Главная » Новости » ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА.

20.08.2022 14:43

       «На Войне гибнут люди, а на Информационной Войне гибнут души людей».

       И неизвестно, что страшнее, разрушенная страна и сплочённый народ или целые города, но полностью раздавленные, деморализованные, друг друга ненавидящие люди. Недооценивать Информационную Войну - большая ошибка, сейчас постепенно складывается тенденция (в первую очередь в США), что основные боевые действия и спецоперации переносятся в киберпространство (и это не банальное хакерство), по «их» идеологии информационное пространство это поле боя! И опять же по их концепции:

       «В связи с глобальной информатизацией, в будущем роль традиционных вооруженных сил будет отходить на второй план, а основные противодействия между государствами будут вестись на информационном пространстве» - (Источник: https://alienado1.livejournal.com/396020.html).

       Информационные системы, информационные платформы стали частью нашей жизни, даже появился термин «Информационная эра». За всё это мы должны благодарить технологическую революцию, которая происходит на наших глазах. Что она несёт для человечества и каждого отдельно взятого человека? С одной стороны - это благо. Но не бывает так, чтобы было одно только «добро», непременно, где-то рядом обязательно таится «зло», которое несёт такие угрозы, о которых люди, например, в XVIII или XIX веках даже не подозревали. Когда в Древнем мире строчили друг на друга доносы, а в Средние века по доносам же могли заподозрить красивую женщину в колдовстве. «Виновного» наказывали, могли убить, доносчика вознаграждали, а в Средневековье жгли «ведьм» и «колдуний» на кострах Святой инквизиции. Это тоже была, своего рода, информационная война. Сейчас всё гораздо сложнее и серьёзнее!

       Технологическая революция поменяла нашу жизнь коренным образом, с одной стороны, мы получили удобства, возможности, которых раньше не имели: не обязательно ходить в магазины и простаивать огромные очереди в кассу, можно заказать продукты и товары через интернет-магазины, можно оплачивать коммунальные платежи через мобильный банк, оформлять кредиты, получать зарплаты и пенсии. Всё это очень удобно, экономится время, силы, здоровье. Информационные технологии повлияли на все сферы нашей жизни. Но, с другой стороны, эти технологии несут многочисленные угрозы миру, в котором мы живём. Даже появился термин «информационная война». Что же это за война такая? Не будем останавливаться на том, что информационная эра изменила даже способы ведения боевых действий: теперь командир может наблюдать за ходом ведения боевых действий через компьютер, сидя в штабе, анализировать события и доводить информацию до боевых подразделений. Он через компьютер может разрабатывать планы успешных боевых операций, даже имеет теоретическую возможность манипулировать информацией противника и тому подобное.

       Информация - необходимый ресурс для осуществления той или иной деятельности человека. Если рассматривать, к примеру, конфликтные ситуации между людьми, то нельзя не уделить должного внимания в первую очередь информационной составляющей конфликта. Информация нужна для принятия тех или иных решений, той или иной позиции, совершения тех или иных действий сторонниками конфликта, а информацию можно выделить как специфический «ресурс» нападения и защиты, поэтому сравнительно недавно начали появляться теории, которые могут быть положены в основу методологии, своего рода технологий ведения информационных войн. Именно при помощи информации идёт управление самой целенаправленной деятельностью, смыслом существования и гибели систем. Недаром говорится:

       «Кто владеет информацией, тот владеет миром!».

       Таким образом, информационная война - это любая атака против информационной функции, независимо от применяемых средств. Бомбардировка сетей (сетевые атаки) - операция информационной войны. К информационной войне можно отнести и вывод из строя программного обеспечения компьютеров. Информационная война - это любое действие по защите наших собственных информационных функций, независимо от применяемых средств. Укрепление и оборона сетей против бомбардировок, антивирусные программы, которые защищают сетевое программное обеспечение - тоже часть информационной войны. Информационная война - только средство, а не конечная цель, аналогично тому, как бомбардировка сетей - средство, а не цель. Информационная война может использоваться как средство для проведения стратегической атаки или противодействия.

       Информационно-психологическая война.

       Информационная война (английский Information war) - термин, который имеет два значения: воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих иного государства при помощи распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» («information and psychological warfare») употребляется в русском языке в значениях «информационное противоборство», и как «информационная, психологическая война», «в зависимости от контекста конкретного официального документа или научной публикации» (А. В. Манойло. «Информационные войны и психологические операции. Руководство к действию», 2018 год). В данном смысле также используется термин «психологическая война», что подразумевает психологическое воздействие на гражданское население и (или) военнослужащих другого государства с целью достижения определённых политических или чисто военных целей. Целенаправленные действия, которые предпринимаются для достижения информационного превосходства над противником путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам при одновременной защите собственной информации, информационных процессов и информационных систем.

       Элементы информационной войны.

       Таким образом, используются следующие методы воздействия:

       1) психологические операции, заключающиеся в использование информации для воздействия на аргументацию рядового состава противника;

       2) электронная война - не позволяет противнику получать точную информацию;

       3) дезинформация - предоставление противнику ложной информации о силах и намерениях;

       4) физическое разрушение также является частью информационной войны для воздействия при необходимости на элементы информационных систем;

       5) меры безопасности позволяют избежать утечек информации, чтобы скрыть от противника возможности и намерения;

       6) прямые информационные атаки целью которых является искажение информации без видимого изменения её подлинной сути.

       Основные признаки информационных войн.

       В информационных войнах не задействуются грубые инструменты, такие, как подкуп, прямой шантаж и запугивание (это характерно для терроризма), психоактивные вещества, физическое воздействие и тому подобное. Данные методы воздействия могут применяться параллельно с информационной войной, но они не являются обязательным элементом. Объектом информационных войн является как массовое, так и индивидуальное сознание. Индивидуальному воздействию подвергаются лица, которые принимают решения по вопросам, которые интересуют противоборствующую сторону (руководители высоких уровней). Воздействие на массовое сознание проходит аналогично сеансам групповой психотерапии. Информационное воздействие может осуществляться как на фоне информационного шума, так и в условиях информационного вакуума. Цель воздействия - навязывание чуждых целей, чужой «системы ценностей», именно это и делает такое воздействие информационной войной, что отличает её от обычной рекламы. Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации:

       - СМИ,

       - печатные издания (листовки, пресс-релизы),

       - слухи,

       - сплетни,

       - «мягкая сила» (агенты влияния).

       Такое воздействие содержит искаженные факты, провоцирующие на сильный эмоциональный отклик, который направляет подвергающихся воздействию к принятию именно тех решений, которые выгодны противнику.

       Методы ведения информационных войн.

       Основными методами информационной войны является вброс дезинформации и представление искажённой информации, которая вызывает всплеск определённых эмоций в выгодном для заинтересованных лиц ключе. Те, кто применяют данные методы воздействия, добиваются определённых целей, главной из которых является изменение населением противника оценки происходящего в реальности, развитие пораженческих настроений для обеспечения перехода на сторону ведущего информационное воздействие противника. Так поступали фашисты, разбрасывая листовки с обещаниями работы, хорошей зарплаты, хороших условий жизни. Это была агитация и пропаганда, а по сути, информационная, психологическая война. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является Германия.

       «Одной из причин прихода национал-социалистов к власти является экономический кризис, который буквально обрушился на Германию. В Германии царила безработица, а в некоторых районах Германии был голод. Немецкий народ был недоволен правящим правительством. Правящая власть Германии была неспособна справиться с экономическими проблемами, что привело к кризису власти. Немецкое буржуазное общество запуталось в своих противоречиях. Оно было не в силах руководить Германией методом буржуазной демократии и парламентаризма.

       Поражение Германии в войне, натиск рабочего революционного движения основные причина прихода нацистов к власти в Германии. Еще одной из причин, которая послужила приходу нацистов к власти, является национальный долг Германии, который возрос после Первой мировой войны. Параллельно с этим, в правительстве произошел раскол. Все эти факторы послужили благоприятной почвой для нацистов, чем они очень умело воспользовались.

       Одним из основных противников фашизма был и остается рабочий класс. В результате того что демократические силы Германия и её профсоюзы пришли к политике сотрудничества с немецкой буржуазией, они оказались ослабленными перед лицом нацизма. Рабочее движение Германии было вынуждено все время идти на уступки буржуазии. Таким образом, руководители рабочих движений идейно разоружали рабочий класс перед надвигающимся врагом - немецким фашизмом. На протяжении длительного времени социал-демократы направляли свою борьбу против коммунистической партии Германии, которая старалась объединить рабочий класс против надвигающегося страшного врага» - (Источник: https://www.istmira.com/drugoe-noveyshee-vremya/15222-prichiny-prihoda-nacistov-k-vlasti-v-germanii.html).

       Постепенно в Германии сформировалась фашистская партия, главная цель которой стала агитация и пропаганда для распространения нацистской идеологии. С этой целью был использован весь инструментарий ведения информационной войны того времени: листовки, громкоговорители, радиовещание, общение «лицом к лицу», печатные издания и тому подобное. Теперь ещё добавились телевидение, интернет, социальные сети. Мы уже знаем, к каким последствиям приводят информационные войны. Одним из её проявлений является «холодная война», которая завершилась распадом СССР. В качестве одного из главных инструментов воздействия на СССР было радио, так как оно сложно поддаётся контролю и государственные границы для него не являются помехой. Главные станции радиовещания:

       - «Голос Америки»,

       - «Би-Би-Си»,

       - Радио «Свобода».

       Их основными целями являлись:

       - демонстрация всему миру реакционной, фальшивой роли коммунизма;

       - утверждения духа единства и уверенности во всех странах «свободного» мира;

       - внедрение идей сотрудничества с Америкой народам всего мира;

       - демонстрация, что США является сильной, демократичной и честной нацией;

       - противодействие посредством психологических барьеров «кремлёвской агрессии» (сейчас это проявляется в виде русофобии).

       Как не стать жертвой информационной войны?

       Самый эффективный способ - почти полная изоляция от СМИ. Но в постиндустриальном обществе невозможно полностью «выйти» из мира. И всё же, есть несколько советов, которые позволят сгладить влияние дезинформации и пропаганды до минимума: старайтесь больше читать, а не слушать или смотреть. При использовании только аудиальных и визуальных каналов получения информации из внешнего мира человек легко теряет способность к критическому мышлению, так как больше подвержен эмоциям (тем более, что манипуляторы специально используют эти каналы получения информации, давая яркие картинки, выразительные звуки, эмоционально окрашенные слова). Когда человек читает, он мыслит более критично и его не так просто ввести в заблуждение. Существуют различные приёмы манипулирования, необходимо научиться подмечать, обнаруживать их в жизни для того, чтобы противостоять им.

       Не доверяйте безусловно ни одному источнику. Также помните, если вы избежали пропаганды одной стороны, это не значит, что вам удастся избежать пропаганды другой стороны: на войне все средства хороши, поэтому врут все. Поддерживать высокое напряжения долго не получается ни у одного агрессора-манипулятора, поэтому информационные войны ведутся поэтапно. По данной причине целесообразно в самые напряжённые моменты изолироваться от внешнего мира, насколько это возможно. Можно, например, уехать в отпуск, вырваться на природу, посмотреть хороший сериал или читать книги.

       Использованы материалы.

       1. Сборник факультатива Института проблем безопасности Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководитель профессор А. В. Бондаренко.

       2. «Мягкая сила».

       3. «Управляемый хаос» - инструменты современной мировой политики».

       Источник: https://www.hse.ru/data/2014

 

Александра Кузмиди.

Комментарии

Казак Уральский 25.08.2022, 02:22
Сейчас уже и не разобрать где свой, где чужой. всё запутали.
ответить
Александр из Германии 13.09.2022, 19:26
Судя по прошедшим выборам, россияне попали и проиграли в информационной войне внутри страны.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения