ОТДЫХ В КРЫМУ. АЛУШТА. 

    200 РУБЛЕЙ В СУТКИ. 

  ТЕЛЕФОН: +7–978–740–05-06 

Главная » Культура » СРОКА ДАВНОСТИ - НЕТ!

СРОКА ДАВНОСТИ - НЕТ!

04.02.2020 17:11

       В апреле 2015 года, ученикам нашего класса задали написать сочинение ко Дню Победы. Я долго думала, с чего и как его начать. О чём писать? В нашей семье не осталось родственников, которые бы рассказали мне о войне. Папа предложил выход:

       «Напиши об одном дне из жизни, твоего родственника, капитана Кирьяшкина Дмитрия Васильевича».

       Папа рассказал всё, что ему рассказывали: его бабушка, мама и вдова Героя. Получилось довольно внушительный текст, в который я вставила сухие строки из наградных документов на Дмитрия Васильевича:

       «При прорыве вражеской линии обороны 10 августа 1943 года огнём своей батареи уничтожил: одно противотанковое орудие, три пулемётных точки, повозку с боеприпасами; подавил огнём две пулемётных точки, истребил до 130 солдат и офицеров противника».

       За этот подвиг, он был награждён Орденом «Красной Звезды». Это был лишь один день войны, а погиб он через год, 14 августа 1944 года, в Литве. Я показала своё сочинение учителю. Проверив его, она сказала:

       «Слишком жестоко, надо поправить и убрать цифры».

       Я расстроилась.  Война очень жестокая вещь, но править вклад моего родственника в Победу, я отказалась.

       Андрей (Папа, 1961 года рождения).

       Песня «День Победы» (композитор Д. Тухманов, стихи В. Харитонова). Эту песню я услышал впервые, 9 Мая 1975 года, на праздничном Митинге в родном городе. Песня пробирала до слёз, и все присутствующие слышали её впервые. Помню, как сейчас, песню исполняла Татьяна Сашко и детский хор. Мне и всем моим друзьям мгновенно захотелось выучить стихи песни и купить пластинку с этой записью. Проходя мимо киоска «Союзпечать», я видел на витрине заветную пластинку, фирмы «Мелодия», где на одной из сторон была песня «День Победы», а на другой «Туман» (песня из художественного фильма «Хроника пикирующего бомбардировщика»), но, увы - был праздничный день и киоск был закрыт. Утром следующего дня, я стал счастливым обладателем пластинки. Сколько раз я её прослушал в тот день? Много. Это потом песня стала популярной (через полгода) и её стали исполнять звёзды Советской эстрады, многие и сейчас спорят:

       «Кто первый».

       Но для меня и моих сверстников ответ очевиден: 9 Мая, День Победы, голубая пластинка, в скромном конверте и лучший (первый) исполнитель песни - Татьяна Сашко и детский хор. Художественный фильм:

       «Они сражались за Родину» - (Режиссёр: Сергей Бондарчук).

       Июль 1975 года, у меня каникулы. В городе премьерный показ фильма, присутствовал режиссёр и ведущие актёры, творческая встреча со зрителями. Мой дядя Николай Васильевич Кирьяшкин был депутатом областного совета и сумел достать мне билет на данное мероприятие. На украинском языке, название фильма звучало так:

       «Вони бились за Батьківщину».

       В зале было много участников войны, партийно-хозяйственный актив города и области. Фильм прошёл в полной тишине, по окончанию фильма партийные работники стали распекать создателей картины:

       «Слишком громкое название, для рядового события Великой войны».

       Я видел, как С. Бондарчук вышел из зала, сидел грустный у входа и курил. Ветераны войны, не захотевшие участвовать в «суде», выходили из зала и благодарили режиссёра за солдатскую правду, достоверность снятых эпизодов. Эх, где сейчас, эти критики, а фильм «Они сражались за Родину», я считаю, одной из лучших кинолент о войне.

       Валентина (Бабушка, 1935 года рождения).

