ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 8.

ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 8.

04.08.2021 18:43

       Малый охотник МО-4.

       Малый охотник МО-4:

       - водоизмещение 56 тонн,

       - осадка 1,5 метра,

       - максимальная скорость 27,7 узлов,

       - дальность плавания экономическим ходом (16 узлов) 800 миль,

       - автономность - 3 суток,

       - силовая установка - 3 двигателя А. А. Микулина ГАМ-34 общей мощностью 2 550 лошадиных сил,

       - движитель: 3 вала и 3 гребных винта.

       Вооружение:

       - 2×45-миллиметровые полуавтоматические пушки 21-К,

       - 2×12,7-миллиметровых пулемёта ДШК.

       Экипаж 16 человек. Всего построена 261 единица.

МАЛЫЙ ОХОТНИК МО-4.

       Создатели миномётов - лучших во II мировой войне.

       Первые в мире миномёты были созданы мичманом С. Н. Власьевым и капитаном Л. Н. Гобято во время Русско-японской войны. При обороне Порт-Артура окопы противников располагались так близко друг к другу, что применение обычных пушек теряло смысл - можно было попасть в своих. Тогда и родилась идея: стрелять из маленьких пушек не по баллистической, а по навесной траектории, и не снарядами, а специальными минами, заряжаемыми не с казённой, а с дульной части. Идея была воплощена в жизнь, а результат превзошёл все ожидания - 11-килограммовые мины наносили японцам огромный урон. Высшее военное командование, однако, миномёты не оценило, и напрасно: в I мировой войне, когда бои приняли позиционный («окопный») характер, необходимость в этом виде оружия (к тому же, простейшего по конструкции) была особенно велика. Лишь в середине 1915 года на фронт пошли первые русские миномёты. Пренебрежительно отнеслись к миномётам и красные маршалы, боевой опыт которых ограничивался, в основном, конницей, пулемётами да истреблением непокорных тамбовских крестьян. В плане перевооружения РККА новой техникой на 2 пятилетку миномёты вообще не были предусмотрены.

       Отношение изменилось в 1934 году, когда наркому обороны К. Е. Ворошилову был продемонстрирован батальонный 82-миллиметровый миномёт конструкции выдающегося артиллерийского инженера и учёного, теоретика миномётостроения, «отца» советского миномётного оружия Н. А. Доровлёва. Им же была разработана принципиальная конструктивная схема миномётов («мнимый треугольник»: ствол-двунога-опорная плита). И им же разработана стройная, научно обоснованная система миномётного вооружения, принятая при составлении плана вооружения РККА на 3 пятилетку. Она включала последовательный ряд миномётов:

       - ротного (калибр 50 миллиметров),

       - батальонного (82 миллиметра),

       - полкового (120 миллиметров и 107 миллиметровый в горно-вьючном варианте),

       - дивизионного (160 миллиметров).

       В 1936 году батальонный миномёт Доровлёва, показавший высокую точность, скорострельность и безотказность, был принят на вооружение, а в 1937 году усовершенствован Б. И. Шавыриным. Им же завершён и почти весь ряд миномётов Доровлёва. По подсчётам военных историков, более половины своей живой силы гитлеровцы потеряли от огня наших миномётов. Миномётов, подобных советским по точности, дальности, безотказности и простоте устройства (их можно было изготавливать даже в механических мастерских), не было ни у наших союзников, ни у наших врагов. Недаром в 1942 году батальонный 82-миллиметровый миномёт фашисты полностью скопировали и стали производить на своих заводах.

       Доровлёв Николай Александрович.

       Доровлёв Николай Александрович (1896-1960) родился в семье учителя. Со 2 курса Петербургского политехнического института ушёл добровольцем на германский фронт, воевал на стороне красных в Гражданскую войну, окончил Высшую артиллерийскую школу, затем Военно-техническую академию. Во время учёбы возглавлял группу «Д» («Доровлёв») в ГДЛ, которая отрабатывала и проектировала пехотные мортиры. Там и были разработаны первые 82-миллиметровые и 107-миллиметровые миномёты. Перед войной он был арестован (несмотря на угрозы следствия и «физические воздействия», никого не оговорил), заключение отбывал в «шарашке», в 1945 году был освобождён и приглашён Б. И. Шавыриным на должность своего заместителя в КБ в Коломне, где и проработал до конца жизни.

ДОРОВЛЁВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.

    Шавырин Борис Иванович.

       Шавырин Борис Иванович (1902-1965) родился в семье железнодорожного рабочего в Ярославле, окончил двухклассную железнодорожную школу, начал учиться в реальном училище, но из-за безвременной смерти отца пошёл работать учеником на паровую мельницу, потом мотористом на нефтесклад. Учился на рабфаке, поступил в МВТУ. В 1930 году его, как одного из лучших выпускников курса, приняли на престижную работу в Орудийно-оружейно-пулемётное объединение (одновременно он вёл курс сопротивления материалов в МВТУ), но оттуда вскоре сбежал - в рядовые конструкторы на завод. С этого времени и начался его путь к творческим вершинам. Специальное КБ при ленинградском заводе «Арсенал», которое Б. И. Шавырин стал возглавлять с 1937 года, разработало почти все миномёты, служившие в годы Великой Отечественной войны. Перед войной чекисты завели на него «дело», но отстоял его нарком вооружения Б. Л. Ванников (который вскоре сам был арестован). С 1942 года и до конца жизни Б. И. Шавырин возглавлял СКБ в Коломне (ныне «КБМ»), которое и после войны прославилось целым рядом выдающихся орудий. Похоронен Борис Иванович в Москве на Новодевичьем кладбище.

ШАВЫРИН БОРИС ИВАНОВИЧ.

       Ширенин Георгий Дмитриевич.

       Ширенин Георгий Дмитриевич (1913-1945) родился в Петербурге, окончил ФЗУ (1927). Работал чертёжником и конструктором на заводах, ведущим конструктором в СКБ на заводе «Арсенал» (1936-1940), ведущим конструктором в КБ Шавырина (1940-1942), которое в тот период находилось в эвакуации и временно входило в состав НИИ-13. В 1942-1945 годы - начальник группы в СКБ Б. И. Шавырина в Коломне. Участник разработки почти всех советских миномётов, автор многих оригинальных конструкторских решений, главный конструктор 160-миллиметрового миномёта. Умер на 32 году жизни, похоронен в Коломне. После переезда СКБ в Коломну, работы по 160-миллиметровому миномёту в 1943 году завершили в НИИ-13 под руководством главного конструктора Теверовского Иосифа Григорьевича (1912-1974).

ШИРЕНИН ГЕОРГИЙ ДМИТРИЕВИЧ.

       50-миллиметровый ротный миномёт образца 1940 года.

       50-миллиметровый ротный миномёт образца 1940 года, самый массовый в РККА:

       - боевая масса 12,1 килограммов,

       - скорострельность 30 выстрелов в минуту,

       - дальность 200-800 метров.

       Несмотря на скромные боевые характеристики, пользовался у солдат хорошей репутацией, благодаря непосредственной поддержке на передовой рот и даже взводов. В 1943 году в войска стали массово поступать более эффективные батальонные миномёты, и производство ротных было прекращено, однако в партизанских отрядах их использовали до полного изгнания оккупантов.

50-МИЛЛИМЕТРОВЫЙ РОТНЫЙ МИНОМЁТ ОБРАЗЦА 1940 ГОДА.

       82-миллиметровый батальонный миномёт образца 1937 года.

       82-миллиметровый батальонный миномёт образца 1937 года:

       - масса в боевом положении 56 килограммов,

       - скорострельность 25 выстрелов в минуту,

       - дальность 85-3 040 метров.

       Сочетал высокую эффективность выстрела с возможностью переноски пехотинцами: в походном положении весил 61 килограмм и разбирался для переноски на три части:

       - ствол,

       - двуногу,

       - опорную плиту.

       Опытный расчет мог поразить цель с 3-4 выстрелов. Сравнительные испытания с 81-миллиметрового миномётом чехословацкого производства показали безусловное превосходство советского оружия.

82-МИЛЛИМЕТРОВЫЙ БАТАЛЬОННЫЙ МИНОМЁТ ОБРАЗЦА 1937 ГОДА.

       120-миллиметровый полковой миномёт образца 1938 года.

       120-миллиметровый полковой миномёт образца 1938 года с приставным колёсным ходом:

       - боевая масса 282 килограмма (на марше 557 килограммов),

       - скорострельность 15 выстрелов в минуту,

       - прицельная дальность 450-5 700 метров.

       В 1943 году под руководством главного конструктора одного из серийных заводов Александра Александровича Котова (чемпиона Москвы по шахматам, будущего чемпиона СССР и Международного гроссмейстера) миномёт был модернизирован с целью упрощения технологии производства и принят на вооружение в 1944 году.

120-МИЛЛИМЕТРОВЫЙ ПОЛКОВОЙ МИНОМЁТ ОБРАЗЦА 1938 ГОДА.

       160-миллиметровый дивизионный миномёт образца 1943 года.

       160-миллиметровый дивизионный миномёт образца 1943 года на лафете с колёсным ходом. Принят на вооружение в 1944 году:

       - масса в боевом положении 1 170 килограммов,

       - скорострельность 3-4 выстрела в минуту,

       - эффективная дальность 5 100 метров,

       - вес фугасной мины 40,9 килограмма,

       - скорость возки по шоссе 50 километров в час.

       Заряжание, вследствие большой длины ствола (3,03 метра), производилось с казённой части, поэтому ствол был качающимся (горизонтальным в момент заряжания). Изготовлено 1 170 штук. Миномёты принимали деятельное участие в наступательных операциях 1944-1945 годов. По эффективности разрушающего действия сопоставимы со 100-килограммовыми авиабомбами.

160-МИЛЛИМЕТРОВЫЙ ДИВИЗИОННЫЙ МИНОМЁТ ОБРАЗЦА 1943 ГОДА.

       Создатели радиоуправляемых мин - первого в мире оружия подобного типа.

       22 октября 1941 году в оккупированной Одессе мощный взрыв уничтожил здание комендатуры. В тот момент там проходило большое совещание сигуранцы (румынской службы безопасности) и гестапо. Погибли почти 50 генералов и старших офицеров оккупационных войск. Вечером 13 ноября 1941 года начальник немецкого гарнизона в Харькове генерал фон Браун проводил важное совещание в своей резиденции, а вскоре в здании произошёл взрыв, уничтоживший всех участников совещания вместе с генералом. В ноябре 1941 года наступление на Москву 4 танковой группы Гёпнера приостановил взорванный отступающими советскими частями мост через Истру. Немецкие сапёры восстановили мост, а когда его заполнила колонна танков, мост опять взлетел на воздух. Загадочные взрывы преследовали врага на всей оккупированной советской территории, притом, что все объекты (здания, мосты, инженерные сооружения) были немецкими сапёрами тщательно проверены и разминированы. Загадка же заключалась в том, что взрывы фугасных мин, заранее установленных и хорошо замаскированных, осуществлялись с помощью кодированных радиосигналов, а радиопередатчики находились в десятках, а то и в сотнях вёрст от места взрыва. Впервые в мире систему радиоуправления создал в начале ХХ века гениальный русский учёный Н. Д. Пильчиков. С помощью радиоволн он на большом расстоянии включал огни маяка, стрелял из пушки, подорвал взрывчаткой лодку и даже управлял железнодорожным семафором. Об этом изобретении, уже нашедшем широчайшее применение в технике, в 1921 году вспомнил В. И. Бекаури. Он сумел встретиться с В. И. Лениным и предложил тому всю армию (включая танки, доты, малые корабли, подводные лодки и так далее) сделать радиоуправляемой. Особое впечатление на вождя произвела идея дистанционных взрывов. Для практического воплощения новых идей в Петрограде было создано Особое техническое бюро (Остехбюро) во главе с Бекаури, выделены большие деньги и производственные площади и направлены высококвалифицированные научные кадры во главе с выдающимся учёным-электротехником В. Ф. Миткевичем (образование самого Бекаури было явно недостаточным для решения подобных задач). Там и была создана система «радиопередатчик-радиоприёмник-взрыватель-взрывчатка», получившая название «Беми» (Бекаури-Миткевич). Фашисты так и не смогли разгадать секрета, пока его не раскрыл предатель. Но это им большого успеха не принесло - известно лишь несколько единичных случаев в самом конце войны, когда они сумели использовать подобное оружие.

       Пильчиков Николай Дмитриевич.

       Пильчиков Николай Дмитриевич (1857-1908) - учёный-физик, создатель первой в мире системы беспроводного управления, изобретатель в области сейсмологии, метеорологии, геофизики, аэронавтики, электро- и радиотехники, автор более 25 приборов и установок, действительный член многих научных обществ России, Франции, Австрии, Бельгии, Германии и США. Умер в Харькове при загадочных обстоятельствах.

ПИЛЬЧИКОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ.

       Бекаури Владимир Иванович.

       Бекаури Владимир Иванович (1888-1938) - один из создателей радиоуправляемых мин. Родился в Тифлисской губернии в семье крестьянина, окончил техническое железнодорожное училище, с 1907 года жил в Петербурге, автор нескольких изобретений в области телеграфии и железнодорожной техники. С 1921 года возглавлял Остехбюро при ВСНХ - крупнейший в те годы центр по разработке особо секретного оружия. Арестован и расстрелян как германский шпион, реабилитирован в 1956 году.

БЕКАУРИ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ.

