «Яблоко», в то время как ПАРНАС сместился ниже в строке рейтинга. 

       Конечно, нельзя говорить о том, что этот рейтинг - истина в последней инстанции, объективно отражающий весь потенциал партий. Так, та же РПР-ПАРНАС сместилась в рейтинге с 9-го на 12-е место благодаря низкой активности на местных выборах, однако это ещё не значит, что ПАРНАС не имеет достаточной поддержки.

       Либеральные партии стараются как можно больше нагнетать обстановку, уже традиционно представляя себя как мучеников против тоталитаризма и режима, которому, по словам М. Касьянова, «уже нечего предложить народу, кроме того, что возрождать Средневековье в нашем XXI веке под видом становления так называемой традиционной русской духовности». Либералам в этой активности во многом помогли события, связанные с убийством Б. Немцова, что использовалось М. Касьяновым на съезде партии, и совсем недавнее изъятие агитационных материалов у РПР-ПАРНАС, и реальное усиление вертикали власти. 

       Интересно ещё и то, что свою электоральную базу ПАРНАС намерена расширять за счет коалиционного сотрудничества на выборах, что уже было известно в первой половине апреля 2015 года, но к июлю расширилось до коалиции из 6 партий и движений (ПАРНАС, Партия прогресса, Демократический выбор, Партия 5 декабря, Либертарианская партия, Движение «Солидарность»). Вновь внимание к этой теме привлекло скандальное выступление М. Касьянова, ныне Председателя партии без института сопредседательства, заявившего, что РПР-ПАРНАС получило поддержку А. Навального и М. Ходорковского. 

       Если поддержка А. Навального вполне понятна и не представляет особого интереса – в конце концов, тому же М. Касьянову необходим кто-то достаточно уже известный и харизматичный, не побывавший в высоких правительственных кабинетах – то поддержка М. Ходорковского необходима, во-первых, для изыскания дополнительных средств, а во-вторых, для консолидации всего либерального крыла. 

       Борьба с иностранными агентами и финансированием, всё более и более масштабная, достаточно серьезно повлияла и на перекрытие возможных источников финансирования из-за рубежа, что не единожды обсуждалось в прессе, да и сами ПАРНАСовцы пытались обвинить в американском финансировании «Единую Россию». Но ведь далеко неспроста же некоторые члены ПАРНАС предпочли побег с российского корабля, как только для них запахло жареным, в идеологически близкие ПАРНАСу страны Запада, да и хождения на поклон с жалобами по какой-то причине заканчивались на Капитолийском холме, а не, скажем, в Европе, якобы цивилизационно-идентичной России. 

       Консолидация же под предводительством ПАРНАС является достаточно ясной целью – тактика либералов всегда сводится к консолидации со всеми возможными движениями. Правда, в случае успеха, заканчивается приступом репрессивно-либерального синдрома, как на Украине с неонацистами «Правого сектора».

       На самом деле участие в выборах либеральной коалиции изначально обречено на провал. Сами они об этом знают и открыто признают, потому и их риторика стала более провокационной, хотя от открытых провокаций они, возможно, постараются отказаться до 2016 года. Основное направление работы – попытка переманить к себе националистические силы, единство которых подорвали события на Востоке Украины и Крым. 

       К этому добавляется сдача Россией позиций по этому вопросу, Минск и недовольство в обществе отступлением от идеи «Русской весны», что само по себе – козырь, перешедший в рукав либерально-националистическим силам, который они, вероятно, попытаются разыграть ради захвата части патриотической публики в свой электорат.

       Конечно, ухищрения политтехнологов Кремля и небезрезультатные усилия по формированию исключительно провластных настроений оказываются сильнее, но рано или поздно, без реального подкрепления, вера людей закончится разочарованием в действующем режиме. Предполагать, что либерально-националистический сегмент не воспользуется случаем и не использует предоставленные ему козыри просто глупо – использует, причем достаточно эффективно. А учитывая его стремление представить разношерстную в политическом плане толпу, сможет мобилизовать значительно больше людей, чем у него есть сейчас, или, на крайний случай, посеять равнодушие и непротивление своим действиям.

       Однако следует заметить и возможность мобилизации населения другими политическими игроками, в частности, той же «Единой Россией», перехватившей социальную повестку у оппозиции и начавшей использовать приемы и инструменты соперников в политической борьбе. 

       Для подобной тактики наиболее эффективна программно-проблемная активность, то есть – насколько партии активны в работе с конкретными проблемами. К сожалению, конкретных данных по работе с обращениями граждан нет, зато ИСЭПИ дает отдельный индекс программно-проблемной активности, учитывающий количество и тематику инициатив и программ партии, публичных акций, партийных мероприятий и технологических проектов.  Баллы, которые получала партия, выставлялись на основе тематической категории. Например, публичная акция с участием партии с преобладающими экономическими требованиями оценивается в 1,5 балла, а памятная неполитизированная акция – в 0,5 баллов. Значимость тем определялась на основе социологических опросов. 

       Согласно этому индексу, существует два лидера – лидер по программной работе «Единая Россия» и лидер по уличным акциям КПРФ. Среди малых партий с федеральной квалификацией больше всего баллов набрала партия «Яблоко», причем за счет уличных акций.

       Доминантой для всех лидеров является социальная повестка – у  «Единой России» наиболее всеохватная, у «Яблока» - наиболее скромная по охвату вопросов и проблем.

       Будет ли и дальше использоваться социальная повестка? Несомненно, ведь это наиболее выигрышная карта. Никакая угроза ИГИЛ, или угроза разрушения и уничтожения Донбасса не будет восприниматься так, как воспринимаются вопросы социальной сферы. 

       К этому добавляется и рейтинг правящей партии, зависимый от рейтинга национального лидера, на котором партии пока ещё достаточно удобно «выезжать».  Дошло до того, что начали появляться в качестве дополнения к понятию «хитрый план» понятие «путинского большинства». А что же остальные партии и политические силы? Парламентские партии существуют преимущественно за счет Кремля, да и кое-какие непарламентские тоже. А там огромная концентрация ресурсов, в том числе – федерального бюджета. У непарламентских партий таких возможностей нет, а начинающаяся в лучших традициях европейской инквизиции «охота на ведьм» ещё сильнее подрывает их возможности. 

       Можно ли сказать, что на наших глазах разворачивается ожесточенное противостояние принципиально различных подходов к устроительству жизни в России? Да нет, нельзя. Идеологически «Единая Россия» и либеральные партии ближе, чем те же либеральные партии и националистические движения. Разница – в обладании властью и разной степени консервативности в связи с этим. Либералы у власти, естественно, стремятся сохранить свое положение. Либералы вне власти – поменяться с первыми местами, ну или, на крайний случай, просто их подвинуть хоть как-нибудь хоть с чьей-нибудь помощью. Хоть с помощью Запада, хоть с помощью М. Ходорковского, хоть с помощью сбора националистических сил.

       Источник: http://rusrand.ru/analytics/predvybornyj-rejting-da-budet-borba

       Материал подготовил Вице-президент Федерального общественного виртуального медиахолдинга «Россия-сегодня», председатель виртуального клуба «Интеллектуалы Урала», кандидат философских наук А. И. Шарапов.

 

 

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения