ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МОЯ СЕМЬЯ.
Предки моих отца и мамы - переселенцы из разных областей Украины. В 1861 году они, после отмены крепостного права, обрели, наконец, долгожданную свободу. Но вскоре крестьяне поняли, что одной свободы мало. Семьи нужно кормить, а для этого нужна земля. В Малороссии свободной земли не было, и люди продолжали нищенствовать. В те же годы царское правительство решило отобрать у калмыков обширные калмыцкие степи и заселить их малороссами. Был издан указ, предписывающий калмыкам переселиться южнее и вести оседлый образ жизни. А крестьянам из Харьковской, Полтавской, Тавричанской губерний предложили переселиться на освободившиеся земли, обещая каждой семье земляной надел.
Мой далекий предок, Бочко Иосиф жил в Харьковской губернии, Волчанский уезд, Никольская волость, слобода Варваровка. Тысячи верст преодолела его семья ради заветного клочка земли. На волах с повозкой ехали родители, а 9 их детей, 6 сыновей и три дочери, шли пешком. Шли под палящим солнцем, под проливным дождем. Днем и ночью. Добрались до Калмыцких степей. Здесь была глушь, ковыль по пояс. Кругом необъятная и неоглядная степь, ни кустика, ни деревца. Дошли до ближайшего хутора. В нем находилось всего пять дворов. Первым делом выкопали колодец. Потом принялись за строительство жилья. На территории нового хутора нашли глину. Это был строительный материал, который использовался в Калмыцкой степи для построек жилья - мазанок. Крышу накрыли камышом. Полы были земляные. Так и зажили. Здешние земли были чрезвычайно плодородными. Веселилось крестьянское сердце, радовалось, надеясь на лучшую жизнь. Но непросто, оказалось, поднимать целину: волы истощенные, семян нет, да и сам труд хлебороба неимоверно тяжел. Дело осложнялось еще надувавшим время от времени суховеем, который мог продолжаться по несколько дней и наносить большой вред хлебам. Многие не выдерживали, уезжали в поисках лучших мест. Иосиф и его сыновья остались верными своему клочку земли, хотя их жизнь по-прежнему была тяжелой и беспросветной.
Мои предки по маминой линии, Парусимовы, были переселенцами из Полтавской губернии. Они прошли на 50 километров дальше, поселились в другом хуторе, стали осваивать свой надел. Жизнь хлебороба зависит от капризов природы. Астраханские ветры-суховеи, отсутствие дождей весной и летом, сильные морозы при отсутствии снега могли уничтожить будущий урожай, свести на «нет» весь труд хлебороба. Чтобы как-то свести концы с концами, Парусимовы отдали детей в работники. Младший Ваня, 7 лет, был «мальчиком на побегушках», Наташа, 10 лет, нянчила хозяйских детей, а старший Свирид, 13 лет, работал наравне с взрослыми. Детей не обижали, но работу требовали. Отпускали домой 2 раза в год: на Рождество и на Пасху. Моя бабушка рассказывала, что Наташа так уставала, что мечтала об одном: заболеть и выспаться. Были они в работниках до самой революции.
В начале моего повествования я не рассказал, что калмыцкие степи были прекрасным местом для выращивания лошадей. Донские лошади или дончаки хорошо зарекомендовали себя во время русско-турецкой войны, и царское правительство стало покупать дончаков для нужд армии. Конные заводы стали быстро расти. Причем коннозаводчики захватывали лучшие земли. Крестьянам же раздавались наделы на солончаках, в балках, что создавало дополнительные трудности при их возделывании. Обнищавшие крестьяне вынуждены были батрачить на коннозаводчиков и других богатеев. Крестьяне-переселенцы видели, что в из жизни мало что изменилось. Вот как описывает жизнь крестьянской семьи краевед С. А. Шевченко в своей книге «Сальские степи»:
«Жили без света, так как керосин был роскошью в крестьянских семьях. В одном углу качалась люлька, в другом мычал теленок. На обед или ужин мать давала ломтик черного хлеба, чугунок вареной картошки в мундире и по чашке чая, настоянного на вишневых или смородиновых веточках. Своим хлебом крестьяне кормились до весны, а потом мать с отцом уходили к богачам гнуть спину за кусок хлеба и чашку картошки. Крестьянство было темным, нищим и забитым. Одежду носили из домотканого полотна или вязали из шерсти овец».
Люди умирали от болезней, так как больниц для простого народа не существовало. Особенно высока была детская смертность. Школ тоже не было - царское правительство считало, что простым людям грамота не нужна. Отсутствовали правовые и социальные гарантии. Всюду царило взяточничество, несправедливость. Правда всегда была на стороне богатых.
А потом началась первая мировая война. Петра Федоровича Парусимова забрали на войну. За 3 года он был трижды ранен. Последний раз, в июне 1917 года, он получил тяжелое ранение в колено и был комиссован. Дома была жена и четверо детей. Петр Федорович понимал, что ему теперь трудно будет прокормить семью. Естественно, ни о какой поддержке семьи со стороны правительства не могло быть и речи. Подводя итог вышесказанному, хочу назвать причины, приведшие к Великой Октябрьской социалистической революции:
- Тяжелое нищенское существование простого народа;
- Отсутствие социальных реформ по улучшению жизни народа;
- Вступление России в войну, которая ухудшила и без того плачевное экономическое положение страны;
- Создание в стране ситуации, когда «верхи не могут, а низы не хотят» жить по-старому.
Смена власти уже не изменила бы ситуации, необходима была смена существующего строя. И это сделала Великая Октябрьская социалистическая революция.
Никита Бочко.
Комментарии
«Смена власти уже не изменила бы ситуации, необходима была смена существующего строя. И это сделала Великая Октябрьская социалистическая революция.»
Подписываюсь - БРАВО!