ОБЗОР НОВОСТЕЙ ПО АЗИИ – 2.
Осталось лишь выяснить на Мерседесе, какого цвета передвигается кандидат, С. Бердымухамедов, так как это очень важно.
Президент Туркмении больше не приезжает на официальные мероприятия на черном Mercedes. Лидер государства, а также 160 глав министерств и организаций получили белые автомашины Mercedes-Benz Е 300. Последними сменили свои автомобили руководители туркменских СМИ - главные редакторы газет, журналов, руководители телевидения и радио, сообщает информационное агентство РИА «Новости». Но черные автомобили Mercedes вовсе не исчезли с улиц Туркмении. На них пока разъезжают заместители министров, а также руководство областного и районного уровня. У всех них теперь появился новый стимул для карьерного роста. Чем вызвана смена цвета чиновничьих автомобилей и как будет в дальнейшем использован в Туркмении немалый автопарк черных Mercedes премиум-класса, неизвестно. Такой автомобиль стоит более 100 тысяч долларов. Но если покупать оптом, то выйдет дешевле.
Нельзя ограничиваться только Дресс-кодом.
Несмотря на такую отеческую заботу о внешнем виде туркмен и вообще о чистоте улиц туркменских городов, кишлаков и просто проселочных дорог, несознательные личности, из числа национальных меньшинств, как правило, осмеливаются выступать с критикой великих идей Аркадага, направленных на улучшение положения дел в сфере общественного здоровья и чистоты. Однажды на глазах у нескольких личностей не туркменской национальности, некий сотрудник коммунальной службы разбрасывал отраву для собак. Поскольку лица некоренной национальности, подумали, что этот сотрудник, по фамилии Атаев, разбрасывает отраву, по своей собственной инициативе, они по своей политической незрелости потребовали прекратить это мероприятие, в связи с чем, Атаев был вынужден вступить с ними в дискуссию, объяснив, что выполняет, таким образом, важные государственные функции, освобождает туркменское общество от нездоровых проявлений, в виде собак и кошек, которые обнаглели уже до последней степени.
Оказалось, что какая-то собака попалась на глаза Аркадага возле его недавно построенного дворцового комплекса, «Огузхан», и Покровитель, конечно же, впал в гнев. Потому что вообще даже просто проезжать мимо дворца, по мнению отдельных, эстетически недоразвитых личностей, не коренной национальности, похожего на гигантскую гробницу, можно только со стороны проспекта (шаелы) Туркменбаши. С других сторон проезд и проход запрещены, в том числе нельзя пройти и через самую оживленную (раньше) центральную улицу Атабаева. Но одна неграмотная, несчастная собака, преступно вошла в мертвую зону отчуждения, и это обрекло всех домашних собак округи на уничтожение. Еще раньше, Туркменбаши Ниязов, недостойный предшественник Аркадага, но так же патологически ненавидящий собак, ввел практику тотального уничтожения домашних животных: при нем стали целенаправленно подбрасывать во дворы и под двери квартир отраву, и именно при нем появилась на окраине столицы яма для отловленных на улицах собак, где прессом давили этих животных, то когда мятущаяся душа Турменбаши, наконец-то успокоилась, все немного затихло, но после фатального проступка дворняги, появившейся у величайшего в истории дворца «Огузхан», война против животных опять приняла тотальный характер. Даже без «помощи» коммунальных служб, которые травят животных и забивают их железными прутьями, жизнь собак и кошек в Туркменистане всюду подвергается опасности. Они панически боятся людей. Собаки перемещаются с поджатыми хвостами, а кошки мелькают тенями. Да и правильно делают, что не шляются около «Огузхана» и вообще, где попало.
И вообще. Культуру и эстетику, в массы. И плевать на жару.
В ашхабадском микрорайоне «Парахат-7» произошли столкновения между местными жителями и представителями власти, которые хотели снять с домов кондиционеры, сообщает «Хроника Туркменистана». Как сообщается, инцидент произошел еще 20 июня, однако известно о нем стало только сейчас. По мнению городской, администрации, установленные жильцами кондиционеры, портили внешний вид зданий.
Представители домоуправления и районного хякимлика (местной администрации) прибыли в микрорайон и попытались убедить его жителей самостоятельно избавиться от приборов, а когда те отказались сделать это, пригрозили демонтировать кондиционеры принудительно. Тогда жители района организовали стихийный митинг и попытались прогнать чиновников. На место происшествия были вызваны полицейские, которых возмущенные граждане также встретили агрессивно и начали бросать в них камни. Потасовку удалось остановить лишь после того, как на подмогу полиции прибыл грузовик с военными и представителями министерства национальной безопасности (МНБ), а местным жителям пообещали оставить кондиционеры. О пострадавших во время столкновений не сообщается. В настоящее время, как пишет издание, представители МНБ пытаются установить зачинщиков беспорядков. В последние дни средняя температура воздуха в Ашхабаде составляет 41 - 42 градуса по Цельсию.
Борьба за нравственность и семейные ценности.
В женской колонии Дашогуза отбывают сроки наказания, как минимум, десять женщин, осужденных по статьям 137 (Понуждение к половому сношению) и 138 (Занятие проституцией) УК Туркменистана. Но они не занимались проституцией, они были вторыми женами. Эти женщины, из Лебапского, Марыйского и Дашогузского велаятов были осуждены в декабре прошлого года и приговорены к двум (по другим данным - к трем) годам заключения. Видимо не найдя более подходящей статьи, их осудили за проституцию.
На протяжении нескольких лет они были «вторыми женами», с которыми их гражданские мужья, имея официальные браки, заключили мусульманский брачный обряд «нике» («никах»), вполне уважаемый в глазах окружающих в туркменской и узбекской среде. Этот обряд стал достаточно распространенным явлением в постсоветском Туркменистане. Способствовали этому не столько усиление религиозного влияния в обществе, сколько социальные проблемы: высокий уровень безработицы, особенно среди женщин, резко сократившиеся возможности для получения специального и высшего образования, сокращение мужского населения из-за наркомании и миграции мужчин в поисках работы в другие страны. В этих условиях все большее количество молодых женщин соглашались стать вторыми, а то и третьими женами у «успешных» мужчин, имеющих хорошую должность или хороший бизнес.
Эти «младшие» жены признанны многочисленной родней, как со своей стороны, так и со стороны мужа. Некоторые из них имеют даже общих внуков в этих неофициальных браках. Часто первые жены знают о том, что у мужа есть вторая семья и не возражают против этого. После неожиданного «повального» тюремного заключения женщин, состоящих в незаконном браке, появились случаи срочных (и, как сообщают, дорогостоящих) разводов с официальными женами и заключения официальных браков со вторыми женами, для их спасения от тюрьмы. Наблюдатели связывают акции по осуждению «вторых» жен с расширением и ужесточением борьбы властей за нравственность и семейные ценности. Ранее мы сообщали о том, что в стране идут тотальные задержания женщин в кафе и ресторанах. В то же время, нет информации о задержаниях и арестах реальных «жриц любви», то есть женщин, действительно занимающихся проституцией. Возможно потому, что этот бизнес крышуют сами правоохранители. Нам так же не известны факты того, чтобы мужчин осудили по статье «Многоженство».
Про калым.
Все чаще в законах, принятых в Туркменистане, можно встретить такие термины как «национальные традиции», «духовно-нравственные ценности», «патриотизм», «моральные устои». Но юридических определений этих терминов нигде не приводится. Соответственно, статьи законов, где используются данные термины, можно трактовать как угодно, что противоречит самому понятию «Закон». Итак: Калым и свадьба:
«Лучшая из женщин это та, которая и сама красива, и назначает легкий махр».
Очень часто люди путают понятия махр и калым, считая, что это одно и то же. Махр - это свадебный подарок жениха невесте, впоследствии принадлежащий только ей. А калым - это выкуп за невесту, оговоренный при сватовстве, который передается ее родителям. Причем, если первое понятие является обязательным условием для заключения брака в исламе, то калым появился в далекие доисламские времена. В Туркменистане эта традиция сохранилась и по сей день.
По существу этот обычай превращал женщину в полную собственность мужа. Так как калым - это покупка невесты. В разных регионах Туркменистана сумма калыма не одинакова. В Ахале сумма выкупа варьируется от семи до десяти тысяч долларов, в Мары - от пяти до семи тысяч, в других велаятах до трех. Чисто символическая сумма калыма у этнических узбеков, проживающих на территории Туркменистана.
Помимо денег, сторона жениха обязана принести несколько баранов, мешок риса, чай, напитки. В приданое же невесты входят золотые украшения (комплект), более десятка модных отрезов тканей - бархат, штапель, атлас, большие платки (гынач) разных видов и цветов. Также в приданое идут пальто, куртки, ковры, паласы, а в последнее время и видеоаппаратура, плазменный телевизор, бытовая техника.
Очень дорого отпраздновать той (свадьбу). Нужно пригласить много народу. Даже в небольших поселках считается неприличным пригласить менее 300 гостей (не пригласишь кого-то - обида на всю жизнь), а в крупных городах количество гостей может достигать тысячи. Приглашают популярного певца, платят тамаде.
Свадьбы в основном проводятся в ресторанах или в специально возведенных для семейных торжеств сооружениях (палатках), которые вмещают до тысячи человек. Такие палатки оборудованы кондиционером (в зимнее время с отоплением), можно заказать туалет, машину-холодильник, где можно хранить продукты на время проведения торжеств.
Стало правилом дарить гостям подарки. И нет предела человеческой выдумке. Подарки могут быть разного рода - дорогие конфеты, маленькие сувенирчики в виде двух голубей, или лебедей, четки, салфетки, амулеты от сглаза и так далее. Эти подарки помещают в красивые блестящие мешочки. И это тоже стоит денег. Мало кто захочет отстать от такой никчемной показухи. А завоз «подарочных» товаров стал хорошим бизнесом в стране.
Очень прибыльным бизнесом в Ашхабаде стало и оформление подъездов и домов к свадьбе. И каждая семья, проводящая свадьбу, пытается «переплюнуть» соседа или родственника. Все это стоит огромных денег, и семья вынуждена залезть в долги. Что будет потом, после свадьбы, родителей невесты не беспокоит. А после свадьбы начинается выплата долгов. Молодая невестка начинает продавать свои золотые украшения, которые тоже уходят на погашения долгов. А есть и текущие расходы. Появляется ребенок. Коробочка молочной смеси весом 350 грамм, стоит от 20 до 30 манат (от 7 до 10 долларов), а ее хватает на 2 - 3 дня. Кстати, размер месячного пособия на ребенка около 45 долларов.
Такая обстановка в доме начинает раздражать мужа, который начинает обвинять жену, что «обошлась она ему дорого, еще и братишку надо женить», начинаются ссоры, а зачастую и избиения. Как правило, домой уже молодая женщина, тем более с ребенком, вернуться не может, родители не примут.
Некоторые семьи, не имея достаточных средств для подобных расходов, берут кредит в банке. Кредитов для свадеб не дают. Поэтому, молодые сначала регистрируют брак в ЗАГСе, получают кредит для молодой семьи, и на эти деньги играют свадьбу и делают сопутствующие расходы. Но и кредит надо возвращать. Все чаще происходят свадьбы «по шариату», очень скромно, без спиртных напитков, без музыки, и даже без участия жениха и невесты.
СВАДЬБА В ТУРКМЕНИИ.
Нет «Рухнаме», и «Культу личности», известно кого.
В парке Ашхабада снесли памятник матери первого президента Туркменистана Сапармурата Ниязова, Гурбансолтан-эдже, это было сделано в рамках реконструкции парковой зоны. Ранее в том же парке был демонтирован памятник Атамурату Ниязову (отцу первого президента). Гурбансолтан-эдже погибла в 1948 году, во время Ашхабадского землетрясения. В период правления Ниязова на нее, как и на семью Туркменбаши в целом, распространился культ личности президента, сформировавшийся в республике.
Ей посмертно присвоили звание Героя Туркменистана, в ее честь был переименован один из месяцев года (апрель), ее именем также назвали город Йыланлы на севере республики. 2003 год в Туркмении был объявлен город Гурбансолтан-эдже. В настоящее время, как отмечает агентство, в Ашхабаде остался один памятник матери Ниязова. Он находится в центре города перед Дворцом справедливости.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Наш специальный корреспондент в Казахстане, акционер АО «ЕЭК», эксперт по экономическим вопросам Олег Пернай.