       Американская тушенка. В мае 1944 года мой папа, Кирьяшкин Василий Григорьевич, получил краткосрочный отпуск, заехал домой после излечения в госпитале (после ранения в руку). Время было трудное, не до подарков. В госпитале излечившимся, следующим на фронт бойцам, выдали по несколько банок американской тушенки, этот гостинец и привёз папа домой. Продукт был упакован в красивые жестяные банки, с иностранными буквами. Вы будете смеяться, но поначалу желающих попробовать иностранные консервы не было. И только после того, как взрослые съели по маленькой ложечке мяса, дети присоединились к праздничному ужину. Было очень вкусно! Начало войны. Хотя мне и было 6 лет, я отчётливо помню этот день. Многие плакали, услышав сообщение по радио. Мой старший брат - Дмитрий. встретил войну в действующей армии, мой папа Василий Григорьевич в этот день пошёл в военкомат. Папе было 47 лет, в революцию и годы гражданской войны он служил матросом, на крейсере «Аврора», ну а в августе 1941 года он стал солдатом. Наш район немцы не заняли, но немецкие самолёты всю осень 1941 года постоянно бомбили крупную железнодорожную станцию «Ряжск», которая находилась в 10 километрах от нашего дома.

       Андрей Иванович Савельев (Родственник, 1882 года рождения. Георгиевский кавалер, участник Русско-Японской и Первой Мировой войн. Инвалид).

       Дом на перекрёстке дорог. Через наше село проходит дорога, она связывает города: Ряжск и Александр- Невский. Наш дом находился на перекрёстке дорог, к основной примыкает дорога, которая уходит на полустанок «Большая Алешня». Железная дорога пролегает в пяти километрах от села. Летом 1942 года, в целях маскировки погрузка эшелонов с солдатами и техникой осуществлялась не только на крупной железнодорожной станции Ряжск, но и на маленьких полустанках вблизи от города. Разбитый техникой и дождями перекрёсток был под окнами нашего дома. Ранним утром, в окно постучали. Я вышел на крыльцо, возле дома стоял десяток старших офицеров. Полковник обратился ко мне:

       «Отец, для выполнения поставленной задачи, нам необходимо снести Ваш дом. Кирпичи мы используем для ремонта дороги. Расписку, заверенную печатью, Вы получите у заместителя по тылу».

       Я, жена и две дочери перенесли вещи в сарай, где мы и жили четыре года после этого. Солдаты оперативно разобрали дом и отремонтировали перекрёсток. В 1946 году, в колхозе мне выдали кирпич для постройки нового дома. А дом стоит, его адрес: Рязанская область, Ряжский район, село Большая Алешня, улица Гагарина, дом 7. Но там никто не живёт, хозяин дома: Кирьяшкин Дмитрий Васильевич, погиб на войне.

       Кирьяшкина Валентина Андреевна (вдова Кирьяшкина Дмитрия Васильевича, 1921 года).

       Два памятнику мужу. Где-то в восьмидесятых, накануне праздника Победы, я получила письмо из Литвы. Ребята из поискового отряда «Ласточка» нашли могилу моего мужа - капитана Д. В. Кирьяшкина. Конечно же, я поехала к нему. На скромном, военном кладбище в селе Гирникальнис (рядом с Каунасом) стоит памятник, моему мужу. В 1990 году в селе Большая Алешня был открыт памятник погибшим односельчанам в Великой Отечественной войне, на этом памятнике также есть имя Дмитрия Васильевича.

       «До призыва, на срочную службу в РККА, Дмитрий мне предложил пожениться, то есть, закрепить нашу любовь навсегда, которая началась со школьной скамьи, и мы поженились весной 1937года. Ждала мужа два года, он служил в городе Минске. Прослужить ему пришлось не два года, а три года, так как участвовал в освобождении Западной Белоруссии, и закончил службу в 1940 году в Западной Белоруссии в крепости «Осовец» Белостокской области. В 1940 году осенью Дмитрий Васильевич, демобилизовался. Пожить нам вместе пришлось недолго, началась война. С первых дней войны Кирьяшкин Дмитрий Васильевич находился в действующей армии, его часть защищала Москву. В марте 1942 года был отозван с фронта и направлен на учебу в Горьковскую область. После окончания курсов он был направлен на Белорусский фронт, затем на Украинский, где воевал до мая 1944 года. Воевал в частях противотанковой артиллерии в чине капитана. Был награждён орденом «Красной звезды». В мае 1944 года был ранен и отправлен в госпиталь под Москву. Нам удалось с ним увидеться, так как я сумела приехать к нему в госпиталь. При встрече он меня успокаивал, что придёт то время, когда мы будем вместе. Он никогда не падал духом и всегда верил в счастливое будущее. После выздоровления его направили на Прибалтийский фронт. Буквально за несколько дней до его смерти он был представлен к званию «Майор», но смерть оборвала его жизнь. Человек вырастает, набирается сил, мужает, он хочет счастья и мира. Чтобы страна спокойно трудилась, звенела ребячьими голосами, расцветала и крепла, надо самозабвенно учиться, честно трудиться и быть всегда готовыми к ее защите. Яркой призывной звездой сияет для нас немеркнущий с годами подвиг героев-фронтовиков. Герои будут приходить к каждому поколению людей из Бессмертия, они будут напоминать о священном долге перед Отечеством» - (из дневника В. А. Кирьяшкиной).

       Виктор (Дедушка, 1931 года рождения).

       Два дня рождения. Я родился 28 августа 1931 года. Летом 1942 года, когда немцев окончательно отбросили от Москвы, потребовались подростки допризывного возраста, для работы на лесоповале. Москве не хватало дров. Дрова были нужны для отопления жилья, они же являлись топливом для машин и паровозов. В нашей, и трёх близлежащих деревнях не осталось ни одного целого дома, дома сгорели вместе с документами и вещами. В один из дней, из района приехала комиссия, в её составе были: партийные работники, врачи и сотрудники НКВД. В ходе медицинского осмотра комиссия давала заключение - пригоден ли подросток к тяжёлой физической работе, или нет. Так же определялся примерный возраст подростка и степень его истощенности. Мы худые, плохо одетые дети не понимали, что происходит. В конце осмотра мне выдали метрику, в которой было написано- дата рождения: 17 января 1932 года. На лесоповал меня не взяли, по возрасту и физическому состоянию я не подошёл. Так у меня появилось, два дня рождения- один фактический, другой по результатам осмотра. Немцы. Деревня сгорела, мы живём в сторожке. В последних числах ноября к сторожке подошла немецкая пехота. Подразделение численностью до 30 человек, бронетранспортёр, две грузовые машины, три мотоцикла. Нас семь человек вывели из дома, выбросили вещи и приказали перебраться в сарай. В самой сторожке разместилось отделение, в составе пяти человек. Один мотоцикл с коляской стоял во дворе. Как относились к нам немцы? Нейтрально. Заставляли маму готовить, выдавая для этого продукты. Издевался надо мной рыжий финн, постоянно норовил дать мне подзатыльник. Сами немцы финна не любили, поручали ему самую грязную работу. А немецкий офицер подарил мне двухцветный карандаш (красно-синий). Фашисты прожили у нас в сторожке две недели, исчезли внезапно так же, как и появились.

       Юрий (Родственник, 1964 года рождения).

       Ботинки на заборе. Со стороны противника, воевавших на Воронежской земле, было очень много итальянцев. Что они забыли на нашей земле? Многие так и остались лежать, в снежных полях. Одеты итальянцы были не для русской зимы, но вот обувь была у них отменная. Зимой 1942 года итальянцы охотно меняли свой нехитрый скарб на тёплую одежду. Так моему деду достались высокие итальянские ботинки, горного стрелка. Дед проносил их 40 лет, и теперь они висят на плетне. Дедушки нет уже много лет, а ботинки есть.

       Василий Григорьевич Гусев (Прадедушка, 1894 года рождения).

       Осень-зима 1941 года. Я успел повоевать в Первую мировою войну, дважды был ранен и получил серьёзную контузию. После списания, по ранению, я работал лесничим. Осенью 1941 года, фашисты подходили к Москве стремительно: 17 ноября немцы заняли Калинин, а 22 ноября 1941года взяли Клин. Танковая армада рвалась к Москве. В начале ноября, диверсионные группы Красной армии, выполняя приказ, сожгли деревни:

       - Борки,

       - Атеевка,

       - Марухино.

       Где жить жителям? Этот вопрос не волновал никого, таков был приказ:

       «Врагу оставить выжженную землю».

