НЕПОДЪЁМНЫЙ СРЕДНИЙ КЛАСС.
Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую,
истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже,
когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители
выходят из её же недр - (из письма Антона Павловича Чехова Н. И. Орлову).
Откровенно говоря, излагать тут буду прописные истины. Потому, кто и так всё это знает и понимает, могут смело закрыть статью, не дочитывая до конца. Работа рассчитана на тех, до кого ну никак не доходит. Часто приходилось (и приходится) наблюдать такую картину: в случае бунта рабочих, вызванного беспределом зарвавшегося «хозяйчика», конторские служащие вкупе с инженерно-техническими работниками (далее – ИТР) работяг не поддерживают и остаются верны буржую (или его холуям, непосредственно руководящим предприятием). Как же, как же... Ведь они же – интеллигенция, «успешный средний» класс, все из себя культурные и воспитанные. Им не пристало орать матом или прибегать к насилию – это же так «не цивилизованно».
Для всех, записавшихся в «интеллигенты», вообще характерно отсутствие твёрдого собственного мнения, постоянные сомнения и нерешительность. Мало того, приходилось знавать одного человека (будет читать эту статью – точно поймёт, что речь о нём), который чуть ли не с гордостью признавал, как «опьянённый духом свободы» в 90-е заблуждался и давал себя обманывать. Нашёл, чем гордиться. Ну, что ж, предлагаю разобрать проблему, что называется, по зёрнышку. Начав с определения пресловутого «среднего» класса. Ведь именно принадлежность к нему заставляет людей чувствовать себя «особенными и привилегированными».
Классическое определение звучит примерно так: средний класс — социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей. Даже из этого, весьма обтекаемого, определения следует однозначный вывод: причисляющие себя к «среднему» классу в современной России, на самом деле, таковыми не являются! Но мне, повторюсь, такого рода определение не нравится. Оно не даёт ответа на вопрос, а откуда у представителей среднего (действительно среднего!) класса возникают «устойчивые доходы, достаточные для…».
Предлагаю рассмотреть вопрос с точки зрения отношения к собственности на средства производства. Итак, буржуй (он же – эксплуататор, он же – работодатель) владеет средствами производства, он – собственник (мелкий или крупный, сейчас не суть важно). Рабочие, не имея в собственности средств производства, вынуждены продавать рабочую силу – единственное, что у них есть. А что есть у среднего класса? Что позволяет ему чувствовать себя хуже капиталиста, но лучше рабочих? Ведь, строго говоря, и средний класс продаёт буржую свою рабочую силу. Но, в отличие от рабочих, силу не в физическом, а, скажем так, в умственном её выражении. И вот последнее-то его и «возвышает». На основании всего, выше написанного, даю среднему классу следующее определение: это люди, не имеющие в собственности средств производства, но обладающие уникальными знаниями (умениями), позволяющими получать некоторые привилегии. Иными словами, средний класс – это обладатели интеллектуальной собственности. Наиболее важными привилегиями я бы назвал:
1) Заметно более высокий уровень дохода по сравнению с рабочим классом, причём, не падающий даже во время объявляемых капиталистами (как в 2008-м) или реальных (как сейчас) «кризисов-шмызисов», данные специалисты будут самыми последними, кому владелец предприятия решиться урезать зарплату;
2) В силу обладания особыми знаниями возможность спорить с работодателем, в отдельных случаях – разговаривать с ним на равных и ставить определённые условия;
3) Щадящий рабочий график, отсутствие необходимости выкладываться на работе на все 100 %, а потому – наличие в достаточном количестве свободного времени на удовлетворение своих культурных потребностей (в принципе, этот пункт – следствие предыдущего);
4) Даже в случае потери работы (а также СРАЗУ по окончании обучения и получения профессии) – уверенность на 99 %, что не придётся начинать с нуля (разнорабочим, продавцом, официантом, уборщицей и тому подобное).
Если мы посмотрим на Россию дореволюционную (в особенности – в первые лет 20 после «отмены» крепостного права в 1861-м), то увидим, что образованные люди именно так там себя и чувствовали. Почему? А потому что на крупнейшую в мире страну их было МАЛО! В случае увольнения того же «неудобного» инженера фабрикант вовсе не был уверен, что на место последнего тут же выстроиться очередь. Кроме того, многие капиталисты того времени только начинали путь в промышленники из купцов, зажиточных мещан (а то и богатых крестьян), самим им не хватало ни опыта, ни знаний. Увольнение специалиста могло означать остановку предприятия. В подобном же положении находились врачи, учителя, юристы (напомню, по-настоящему состязательный суд в России появился лишь после реформы 1864-го). Да, что там люди с высшим образованием?! Человек, окончивший техническое училище, равное советскому техникуму и сегодняшнему колледжу (как же буржуйская власть любит подменять русские слова иноземными!), считался очень высокообразованным. Как раз такое учебное заведение имели за плечами, например, Сергей Миронович Костриков (Киров) и Лаврентий Павлович Берия. Выпускник классической гимназии (по нашим временам – выпускник средней школы!) мог сразу претендовать на должность чиновника.
Оно и неудивительно, к 1917 году грамотными в стране являлись лишь 43 % населения! В большей степени, конечно, «тёмными» оставались жители села. Среди мужчин грамотных было приблизительно в два раза больше, чем среди женщин. Тем не менее, мужское население городов, и то, было обучено грамоте не на 100 %, а только на 80! Но разве так обстоят дела сегодня? Даже с учётом падения уровня образования в России по сравнению с советским временем, высшим образованием нынче никого не удивишь. И не только в России, в США, где высшее образование (кроме военного) до сих пор приобретается исключительно за деньги, оно не служит безусловной «путёвкой в жизнь». По-хорошему, позиции среднего класса в полном смысле этого слова образованные люди (и то – не всех профессий) сохранили только в самых слаборазвитых странах Азии и Африки. Не сомневаюсь, пилот пассажирского лайнера в королевстве Бутан (государство сравнительно недавно начало развивать пассажирские авиаперевозки) чувствует себя экономически очень уверенно. То же можно сказать про врача в чёрной Африке. Ну, а в так называемом «цивилизованном» мире вышеперечисленные привилегии сохранили только те специалисты, чьи знания применимы в самых наукоёмких отраслях. А также отдельные учёные и изобретатели, сумевшие добиться уникальных открытий. Они могут, и по сей день диктовать работодателю условия. Опять-таки, если на их счастье появится буржуй не только хитрый, но и мудрый. Понимающий, что мгновенной прибыли то или иное открытие (изобретение) ему может и не дать, зато лет через 10 - 20 – озолотит. Среди «рассеянских» работодателей подобных или нет, или они здорово прячутся.
Согласитесь, отдельных личностей, о которых шла речь абзацем выше, классом не назовёшь. Вывод однозначен – по-настоящему СРЕДНЕГО класса в современном «цивилизованном» мире нет! Причисление себя к «среднему» классу сегодня – своего рода самоуспокоение вкупе с попыткой потешить своё самолюбие. В России же (и это неимоверный позор для державы, первой отправившей человека в космос) нынче и по уровню дохода нет никаких «средних». Давайте, уже смотреть правде в глаза! Есть бедные, коих можно подразделить на собственно бедных и нищих. Есть богатые: просто богатые и безумно-сказочно-беспредельно богатые. Надеюсь, никто не посмеет спорить, что нет теперь у зарабатывающих умственным трудом в нашей стране и никаких привилегий. Более того, куда ценнее человек, умеющий хорошо работать руками. В наиболее невыгодном положении оказались гуманитарии. Здесь, только если вы знаете в совершенстве пять и более иностранных языков (парочка из которых – сложные и редкие), можете на что-то рассчитывать. Однажды (году этак в 2010-м) на «работном» сайте мне попалось объявление, где работодатель хотел найти сотрудника со знанием корейского (!) языка. Как думаете, какую зарплату там предлагали? Только не падайте в обморок – 27 000 рублей!
Судя по повальному сокращению медицинских учреждений, не больно-то ценят у нас в стране и врачей. Та же история – с учителями. Ну, а обитатели многочисленных офисов (бухгалтеры, кадровики, секретари и тому подобное) и вовсе не могут больше считать себя представителями умственного труда. Их труд правильнее назвать бумажным. Именно их работодателю проще всего заменить. Невероятно, но сегодня торгаш ценится, иной раз, выше узкого технического специалиста. Потому как мало произвести – надо ещё и продать, в современном мире задача крайне нелёгкая. Однако, и самые успешные продавцы (обозначаемые модным словосочетанием «менеджер по продажам») отнюдь не заслужили себе положения «непотопляемых».
Короче, к чему я тут распинаюсь? А к тому, что давно уже пора образованным людям перестать мнить себя «средним» классом, некой «приближенной к телу элитой» на особом положении. Пора осознать себя РАБОЧИМИ (не «работниками», а именно РАБОЧИМИ!) умственного труда. В случае же столкновения с работодателем - не просто принимать сторону рабочих физического труда, но идти в первых рядах! И ни шагу назад! О том, как и почему, рассказывал в одном из старых своих роликов: смотрите здесь и здесь (продолжение).
Николай Гуськов.
Комментарии
По моему нельзя смешивать понятия "средний класс" и "интеллигент". Торгаши-коммерсанты,-спекулянты, банковские ростовщики, чиновничий сброд разных ветвей и уровней власти, некая доля так называемых "силовых структур, интеллектуальная (но не интеллигентная!) научно-преповская-педагогическая и медицинская обслуга, офисный планктон, деятели (но не Творцы!) массо-шизофренической культуры и тому подобное лакейское отребье-прихвостье- это и есть средний класс, а лучше прослойка в социальной структуре эрэфии..
Именно о таких В.И. Ленин писал А.М. Горькому от 15 сентября 1919 года:
"Интеллектуальные силы" народа смешивать с "силами" буржуазных интеллигентов неправильно. За образец их возьму Короленко: я недавно прочел его, писанную в августе 1917 года, брошюру "Война, отечество и человечество". Короленко ведь лучший из "околокадетских", почти меньшевик. А какая гнусная, подлая, мерзкая защита империалистической войны, прикрытая слащавыми фразами! Жалкий мещанин, плененный буржуазными предрассудками! Для таких господ 10 000 000 убитых на империалистической войне ? дело, заслуживающие поддержки (делами, при слащавых фразах "против" войны), а гибель сотен тысяч в справедливой гражданской войне против помещиков и капиталистов вызывает ахи, охи, вздохи, истерики. Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно. "Интеллектуальным силам", желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу), мы платим жалование выше среднего. Это факт
(В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, издание пятое Изд-во политической литературы, 1978 г. т. 51, стр. 48-49)
Это факт. Мы их бережем. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт...
(В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, издание пятое Изд-во политической литературы, 1978 г. т. 51, стр. 48-49)
Это факт. Мы их бережем. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт...
(В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, издание пятое Изд-во политической литературы, 1978 г. т. 51, стр. 48-49)Это факт. Мы их бережем. Это факт. Десятки тысяч офицеров у нас служат Красной Армии и побеждают вопреки сотням изменников. Это факт...
(В.И. Ленин, Полное собрание сочинений, издание пятое Изд-во политической литературы, 1978 г. т. 51, стр. 48-49)
Кстати, Ленин в этом отношении не был одинок. В наших СМИ вы не увидите и не услышите мнение о русской интеллигенции, либеральной интеллигенции классиков русской культуры.
К примеру, Достоевский Ф.М. — «Наш либерал это прежде всего лакей, который только и смотрит кому бы сапоги вычистить».
А Гумилев Л.Н. вообще обиделся, что его причислили к творческой интеллигенции — Лев Николаевич, вы — интеллигент? Гумилев — Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция — это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия…».
Тютчев Ф.И. — «…Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей… Раньше они говорили нам, и они действительно так считали, что в России им ненавистно бесправие, отсутствие свободы печати и т.д. и т.п., что именно бесспорным наличием в ней всего этого им и нравится Европа… А
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел.
Солоневич И.Л. весьма краток: «Русская интеллигенция есть самый страшный враг русского народа».
Блок А.А. : «Я — художник и, следовательно, не либерал».
Ключевский пошутил: «Я интеллигент, да боже упаси. У меня профессия есть». Кроме того, он дал очень четкое определение либеральной интеллигенции: «…правильнее говорить деклассированная люмпен-интеллигенция, временно перераспределяющая материальные блага».
Читаешь эти строки классиков 18-19, 20 веков и ведь как современно! Как схоже все с нашей «творческой» интеллигенцией. При этом надо обратить внимание, что и Ленин, и русские классики не имели в виду всю русскую интеллигенцию (врачи, юристы, учителя и т.п.), а ту, паразитирующую, без определенного рода деятельности, работа, которой сводится только к презрению к собственной стране, собственному народу, отечественной истории. Вернее даже, что эти слова предназначены для псевдоинтеллигенции.