БОЛЕЛЬЩИКИ.
Первый шарф болельщика, черно-желтый, с надписью «Динур», Александру связала мама.
- Мне было тогда лет шестнадцать. Я страстно болел, как и сейчас, за московский «Спартак». А дома за кого же болеть мне и другим нашим первоуральским футбольным фанатам? За «Динур» или «Факел». По моему, справедливо. Две достойные команды на нашей поляне.
Александр с удовольствием демонстрирует мамин подарок, с которым не расстается уже много лет. В разгаре чемпионат России по футболу среди команд Премьер-лиги. Накануне нашей встречи его «Спартак» выиграл с минимальным счетом у «Динамо» и мой собеседник, поклонник «красно-белых», был явно в приподнятом настроении.
- Фамилия моя читателям ни о чем не говорит. Зови меня просто – первоуралец, шайтанин, болельщик со стажем и любитель путешествовать по матушке России. При любой возможности устремляюсь вслед за любимыми командами из нашего города. Побывал вместе с ними в Москве, Казани, Архангельске.
Шайтанка, кто не знает, запрудная часть Первоуральска. Здесь ковалась его история, его победы с демидовских времен. Особенно страстно шайтане, черти полосатые, болеют за свой «Уральский Трубник» по хоккею с мячом. Как и мой собеседник, который закончил экономический факультет Уральского государственного университета, прославленный УГТУ-УПИ. Но о работе – ни слова.
- Смотри!
Он открывает домашний шкаф и выкладывает свою уникальную коллекцию. Уверен, что такой больше нет ни у кого в городе. Ого! Здесь десятки разноцветных шарфов с эмблемами разных отечественных и зарубежных клубов. Как футбольных, так и хоккейных. Плюс фанатские шапочки, программки и прочая атрибутика беспокойного болельщицкого племени.
- А это что за зеленая футболка с гербом города Архангельска в твоем гардеробе?
- Это бэндийка, от слова бэнди. Бэнди – скандинавское название русского хоккея с мячом. Подогнал мне ее Дима Разуваев из «Уральского Трубника». Он играл за архангельский «Водник». Когда я там побывал, в славном городе Архангельске, то и получил от него, своего земляка, этот ценный для меня подарочек.
О наших первоуральских «трубачах» ходят легенды. Мужские игры на свежем воздухе – не вздохи на скамейке. Шайтанские «кричалки» не спутать с другими. Так, по словам одного из давних фанатов «Трубы», во время схватки на нашем льду, если игрок соперника падал и долго не поднимался, наши болельщики кричали на весь стадион:
«К гинекологу его! На лечение...».
Однако замечает Александр, истинные поклонники русского хоккея, уральцы и сибиряки – люди незлые и цивилизованные. Они просто любят саму игру, терпеливо сносят все ее выкрутасы, даже если мороз под тридцать. Да, могут себе позволить по сто грамм после победного гола. Но срывать матчи и устраивать дебоши. До такого идиотизма никто у нас не доходит. К сожалению, сетуют болельщики со стажем, наш «Уральский трубник» - это праздник со слезами на глазах. - Инвалиды!- восклицают самые горячие. Действительно, от былого величия хоккея с мячом в Первоуральске остались одни воспоминания. К тому же, неолимпийский вид спорта.
В наступающем сезоне 2015 - 2016 наша команда вновь находится в подвешенном состоянии. Хотя собери Первоуральск под знамена всех своих лучших воспитанников, выступающих во многих клубах суперлиги, да роди, наконец, у себя в городе свой искусственный лед…
И потом. На матче открытия сезона мы уже никогда не услышим знакомый голос: «Добрый вечер, любители русского хоккея» – вздыхает Александр, перелистывая одну из программок, составителем которой был незабвенный спортивный журналист и комментатор, пресс-атташе «Уральского Трубника» Сергей Пагнуев, скоропостижно и безвременно ушедший. Но вернусь после этого грустного лирического отступления вновь к яркой коллекции первоуральского болельщика.
- У тебя уже около сотни шарфов. Какие ты хотел бы еще приобрести?
- Из хоккейных, у меня нет из Абакана, Ульяновска и Хабаровска. Не удалось пока в ходе чемпионата познакомиться с этими городами. А из футбольных… Известных клубов в мире слишком много. О зарубежных вояжах я не мечтаю. Пока не по карману.
Примечательно, что небольшой отряд смелых первоуральских болельщиков сумел-таки однажды побывать на чемпионате мира по футболу. Добрался с приключениями, долетел с пересадками до той самой экзотической страны Бразилии, где так много диких обезьян. Наша микроскопическая уральская торсида гордо развернула там, за океаном, доморощенный флаг с надписью «Первоуральск».
- Это мои хорошие знакомые, друзья. Как говорится, болельщик болельщика видит издалека. Кстати, вместе с предпринимателем Валерой мы разработали дизайн нового шарфа для «Уральского Трубника». Опытные экземпляры были изготовлены в Питере. А этот шарфик мне привезла подруга, он представляет белградскую «Црвену Звезду» («Красная Звезда»). Тут есть такой прикол. Читаем:
«Понос Сербии».
Я хохотал от души, пока по Интернету не узнал, что слово «понос» в сербском языке – это совсем другое... Это по-сербски – гордость. Таким образом, настоящий болельщик не только зажигает файеры, но и расширяет свой кругозор, с уважением относится к географии, культуре и языку, где бы он ни побывал, с какой бы клубной символикой, футбольной или хоккейной, не познакомился.
БОЛЕЛЬЩИК.
Виктор Губачев.