       Я погрузил оставшиеся имущество (документы, одежда, скот, птица - сгорели) на сани и перевёз семью в лес, сторожку лесника, расположенную в пяти километрах от деревни Атеевка. Сложилось так, что в Борках были немцы, Атеевка (что от неё осталось) осталась нейтральной, а до Марухино немцы не дошли (последняя деревня на дороге, из Клина). В сторожке, где мы жили, разместилось отделение пехоты фашистов. Нашу семью выселили в сарай. Оккупация продолжалась две недели. Наши войска 15 декабря 1941 года освободили Клин, а 16 декабря 1941 года взяли Калинин. В строжке мы прожили всю войну, дом в деревне мы сумели отстроить к 1951 году. Как мы выжили? Кругом лес, лес и река прокормили.

       Болеслав (Родственник, 1936 года рождения).

       Партизан Боря. В 1942-1943 годах, в районе нашей деревни появились партизаны. Где они базировались, никто не знал, эту тайну партизаны хранили в секрете. Но иногда они просили местных жителей - помочь продовольствием. Время было голодное, немцы отбирали у крестьян почти всё продовольствие. В один из дней, отец посадил меня на телегу, и поехали в лес, за хворостом. На телеге под сеном лежало три мешка картошки, а в вещмешках несколько караваев хлеба, крупа и сало. Как я узнал потом, встреча с партизанами, для передачи продовольствия была назначена заблаговременно, а продукты собирали всей деревней. Избегая основных дорог и не встретив немцев, мы углубились в лес. На приличном удалении от края леса нас встретил партизанский дозор. Дозорные, их было двое сели в нашу телегу и через час мы добрались до партизанской базы. Отца проводили к командиру отряда, а я оставался сидеть на телеге. Через час нас накормили партизанской кашей, дали нам сопровождающего, и мы отправились в обратный путь. По дороге пришлось собирать хворост и валежник, чтобы не привлечь внимание фашистов, пустая повозка вызвала бы подозрение. Отец брал меня в такие поездки раза три, сколько раз он ездил один - я не знаю. Прошли годы, папы не стало, я стал взрослым, отслужил в армии, но в один из апрельских дней 1965 года меня вызвали в военкомат. Военком зачитал выписку из Указа о награждении и вручил мне медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Я был потрясён. Мне, за что? Работник военкомата объяснил: все воевавшие в партизанских отрядах, стоящие в них на учёте и довольствии строго учитывались сотрудниками НКВД. После того, как был снят гриф секретности с партизанских архивов - всплыла моя фамилия. После этой медали меня стали награждать в канун каждого юбилея, а когда в один из майских дней мне хотели вручить орден Отечественной войны 2 степени (массовое награждение ветеранов в 1985 году), я собрал все медали и отнёс в военкомат. Я не воевал, это не моё.

       Иван (Родственник, 1920 года рождения).

       Чай кирпичный. Ты смотришь на крепкий чай в лабораторной колбе. Хочешь спросить, зачем так часто и почему? Это фронтовая привычка. До Отечественной войны, мне довелось повоевать ещё и на финской войне. Зима в 1939 году была лютая. Солдаты, находящиеся в дозорах, засыпали и замерзали, не дожив до утра. Командование, решив, «исправив ситуацию» начало выдавать дозорным спирт, количество смертей увеличилось. Спасло положение новое пополнение, отбывшее наказание, прибывшее из лагерей. Солдатам, заступавшим в караул, стали выдавать чифирь. Этот напиток, даже уже холодный, «гонял» кровь, но сильно изнашивал сердце, но проблема была решена - солдаты перестали гибнуть в дозоре. В Советском союзе чай был на вес золота, бойцу был положен - один грамм чая, в сутки, после финской снабжение Армии было пересмотрено. Это сейчас чай рассыпной, а раньше он был в брикетах по 250 грамм, ну а лабораторная колба, очень удобно, она держит перепады температур и виден цвет напитка.

       Николай (Сослуживец моего папы, 1959 года рождения).

       Трофей с ароматом. Война подходила к концу. Военнослужащим разрешили вывозить на Родину трофеи: полковник мог вывезти - машину, майор - мотоцикл. Мой отец закончил войну в Берлине, лейтенантом артиллерии и разрешили ему отвезти домой - шерстяной отрез на костюм и большой флакон духов. Шерсть была английская, а духи французские. Эх, не довёз подарки с фронта, лейтенант Розанов. Разбился флакон в солдатском вещмешке. Ну а костюм сшили ему хороший, носил его отец очень долго и пах он всегда - духами Франции.

       Капитан Кирьяшкин Дмитрий Васильевич, погиб в бою - 14 августа 1944 года (Дядя моего папы, 1916 года рождения).

       Письма с фронта (сентябрь 1941 года, город Смоленск):

       «Дорогая Валя, решил черкануть открытку, в выходной от боя. Как жаль, что нет от тебя писем».

       Письма с фронта (август 1942 года, город Горький):

       «Дорогая Валя, сообщаю, что учеба подходит к концу. Программу по пройденному материалу усвоил на отлично, теперь ожидаем отправки к месту назначения. Очень соскучился по тебе и родственникам, очень хочется повидаться, думаю, в скором времени эта мечта осуществиться».

       Письма с фронта (октябрь 1942 года, район Брянска):

       «Дорогая и родная Валечка! Как хорошо нам пришлось увидеться в этот случайный отпуск и провести вместе эти дни. Жди меня, как верного мужа после разгрома злейшего врага человечества - германского фашизма. Верю в свои и силы и жизнь, приеду обязательно и будем жить вместе, счастливо. Твой верный муж, Митя».

       Письма с фронта (31 июля 1944 года, Прибалтика):

       «Дорогая и родная Валечка! Еду добивать раненого зверя в его собственной берлоге» - (Это было последнее письмо).

       Татьяна (Мама, 1977 года рождения).

       Самоходка деда. Мой дедушка - Самойлов Алексей Матвеевич служил самоходчиком. Самоходка - это почти танк, но есть отличия: калибр орудия больше, а скорость передвижения у неё меньше. Да и должности у самоходчиков, как в артиллерии. В военном билете у деда было записано: номер расчёта. Мы стоим на площадке с военной техникой, времён войны в городе Саратове. Среди пушек, танков и самолётов, я вижу самоходку деда. Зову дочь и рассказываю ей, что на такой же машине (СУ-85), твой прадед «проехал» от Курска до Берлина. Я эту машину знаю по фильмам и рассказам деда. Я не могу понять, как экипаж из четырёх человек мог разместиться в такой самоходке? Они не только воевали в ней, они там жили. Мы осмотрели машину, полазили по ней. Теперь дочь безошибочно узнаёт самоходку прадеда на парадах, в кинофильмах и музеях.

       Пётр (Родственник, 1930 года рождения).

       Пила немецкого хирурга. Шёл 1944 год, советские войска подходили к Белоруссии. Нам мальчишкам хотелось внести свой вклад в Победу. Немцев в нашей округе не было, они периодически появлялись и забирали продукты у местных жителей. А вот сёла, раз в три дня, периодически объезжал немецкий врач на велосипеде. Оружия при нём никогда не было, а был у него кожаный чемоданчик с медицинскими инструментами. Собрались мы, ребята 12-15 лет, подкараулили его на лесной дорожке и убили. Через два-три дня, в деревню прибыл отряд СС, жителей собрали у бывшего сельсовета. Немцы вывели 10 мальчишек из толпы и расстреляли. Это были мои друзья, с которыми мы расправлялись с немцем. У них видимо была точная разнарядка на казнь и остальных жителей деревни фашисты не тронули. Как я живу? Мне каждую ночь снятся друзья, и я жалею, что меня не расстреляли в тот день. А эта хирургическая пила, со свастикой, из чемоданчика немецкого врача.

       Я (Дарья, 2005 года рождения).

       Часы прадеда. У меня на руке часы прадеда, на циферблате надпись:

       «Ветерану в День 50-летия Победы».

       Как грустно, я никогда не видела прадеда, а вот часы его есть, и они идут. Они идут, значит, жизнь продолжается, как жаль, что я не могу с тобой поговорить.

       Уникальность текста - 100 %.

       Проголосовать за данную работу Вы можете здесь: http://rustod.ru/opros/10000595/

       Гусева Дарья Андреевна. 14 лет. Россия, Московская область, г. о. Жуковский, МОУ Гимназия № 1.

Комментарии

Татьяна 10.02.2020, 21:03
Отличная работа. Молодец
ответить
Добавить комментарий
Внимание! Поля, помеченные * - обязательны для заполнения