       Миткевич Владимир Фёдорович.

       Миткевич Владимир Фёдорович (1872-1951) - один из создателей радиоуправляемых мин, учёный-электротехник, академик, автор ряда изобретений и научных открытий. Окончил Петербургский университет, в 1902-1938 годах преподавал в Петербургском политехническом институте, затем работал в институтах Академии Наук. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

МИТКЕВИЧ ВЛАДИМИР ФЁДОРОВИЧ.

       Создатели торпедных катеров.

       Торпедные катера (ТК) за малые размеры, юркость и болезненные укусы иногда называют «москитным флотом». Кроме основных задач, катера в годы войны выполняли и много вспомогательных:

       - высаживали десант,

       - подвозили боеприпасы на занятые десантниками плацдармы,

       - ставили минные заграждения,

       - разминировали поля из мин акустического действия,

       - особенно активно - нарушали морские коммуникации противника.

       На ряде катеров по инициативе черноморцев были сооружены реактивные установки («морские Катюши»), которые успешно обстреливали береговые укрепления. Первый отечественный ТК был запроектирован в ЦАГИ под руководством уже известного в то время авиаконструктора Туполева Андрея Николаевича, изготовлен в Ленинграде и в 1927 году успешно испытан на Чёрном море. Это был глиссер АНТ-3, а после усовершенствования - АНТ-4 (позднее получивший название «Ш-4»), развивший на испытаниях скорость 52 узла (96 километров в час) и нёсший две торпеды. В 1928-1932 годах было построено 84 катера. Однако моряков не устраивала низкая мореходность Ш-4 (не более 3 баллов), поэтому под руководством Туполева катер продолжали совершенствовать: в 1,5 раза увеличили его водоизмещение (а мореходность - до 4 баллов), поставили более мощные моторы, а заодно увеличили скорость и усилили палубное вооружение.

       Под именем Г-5 новый ТК был принят на вооружение, серийно изготавливался с 1933 по 1944 годы и стал самым массовым боевым кораблём советского флота. В боевых действиях особенно отличились катерники Черноморского и Балтийского флотов - 28 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Перед войной в КБ завода имени Марти (бывшего Адмиралтейского) под руководством Л. Л. Ермаша был запроектирован ещё один торпедный катер - Д-3, имевший больший радиус действия, большее водоизмещение, лучшую мореходность, но меньшую скорость. Своими боевым возможностями Д-3 не заменял, а дополнял Г-5. Особенно нужным Д-3 оказался на Северном и Тихоокеанском флотах, где спокойная вода бывает редко.

       Ермаш Леонид Львович.

       Ермаш Леонид Львович (1906-?). По окончании Ленинградского кораблестро­ительного института (1935) проектировал опытные стальные мореход­ные торпедные катера на Ад­миралтейском заводе, затем работал начальником проектного сектора и главным конструктором завода № 5. После войны - начальник проект­ного отдела и заместитель главного конструктора ЦМКБ «Алмаз»; руководил разработкой боевых катеров и малых ко­раблей.

ЕРМАШ ЛЕОНИД ЛЬВОВИЧ.

       Торпедный катер Г-5.

       Торпедный катер Г-5 конструкции А. Н. Туполева с двумя двигателями ГАМ-34 по 850 лошадиных сил конструкции А. А. Микулина. Корпус дюралюминиевый клёпаный:

       - водоизмещение 14,9-19,9 тонн (в разных сериях),

       - дальность плавания 220 миль,

       - максимальная скорость 58 узлов.

       Вооружение:

       - 2×533-миллиметровые торпеды,

       - 2×12,7-миллиметровый пулемёта ДШК,

       - 8 глубинных бомб.

       Экипаж 6 человек. Всего построена 321 единица.

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР Г-5.

       Торпедный катер Д-3.

       Торпедный катер Д-3 конструкции Л. Л. Ермаша. Корпус из двух слоёв досок:

       - водоизмещение 31-32 тонны (в разных сериях),

       - дальность плавания 350 миль (экономическим ходом 550 миль),

       - максимальная скорость 32 узла с 3 двигателями по 850 лошадиных сил и 45 узлов с 3 двигателями по 1 200 лошадиных сил,

       - мореходность до 6 баллов.

       Вооружение:

       - 2×533-миллиметровые торпеды,

       - 2×12,7-миллиметровых пулемёта ДШК,

       - 8 глубинных бомб,

       - с 1943 года 20-миллиметровая пушка.

       Экипаж 9-11 человек. Всего в 1940-1945 годах построены 73 единицы.

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР Д-3.

       ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

       Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.

Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения