ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 9.

ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 9.

20.12.2021 17:58

       Судаев Алексей Иванович.

       Судаев Алексей Иванович (23.08.1912-17.08.1946) - конструктор стрелкового оружия, создатель лучшего автомата Второй мировой войны. Всем известен легендарный ППШ-41 - пистолет-пулемёт русского самородка Г. С. Шпагина. Кучностью боя, безотказностью и неприхотливостью, простотой обращения ППШ превосходил немецкие «шмайссеры» и заслуженно получил в армии всеобщую любовь. Однако работы по совершенствованию пистолетов-пулемётов (по-современному, автоматов) в стране не прекращались. Созданный Судаевым в 1942 году пистолет-пулемёт продемонстрировал ошеломляющие качества. Превосходя по боевым свойствам ППШ, он был легче на 2,2 килограмма, требовал при изготовлении в 2 раза меньше металла и в 3 раза меньше трудозатрат. После некоторых доработок его приняли на вооружение под названием ППС-43. Под этим именем он служил до конца войны, а до середины 1950 находился на вооружении танкистов и десантников. В послевоенные годы законные (лицензированные) и незаконные варианты ППС выпускались в Венгрии, Польше, Финляндии, Корее и даже ФРГ, являясь штатным оружием в армиях ряда государств вплоть до 1980. По единодушному мнению, мировых оружейных авторитетов, это было лучшее стрелковое оружие Второй мировой войны.

СУДАЕВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ.

       Совершенствуя свой ППС, Судаев разработал перспективную модель АС-44 и её модификации под новый, только что появившийся «промежуточный» патрон образца 1943 года (обладавший большей мощностью, чем пистолетный). В них он внёс ряд уникальных новшеств, часть которых позже была с успехом использована его учеником М. Т. Калашниковым в конструкции самого распространённого оружия в мире - автомата АК-47. Однако завершить работу Алексею Ивановичу было не суждено - он умер после тяжёлой продолжительной болезни, не дожив недели до своего 34-летия. Специалисты-оружейники утверждают, что, если бы не безвременная смерть конструктора, «оружием XX века» мог бы стать не АК, а АС. Родился Алексей Иванович в городе Алатырь Симбирской губернии в семье телеграфного механика. На своём коротком жизненном пути он успел поработать слесарем, техником, служил в железнодорожных войсках. И везде он оставлял свой след в виде изобретений и рационализаторских предложений. После службы поступил в Горьковский индустриальный институт, затем был переведён в Артиллерийскую академию имени Дзержинского, где создавалась научная школа оружейников. Окончив академию перед самой войной и получив звание военинженера 3 ранга, Судаев был направлен на Научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения. Там разработал упрощенную конструкцию зенитной установки, сразу же запущенной в производство. В начале войны ему поручили разрабатывать пистолет-пулемет. Он хорошо усвоил заповеди старых оружейников и первый образец своего оружия сделал своими руками. Похоронен Алексей Иванович на Ваганьковском кладбище Москвы, у подножия памятника - его знаменитый автомат.

       ППС-43.

       ППС-43 («Пистолет-пулемёт Судаева образца 1943 года»):

       - калибр 7,62 миллиметра под пистолетный патрон,

       - масса со снаряжённым магазином и откидным прикладом 3,67 килограмм,

       - ёмкость магазина 35 патронов,

       - скорострельность 600 выстрелов в минуту,

       - прицельная дальность 200 метров,

       - максимальная дальность 1 500 метров.

       Более низкая, чем у ППШ-41, скорострельность - не минус, а плюс, так как при высокой скорострельности бойцы в горячке боя быстро расходовали весь боезапас. До конца войны изготовлено 2 миллионов штук. Участвует в боевых действиях в зарубежных странах до сего времени.

ППС-43.

       Токарев Фёдор Васильевич.

       Токарев Фёдор Васильевич (14.06.1871-7.06.1968) - конструктор стрелкового оружия, создатель знаменитого пистолета ТТ («Тульский Токарева»). После Гражданской войны основным личным оружием в РККА являлись устаревшие револьвер Нагана и пистолет «товарищ Маузер» - оба образца 1895 года. В связи с этим в конце 1920 годов был объявлен конкурс на создание нового оружия. На полигонных испытаниях в 1930 году лучшим оказался пистолет Токарева, который абсолютно по всем характеристикам превзошёл не только отечественных, но и зарубежных конкурентов - пистолеты Браунинга, Маузера, Вальтера, Люгера и другие. Пистолет сразу же был запущен в серийное производство, а в 1933 году после ряда технологических усовершенствований принят на вооружение. Он был настолько хорош, что немецкие офицеры предпочитали трофейные ТТ своим пистолетам. ТТ стал вершиной долгой творческой деятельности Токарева. На его счету ещё автоматическая 5-зарядная винтовка (1908), переделанная из «трёхлинейки» Мосина, оригинальная автоматическая винтовка (1912), принятые на вооружение ручной (1925) и авиационный (1927) пулемёты, переделанные из станкового пулемёта Максима. Потом была 10-зарядная СВТ-40 («Самозарядная винтовка Токарева образца 1940 года») - лучшее оружие данного типа во II мировой войне (трофейные винтовки Токарева немцы безоговорочно предпочитали своим капризным самозарядкам Маузера и Вальтера).

       Винтовка оказалась, однако, слишком трудоёмкой и дорогой в изготовлении (втрое дороже винтовки Мосина), чувствительной к загрязнению и запылению и требовала очень грамотного обращения, поэтому производство её в 1942 году было сокращено в пользу автомата ППШ. Происходил Фёдор Васильевич из потомственных донских казаков. В юности освоил профессии кузнеца, слесаря и токаря, детально овладел оружейным делом и обнаружил выдающиеся конструкторские способности. Учился в военно-ремесленной школе, экстерном сдал экзамены за реальное училище, окончил офицерскую стрелковую школу, работал на Сестрорецком оружейном заводе. В годы Первой мировой войны есаул Токарев полтора года командовал сотней в 29 Донском казачьем полку, получил пять боевых орденов. С 1921 года и до ухода на покой Ф. В. Токарев трудился на Тульском оружейном заводе. Похоронен он в Туле на Всехсвятском кладбище.

ТОКАРЕВ ФЁДОР ВАСИЛЬЕВИЧ.

       Пистолет ТТ.

       Пистолет ТТ («Тульский Токарева образца 1933 года»):

       - калибр 7,62 миллиметра,

       - ёмкость магазина 8 патронов,

       - масса снаряжённого пистолета 0,94 килограмма,

       - прицельная дальность 50 метров,

       - максимальная дальность 800 метров,

       - начальная скорость пули 450 метров в секунду.

       По простоте изготовления и эксплуатации, неприхотливости и безотказности в бою, точности стрельбы и останавливающему действию пули превосходил все отечественные и зарубежные пистолеты. Состоял на вооружении более 20 лет, пока не уступил место более компактному пистолету Макарова. Сколько десятков миллионов ТТ всего было выпущено в СССР, Китае, Пакистане, Ираке, Югославии, Венгрии, Египте и других странах, подсчитать невозможно. Это прославленное оружие предпочитают во всех современных охранных учреждениях РФ, включая службу инкассации банков. По баллистическим характеристикам пистолет до сих пор не имеет равных в мире.

ПИСТОЛЕТ ТТ.

       Туполев Андрей Николаевич.

       Туполев Андрей Николаевич (10.11.1888-23.12.1972) - создатель лучшего фронтового (пикирующего) бомбардировщика II мировой войны Ту-2, один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века. Проект Ту-2 под обозначением «Изделие 103» был разработан в ОКБ НКВД под руководством А. Н. Туполева ещё в 1939 году. По ложному доносу он тогда находился в заключении и работал со своей тюремной бригадой на одном из этажей «шарашки». На других работали бригады его бывших сотрудников В. М. Петлякова и В. М. Мясищева. Один создавал «Изделие 100» - будущий знаменитый Пе-2, другой - «Изделие 102» - превосходный дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102. В 1940 году опытный самолёт с двигателями водяного охлаждения АМ-37 (тоже опытными) конструкции А. А. Микулина был построен, в начале 1941 испытан и, показав выдающиеся лётные данные, рекомендован в серию. Однако АМ-37 серийно ещё не выпускались, поэтому пришлось переделать машину под моторы воздушного охлаждения М-82 (АШ-82) конструкции А. Д. Швецова, которые обладали большей мощностью, но, одновременно, большими габаритами и меньшей высотностью.

ТУПОЛЕВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ.

       В конце 1942 года на войсковых испытаниях военные лётчики дружно отметили высокие боевые и пилотажные качества новой машины, но по непонятным причинам завод, уже начавший осваивать производство Ту-2, переориентировали на выпуск других самолётов. В 1943 году, когда наша армия перешла к крупным наступательным операциям, без Ту-2 обойтись уже было нельзя, и правительство приняло решение о возобновлении серийного производства - теперь уже с более совершенными моторами АШ-82ФН. Сравнивая Ту-2 с Пе-2, нужно помнить, что первый изначально создавался как бомбардировщик, а второй был переделан из истребителя, потому по дальности полёта, вооружению и бомбовой нагрузке он уступал Ту-2, но зато, при той же скорости, был намного проще в изготовлении и почти вдвое дешевле, а это было важнейшим преимуществом в 1941-1942 годах, пока эвакуированная на восток авиапромышленность только набирала свою мощность. Что касается фронтовых бомбардировщиков наших врагов и союзников, то ни один из них, даже самый лучший - «Юнкерс-88», сравниться с Ту-2 не мог.

       Всего же под руководством А. Н. Туполева за годы его жизни было разработано свыше 100 типов самолётов, 70 из них выпускались серийно. На самолётах его КБ установлены 78 мировых рекордов, высажена научная экспедиция Папанина на Северный полюс, впервые в мире (Чкаловым и Громовым) выполнены перелёты через Северный полюс в США. Его послевоенный Ту-16 был самым надёжным и самым массовым стратегическим бомбардировщиком (до сих пор состоит на вооружении в Китае), Ту-104 - первым в СССР и самым надёжным в мире в то время реактивным пассажирским самолётом, Ту-114 - самым большим межконтинентальным пассажирским лайнером, Ту-95 - уникальным стратегическим бомбардировщиком, не имеющим пределов совершенствованию (более 50 лет состоит на вооружении). Туполев с осторожностью относился к новациям, но обладал удивительным инженерным чутьём, породившим много легенд, и был превосходным организатором конструкторской работы. Из его школы вышли знаменитые конструкторы В. М. Петляков, В. М. Мясищев и П. О. Сухой. Держался он всегда уверенно, непринуждённо, порой грубовато. Лётчик-испытатель М. Галлай вспоминал:

       «Редко я встречал в своей жизни человека, так мало заботящегося о том, какое впечатление он производит на окружающих. Может быть, в этом и заключалась одна из причин того, что впечатление он производил самое сильное».

       Родился А. Н. Туполев в Кимрском уезде Тверской губернии в семье нотариуса, высшее образование получил в МВТУ. Вместе со своим учителем Н. Е. Жуковским был организатором ЦАГИ, а затем заместителем начальника по самолётостроению, в 1936 году был назначен главным инженером Главного управления авиапромышленности, в 1937-1941 годах по сфальсифицированному обвинению сидел в тюрьме, впоследствии возглавил знаменитое ОКБ (ныне ОАО «Туполев»). Похоронен Андрей Николаевич на Новодевичьем кладбище Москвы.

       Фронтовой (пикирующий) бомбардировщик Ту-2.

       Фронтовой (пикирующий) бомбардировщик Ту-2:

       - максимальная взлётная масса 11 768 килограмм,

       - двигатели АШ-82ФН А. Д. Швецова мощностью по 1 850 лошадиных сил,

       - скорость 521 километров в час,

       - максимальная дальность 2 020 километров,

       - потолок 9 500 метров.

       Вооружение:

       - 2×20-миллиметровые пушки ШВАК,

       - 3×7,62-миллиметровый пулемёт,

       - 1×12,7-миллиметровый пулемёт,

       - бомбовая нагрузка от 1 000 до 3 000 килограммов (в зависимости от дальности полёта),

       - экипаж 4 человека.

       У самолёта был единственный недостаток - плохой обзор для штурмана, сидевшего в носу машины. Всего было выпущено 2 527 машин, в том числе 800 в годы войны. Лучший немецкий фронтовой бомбардировщик Ju-88 при почти такой же взлётной массе уступал Ту-2 по скорости, дальности, вооружению и бомбовой нагрузке.

ФРОНТОВОЙ (ПИКИРУЮЩИЙ) БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-2.

       Чаромский Алексей Дмитриевич.

       Чаромский Алексей Дмитриевич (15.02.1899-1982) - конструктор и учёный, создатель лучших в мире авиационных дизелей, заложивший также основы танкового дизельного двигателестроения. Дизельные двигатели внутреннего сгорания, как известно, намного экономичнее карбюраторных, что делало их применение в авиации особенно заманчивым (при прочих равных условиях требовался меньший запас горючего). К тому же, и потребляли они не дорогой высокооктановый авиационный бензин, а более дешёвые фракции нефти. Однако при небольших мощностях они заметно тяжелее бензиновых, а вес двигателя для авиации - не менее существенный фактор, чем его экономичность. Первым, кто сумел успешно решить столь противоречивую задачу, был выдающийся учёный А. Д. Чаромский (Бороничев), исследования которого в 1930 годы намного опередили аналогичные работы за рубежом. Венцом его исследований стал самый мощный в мире дизель АН-1 («Авиационный нефтяной»), созданный в 1936 году. В нём впервые в мире для облегчения веса головка блока цилиндров была сделана из алюминиевых сплавов. Впервые в мире в нём был применён и турбокомпрессор. Лётные испытания АН-1 мощностью 900 лошадиных сил на самолёте ТБ-3Д прошли успешно, а вскоре по заказу ВМФ этот двигатель был модифицирован и под индексом М-50 выпускается до сих пор.

       В 1938 году Чаромский был арестован, срок отбывал в «шарашке» - Особом техническом бюро (ОТБ) НКВД, в котором возглавил моторную группу (его заместителем был гениальный учёный Б. С. Стечкин). Там под его руководством был создан двигатель М-30, затем его модификация М-30Б (АЧ-30Б) мощностью 1 500 лошадиных сил - самый мощный, самый лёгкий и самый высотный авиадизель в мире. К сожалению, дизельные двигатели в авиации не прижились - их удельная масса (отношение массы к мощности) оставалась выше, чем у бензиновых, а на большой высоте они ещё и теряли значительную часть своей мощности. Казалось бы, об этих двигателях и об их авторе, не стоило бы упоминать в этой книге. Но, без исследований Чаромского и без его авиационных дизелей не было бы неповторимого дизеля В-2, которым в годы войны оснащались легендарные танки Т-34, КВ, ИС и самоходные артиллерийские установки большого калибра, ибо основой при создании В-2 стала конструкция двигателя АН-1. Родился Алексей Дмитриевич Новгородской губернии в бедной крестьянской семье, окончил церковно-приходскую школу, с 12 лет жил в Петербурге, работая учеником булочника, а затем токарем и слесарем на Путиловском заводе; одновременно учился в вечерней школе и получил среднее образование. В годы Гражданской войны воевал в Красной Армии. В 1928 году окончил Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского, после чего работал в НАМИ. Был одним из инициаторов создания авиамоторного института (ЦИАМ), в котором стал возглавлять отдел нефтяных двигателей (другой отдел - бензиновых двигателей возглавлял В. Я. Климов). В последние годы жизни профессор А. Д. Чаромский работал научным консультантом в Институте двигателей (НИИД) АН СССР и на заводе имени Малышева в Харькове, активно участвовал в деятельности учёных советов НИИД и МВТУ.

ЧАРОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ ДМИТРИЕВИЧ.

       Авиадизель АЧ-30Б.

       Авиадизель АЧ-30Б:

       - мощность 1 500 лошадиных сил,

       - «сухой» вес 1 150 килограммов,

       - применялся на бомбардировщиках Ер-2, Пе-8 и торпедных катерах.

       В 1942-1945 изготовлено 900 штук.

АВИАДИЗЕЛЬ АЧ-30Б.

       Швецов Аркадий Дмитриевич.

       Швецов Аркадий Дмитриевич (24.01.1892-19.03.1953) - учёный, конструктор, создатель лучших в мире авиадвигателей воздушного охлаждения. До эры реактивной авиации в самолётах применяли поршневые моторы двух типов: с водяным и воздушным охлаждением. У первых - достаточно сложная конструкция (требовались водяные насосы, радиаторы и прочее). Вторые были проще в изготовлении и эксплуатации, но имели большие габариты сечения (цилиндры у них располагались не в горизонтальных рядах, а в виде вертикальной звезды), что увеличивало лобовое сопротивление и отражалось на скорости самолёта. Правда, этот недостаток на одномоторных истребителях оборачивался и достоинством - двигатель защищал лётчика от пуль и снарядов. Оба типа двигателей были настолько разными, что породили специализацию конструкторов. А. Д. Швецов специализировался на двигателях воздушного охлаждения. Здесь с ним мало кто мог сравниться - не только в СССР, но и в мире. Самый первый двигатель он разработал в 1923 году. Это был 5-цилиндровый мотор мощностью всего 100 лошадиных сил - знаменитый М-11, верой и правдой служивший нашей авиации почти 50 лет. На нём летали «небесные тихоходы» Н. Н. Поликарпова По-2. Позднее мощность двигателя была увеличена и под него было создано много лёгких и спортивных самолётов, в том числе Як-18, серийно выпускавшийся до 1960 годов. Следующим был мотор М-62 (с 1944 года АШ-62) мощностью 1 000 лошадиных сил для поликарповских И-153 и И-16 - лучших в мире истребителей 1930 годов. После войны двигатель десятки лет работал на надежных и неприхотливых «кукурузниках» О. К. Антонова Ан-2, серийно выпускался более 50 лет, а в Китае выпускается до сих пор.

ШВЕЦОВ АРКАДИЙ ДМИТРИЕВИЧ.

       В 1934 году Швецова, как опытного специалиста (он тогда работал главным инженером московского завода «Мотор»), назначили главным конструктором строящегося гигантского авиамоторного завода в Перми - городе, где он родился, окончил реальное училище (ныне - Авиационный техникум имени А. Д. Швецова) и откуда уехал учиться в знаменитое МВТУ.  Его главной задачей было скорейшее освоение серийного производства лицензионных американских двигателей, а попутной - создание на пустом месте квалифицированного конструкторского коллектива. С обеими задачами он успешно справился и вскоре приступил к собственным разработкам. Самыми известными из них, помимо М-62, и одними из самых массовых в годы войны (выпущено более 70 тысяч штук) стали моторы АШ-82 мощностью 1 700 лошадиных сил. Они стояли на истребителях Н. Н. Поликарпова И-185 и А. С. Лавочкина Ла-5 и Ла-7, на фронтовых бомбардировщиках А. Н. Туполева Ту-2, на дальних бомбардировщиках В. М. Петлякова Пе-8. Они служили и после войны - на пассажирских самолётах С. В. Ильюшина Ил-12 и Ил-14 и на первых отечественных вертолётах Як-24 А. С. Яковлева и Ми-4 М. Л. Миля. Ни один двигатель подобного типа не мог сравниться с АШ-82. Американские «Райт», «Пратт и Уитни», английский «Геркулес» и немецкий «БМВ-801» были тяжелее, имели большие поперечные габариты, а некоторые были и более «прожорливыми». Как ни удивительно, но судьба АШ-82, созданного и испытанного накануне войны, висела на волоске. Наркомат авиапромышленности почему-то решил, что двигатели воздушного охлаждения не нужны, приказал всем конструкторам проектировать самолёты только под двигатели водяного охлаждения, а Пермский завод перепрофилировать под производство именно этих двигателей. Лишь решительная позиция первого секретаря Пермского обкома партии Н. И. Гусарова и вмешательство И. В. Сталина спасли этот уникальный мотор.

       Последней работой А. Д. Швецова стал двигатель АШ-2ТК с небывалой мощностью 4 300 лошадиных сил. Однако, когда испытания и доводка двигателя были завершены, стало ясно, что эра поршневых самолётов подошла к концу. Вместе с ней подошла к концу и недолгая жизнь этого выдающегося человека, славного не только своими моторами, но и созданной им блистательной школой авиационного моторостроения. Одним из учеников этой школы был его преемник, выдающийся учёный и конструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, член-корреспондент АН СССР П. А. Соловьёв (1917-1996) - создатель превосходных реактивных двигателей марки «ПС» для Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ил-76, Ил-96 и МиГ-31. Аркадий Дмитриевич был не только выдающимся исследователем, конструктором, организатором и руководителем, но и заядлым шахматистом и большим любителем классической музыки. Редкие часы свободного времени он отдавал концертам и оперным спектаклям, да и сам хорошо играл на рояле. Ещё он любил рисовать, и если выбирался на природу, то всегда брал с собой этюдник и краски. Талантливый конструктор, он был талантлив во всём.

       Двигатель АШ-82.

       Двигатель АШ-82 воздушного охлаждения 14-цилиндровый:

       - мощность 1 700 лошадиных сил,

       - «сухой» вес 868 килограммов,

       - диаметр 1 260 миллиметров.

       Создан в 1941 году. Самый массовый аналогичный немецкий двигатель BMW-801 (создан в 1942 году) при мощности 1 540 лошадиных сил имел «сухой» вес 1 012 килограммов, диаметр 1 280 миллиметров.

ДВИГАТЕЛЬ АШ-82.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.

Комментарии

Казак Уральский 22.12.2021, 00:37
Без Сталина не было бы победы. Слава советскому народу и великому Сталину.
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения