ТВОРЦЫ ОРУЖИЯ ПОБЕДЫ. ЧАСТЬ 10.
Шпагин Георгий Семёнович.
Шпагин Георгий Семёнович (17.04.1897-6.02.1952) - конструктор-оружейник, создатель легендарного автомата (пистолета-пулемёта) ППШ-41 - одного из символов Победы, непременного участника всех советских фильмов о войне. Родился Г. С. Шпагин в деревне Клюшниково Владимирской губернии в крестьянской семье. По окончании 3-летней школы, работал плотником, рабочим на стекольном заводе, батрачил. В 1916 году был призван в Действующую армию, но из-за травмы руки направлен не на передовую, а в оружейные мастерские, что и определило его дальнейшую судьбу. В 1918 году был мобилизован в РККА, служил оружейным мастером в полку Владимирского гарнизона, а после демобилизации поступил слесарем в опытную мастерскую Ковровского оружейно-пулемётного завода, где работали выдающиеся конструкторы В. Г. Фёдоров и В. А. Дегтярёв, ставшие его учителями, и где быстро обнаружилось его конструкторское дарование. Уже при сборке автоматов Фёдорова он предложил более рациональное расположение заклёпок, затем самостоятельно создал шаровую установку для спаренного авиационного пулемёта Фёдорова, затем создал принципиально новую конструкцию гнезда установки танкового пулемёта, затем модернизировал крупнокалиберный пулемёт Дегтярёва (снятый с производства из-за выявленных недостатков), который был принят на вооружение под названием «ДШК» - «Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный образца 1938 года».
ШПАГИН ГЕОРГИЙ СЕМЁНОВИЧ.
Настоящая слава пришла к нему после создания ППШ, пришедшего на смену сложному и дорогостоящему ППД Дегтярёва. Он сделал то, чего до него не делал никто: почти все детали ППШ изготавливались на прессах методом штамповки, а не на токарных, фрезерных и строгальных станках. Конкурентом ППШ был автомат Б. Г. Шпитального. Оба образца имели близкие тактико-технические данные, но на изготовление ППШ требовалось в 5 раз меньше станко-часов, что и обеспечило ему безоговорочную победу. Уникальной была и живучесть ППШ: его искусственно запыляли, лишали смазки, не чистили, бросали в грязь, а он продолжал безотказно стрелять.
В начале 1941 года Г. С. Шпагин был переведён главным конструктором на завод в город Вятские Поляны, где занимался организацией массового производства своих автоматов и дальнейшим совершенствованием их конструкции. Там же он разработал сигнальный пистолет, принятый на вооружение в 1944 году и эксплуатируемый в армии по настоящее время. Умер Георгий Семёнович после тяжёлой болезни, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
ППШ-41.
ППШ-41 («Пистолет-пулемёт Шпагина образца 1941 года»):
- калибр 7,62 миллиметра под пистолетный патрон,
- масса со снаряжённым дисковым магазином 5,3 килограмма,
- ёмкость магазина 71 патрон,
- скорострельность 1 000 выстрелов в минуту,
- прицельная дальность 200-300 метров,
- максимальная дальность 600 метров.
В 1941-1947 годах изготовлено более 6 миллионов штук. До сих пор в ряде стран СНГ состоит на вооружении военизированной охраны и МВД.
ППШ-41.
Яковлев Александр Сергеевич.
Яковлев Александр Сергеевич (1.04.1906-22.08.1989) - один из крупнейших авиаконструкторов ХХ века, создатель самолётов знаменитой марки «Як». Его Як-3 был самым манёвренным и лёгким истребителем II мировой войны, Як-24 - первым советским вертолётом и лучшим в мире вертолётом с продольной схемой винтов, Як-25 - первым советским и одним из лучших в мире реактивным истребителем-перехватчиком, Як-38 - единственным в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки, Як-40 - лучшим в мире реактивным пассажирским самолётом для местных авиалиний, экспортировавшимся во многие страны Западной Европы. Из трёх основных типов советских истребителей периода войны только «Яки» имели свою оригинальную конструкцию. Другой тип - МиГ-1 (МиГ-3) был, по сути, самолётом Поликарпова И-200, а при создании третьего типа - Ла-5 была в большой мере использована техническая документация самолёта И-185 того же Поликарпова. По конструкторскому таланту, изобретательности, умению находить простые решения сложных задач его сравнивали с великим Н. Н. Поликарповым.
««Школа Яковлева» - это совершенно особенная школа конструкторского мастерства, не имеющая себе аналогов ни в Советском Союзе, ни за рубежом», - писал авиаконструктор О. К. Антонов.
Конструкторский и организаторский талант он проявил ещё в 1924 году, когда с помощью учеников средней школы, которую сам только что окончил, построил планёр, успешно показавший себя на Всесоюзных соревнованиях. Через 3 года, в 1927 году, в воздух поднялся его первый самолёт АИР-1, на котором был сразу же установлен рекорд дальности для спортивных самолётов и который открыл москвичу «непролетарского происхождения» дорогу в Военно-воздушную академию. За АИР-1 последовало ещё несколько удачных самолётов, и в 1934 году было официально создано КБ, разместившееся на бывшей кроватной фабрике. Один из его первых сотрудников вспоминал:
«Что поражало тогда в Яковлеве. Это его практическая сметка, убежденность и способность убедить других. Образно говоря, конструктор должен обладать тремя «И». Это, прежде всего, интеллект - знание и умение. Это, во-вторых, инициатива - способность предложить свои идеи. Наконец, это интуиция - способность найти правильное решение сложной задачи, не имея для этого достаточных данных. Этими тремя «И» А. С. Яковлев владел в совершенстве, показав себя не только блестящим конструктором, но и блестящим организатором».
В 1940 году Яковлева назначили заместителем наркома авиапромышленности по науке и опытному строительству, сохранив за ним должность главного конструктора КБ. На этом ответственном посту он прослужил всю войну. Похоронен Александр Сергеевич на Новодевичьем кладбище Москвы. Ему установлены памятники и мемориальные доски, его именем названо КБ и улица в Москве. Но один из лучших памятников - его увлекательные книги:
- «Рассказы авиаконструктора»,
- «Цель жизни»,
- «Советские самолёты».
Знаменитый конструктор обладал ещё и незаурядным литературным даром.
ЯКОВЛЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ.
Истребители А. С. Яковлева.
Як-1.
Як-1 с двигателем В. Я. Климова М-105 мощностью 1 050 лошадиных сил:
- взлётная масса 2 850 килограмм,
- максимальная скорость 569 километров в час,
- дальность 650 километров,
- потолок 10 километров.
Вооружение:
- 20-миллиметровая пушка ШВАК,
- 2×7,62-миллиметровых пулемёта ШКАС.
Принят на вооружение в 1940 году. Всего выпущено 8 721 штука.
Як-7.
Як-7 с двигателем В. Я. Климова М-105Ф мощностью 1 180 лошадиных сил:
- взлётная масса 3 010 килограммов,
- максимальная скорость 570 километров в час,
- дальность 645 километров,
- потолок 9,9 километра.
Вооружение:
- 20-миллиметровая пушка ШВАК,
- вначале 2×7,62-миллиметровых пулемёта ШКАС,
- затем 2×12,7-миллиметровых пулемёта УБ.
Разработан в 1940 году, с 1941 года серийно производился как двухместный учебно-тренировочный самолёт, однако в связи с большими потерями авиации в начале войны был переделан в боевой самолёт. Всего выпущено 6 399 штуки.
Як-9.
Як-9 с двигателем В. Я. Климова ВК-107А мощностью 1 500 лошадиных сил:
- взлётная масса 3 204 килограмма,
- максимальная скорость 672 километра в час,
- дальность 900 километров,
- потолок 10,65 километра.
Вооружение:
- 37-миллиметровая пушка НС-37,
- 2×12,7-миллиметровых пулемёта УБС.
Создан в 1942 году в результате коренного усовершенствования Як-7, превосходил по основным характеристикам новейший немецкий истребитель «Мессершмитт Bf-109F». Обладал огромными возможностями для различных модификаций. Самый массовый советский истребитель, всего выпущено 16 769 штук.
ЯК-9.
Як-3.
Як-3 с двигателем В. Я. Климова М-105ПФ-2 мощностью 1 240 лошадиных сил:
- взлётная масса 2 692 килограмма,
- максимальная скорость 646 километров в час,
- дальность 650 километров,
- потолок 10,4 километра.
Вооружение:
- 20-миллиметровая пушка ШВАК,
- 2×12,7-миллиметровых пулемёта УБС.
Создан в 1943 году в результате коренного усовершенствования Як-1. Самый лёгкий и манёвренный истребитель II мировой войны. Как и все «Яки», обладал лёгкостью в управлении. На нём воевали лётчики французского полка «Нормандия-Неман». Всего выпущено 4 848 штук. Герой Советского Союза, маршал авиации Г. В. Зимин, командовавший в годы войны Краснознамённой 240 истребительной авиадивизией, впоследствии писал:
«Это был бесспорно лучший из всех «Яков», вообще лучший истребитель из всех, какие я когда-либо знал».
ЯК-3.
Об авторе.
Габрусенко Валерий Васильевич (родился в 1941 году) - инженер-строитель, учёный в области строительных конструкций, педагог, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств, автор более 160 опубликованных научных трудов, нескольких книг и изобретений. Основную часть творческой деятельности посвятил разработке, экспериментально-теоретическим исследованиям и внедрению в серийное производство предварительно напряжённых железобетонных конструкций, исследованию и разработке методов усиления эксплуатируемых строительных конструкций. Много лет преподавал в вузах, в последние годы читает авторские курсы лекций для инженеров. В 1989-1991 годах являлся председателем Сибирского филиала Национального комитета СССР FIP (Международной федерации преднапряжённого железобетона). 23 года, со дня основания (1991), возглавлял научное Общество железобетонщиков Сибири и Урала (в настоящее время почётный председатель).
Помимо научно-конструкторской и педагогической работы, уделяет время общественной деятельности. Публикует статьи на социально-политические и исторические темы в газетах «Память» (Новосибирск) и «За Русское Дело» (Санкт-Петербург), в журнале «Молодая гвардия» и на сайтах в Интернете. В 1990 годы, как политический публицист вёл передачи на Новосибирском радиоканале «Слово», был сопредседателем Новосибирского общественного комитета «За нравственное возрождение Отечества», неоднократно выступал перед молодёжными аудиториями. Автор книги «150 русских гениев. Наука, техника, медицина». Живёт в Новосибирске.
ГАБРУСЕНКО ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.
Кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств Валерий Габрусенко.