ЛЕНЬКИНЫ ПРИДУМКИ. ЧАСТЬ 4.
Как Ленька побывал в садах Семирамиды.
Ленька время от времени поглядывал в книгу, лежавшую на полу, потом по линейке расчерчивал картон и отрезал ненужные части. Звонок в прихожей отвлек его от этого увлекательного занятия, и он с недовольным видом пошел открывать дверь. Как он и предполагал, за дверьми стоял его закадычный друг Тошка.
- Ты чего такой серьезный? - спросил Тошка, - что-нибудь случилось?
- Всегда что-нибудь случается, - с загадочным видом ответил Ленька, - отгадай, что я сейчас мастерю?
Они уже вошли в Ленькину комнату, и Тошка случайно наступил на раскрытую книгу, лежавшую на полу.
- Осторожней! - сердито приказал Ленька, - что ты, как слон в посудной лавке?
- Я же не знал, что ты читаешь книги, стоя на голове, - огрызнулся Тошка, - так чего ты мастрячишь? Вон, сколько картона испортил.
- Ты своей тупой башкой слышал о семи чудесах света? - демонстрируя свое превосходство, спросил Ленька.
- Во-первых, слушают не головой, а ушами, - спокойно возразил Тошка, - я что-то читал о них. Ты сам то все помнишь?
- Пирамида Хеопса в Египте, - сразу же затараторил Ленька, - статуя Зевса в Греции, храм Артемиды в Эфесе.
- Это тот, который поджег чокнутый Герострат? Хотел прославиться, вот и прославился. Теперь каждый знает, что такое «Геростратова слава».
- Слава дурака, - подтвердил Ленька, - не перебивай. Потом Галикарнасский мавзолей, маяк на острове Фарос, колосс Родосский, высотой 40 метров. Скульптор ваял его 12 лет и не получил за это не копейки.
- Ты забыл еще висячие сады Семирамиды. Но землетрясения, время и люди практически все разрушили. Но я не понял, какое это имеет отношение к куче картона, валяющегося на полу? - спросил Тошка.
- Хочу сделать макет садов Семирамиды, - сообщил Ленька, - мне кажется из всех чудес света сады смоделировать проще всего.
- Там же, наверное, должна быть земля и растения. Теперь я вижу, что книга раскрыта именно на этой странице. Очень красиво. Статуи, водопады, цветущие деревья. Но эти сады не висячие. Я вижу террасы. У нас на даче гора, и мы с папой тоже террасы сделали.
- И посадили экзотические растения, - сыронизировал Ленька.
- Нет, - пожал плечами Тошка, - морковку, редиску, лук и капусту.
- И все? - тем же тоном спросил Ленька.
- Все, - хмыкнул Тошка, - там больше места не было. Ты успел прочитать, почему называются сады именем Семирамиды?
- Успел, - буркнул Ленька, - потому что какой-то умник, вроде тебя, чего-то перепутал. Эта Семирамида жила на два века раньше, чем царь Вавилона Навуходоносор построил висячий сад для своей жены царевны Амитис. В Вавилоне сухой климат. Степи да пустыни, а царица прибыла к нему из Междуречья, где всегда росли деревья и зелень. Вот этот Навуходоносор и решил построить для нее сады, чтобы она не скучала.
- Там, кажется, Евфрат протекает. Что же они ведрами семь огромных террас поливали? Это же, как на пожаре, надо было цепочки рабов выстраивать, чтобы они воду в ведрах беспрерывно друг другу передавали.
- Не знаю, - пожал плечами Ленька, - вряд ли. В то время уже инженерная мысль работала. Может, тогда чего-нибудь придумали. Я читал, что они создали неприступные оборонительные крепости с толщиной стен четыре метра, а длина этой стены сто пятьдесят километров.
- Так там две колесницы едва смогут разъехаться, - насмешливо воскликнул Тошка, - это почти, как Китайская стена. Только труба пониже и дым пожиже.
- Почему это? - обиделся за вавилонян Ленька.
- Потому, что Великая китайская стена имеет длину почти двадцать тысяч километров, а ширина у нее пять, а то и восемь метров. Вот там две колесницы свободно могли разъехаться. Эта стена и сейчас находится в Китае. Ее даже реставрировали, а Вавилон исчез, а сады Семирамиды вообще не понятно: были или не были, - добавил Тошка.
- Были, - услышали они скрипучий голос Домового, уже давно сидевшего в кресле и с интересом слушавшего спор мальчишек, - хотите там побывать?
- Хотим! - сразу же согласился Ленька.
- А это не опасно? - боязливо спросил Тошка, вспомнив их предыдущие приключения.
- Сдрейфил что ли? - накинулся на него Ленька, - когда мой друг Домовой рядом, нам ничего не угрожает. Но, если боишься, то я могу побывать в этих фантастических садах без тебя.
- Ничего я не сдрейфил, - возмутился Тошка, - просто лишняя осторожность никогда не помешает.
- Он прав, - согласился с доводами Тошки Домовой, - все наши путешествия в прошлое были очень опасны. Поэтому вы должны быть предельно собраны и дисциплинированы. В каком бы виде я ни появился, немедленно исполняйте мои указания.
- Согласен, - сразу же откликнулся Ленька.
- Конечно. Тут и обсуждать нечего, - подтвердил Тошка.
Пока он говорил, Домовой сделал пальцами магические знаки. И какая-то волшебная сила подхватила мальчишек, завертела, и они заскользили по спирали времени, как по ледяной горке. Побарахтавшись некоторое время в пыли и вдоволь начихавшись, они отряхнулись и огляделись. Перед ними громоздилась неприступная крепость, защищенная высоченной стеной.
- Я думаю, что эта стена высотой метров двенадцать, - высказал предположение Ленька, - на нее без лестницы не влезешь.
- Какая лестница? - усмехнулся Тошка, - посмотри, какой вокруг широченный ров, заполненный водой. К этим стенам даже близко не подойдешь.
- Это воды реки Евфрат, - вспомнил Ленька, - я читал, что персидский царь Кир приказал отвести русло Евфрата. Ров обмелел и Вавилон был взят и разграблен. Но пока все в порядке. Мы можем перейти мост и посмотреть, что происходит в городе.
Они направились к мосту. Рядом с ними появился старик в белой одежде с кожаным мешком, из которого выглядывали листья какого-то растения. Едва мальчики ступили на мост, как стражники перегородили им путь длинными копьями.
- Куда путь держим? - сердито спросил высоченный верзила и положил руку на меч.
- Так в Вавилон идем, - запинаясь произнес Тошка, - сад Семирамиды посмотреть. Вроде, как на экскурсию.
- Ты понял хоть что-нибудь из того, что он сказал? - спросил стражник своего напарника, - я их раньше никогда не видел. Надо мальчишек арестовать. Вдруг это шпионы.
- Я садовник, - проскрипел пожилой мужчина, шедший рядом с пацанами, - царица Амитис заказала особый сорт роз. Мы идем в ее сад и посадим этот куст туда, куда она покажет. Парни со мной.
- Откуда цветок? - спросил стражник.
- Из Междуречья, - пояснил мужчина, - царица оттуда родом. Вот я с мальчиками и пересаживаю некоторые растения по ее заказу.
- Эй, пропусти ты их, - вмешался второй, - царь Навуходоносор для нее луну с неба достанет. Они пожалуются, что их не пропускали. Можно и головы лишиться.
- Проходите, - буркнул стражник, - долго не задерживайтесь. С заходом солнца ворота закрываются.
Мальчики юркнули в ворота вслед за садовником, который, завернул за угол и сразу же растаял в раскаленном воздухе. Внутри города в некоторых местах к стене поднималась лестница, выложенная из обожженного кирпича.
- Давай, поднимемся, - предложил Ленька, - оттуда будет видно, куда надо идти.
- Как бы опять на кого-нибудь ни нарваться, - забеспокоился Тошка, - вон и Домовой испарился.
Но Ленька, не слушая его причитания, быстро взобрался на стену и застыл пораженный открывшимся перед ним видом.
- Смотри, - показал он рукой запыхавшемуся Тошке, - улицы расположены под прямым углом друг к другу. Прямо как на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, а дома все кирпичные.
- Некоторые облицованы голубой керамической плиткой, а, может, это эмаль такая.
- Вон, на стене какого-то храма изображения львов, воинов с бородами и каких-то фантастических животных, - подтвердил Ленька, - я и не заметил, что меня сюда перенесло с фотоаппаратом. Я сейчас сфоткаю эти чудеса. Вот все удивятся.
- Скажут, что ты из учебника переснял, - возразил Тошка.
Но Ленька уже выбирал нужный ракурс и нажимал на кнопку фотоаппарата.
- Эти парни уже здесь, - услышали они голос недоверчивого стражника, который решил проследить за мальчиками, - что вы делаете? Я сейчас вызову командира.
- Спокойно, - едва сдерживая страх, произнес Ленька, - я великий маг и собираю души всех, кто мне попадается в этот волшебный камень.
- Как это? - недоверчиво произнес стражник, - ты выдумываешь. Это могут делать только жрецы высшей касты.
Ленька направил аппарат на стражника, нажал на кнопку и показал изображение стражнику. Тот с ужасом уставился на фотографию и упал перед мальчиком на колени.
- Верни мне обратно душу, - взмолился он, - я буду тебе служить.
- Ладно, - милостиво согласился Ленька, и удалил изображение, - идем с нами. Будешь нашим экскурсоводом.
- Кем? - со страхом спросил стражник.
- Проводником, - пояснил Тошка.
- А, ты не суйся, - накинулся на него стражник, - встань на колени перед великим магом.
- Некогда создавать царские почести, - отмахнулся от его слов Ленька, - что это за прямоугольная пирамида?
- Это Вавилонская башня, - пояснил стражник. Самое святое место в этом городе. Разве ты там не был? Туда пускают только жрецов. Видишь храм на самой вершине. Там жрецы разговаривают с богами.
- Это многоярусное сооружение и есть Вавилонская башня? - с сомнением спросил Тошка, - я читал, что люди решили построить Вавилонскую башню, чтобы достичь неба, но бог рассердился на них, смешал языки, чтобы они не могли понимать друг друга, раскидал их по земле, а башню разрушил.
- Это легенда из Библии, - согласился Ленька, сделав несколько снимков, - на глаз башня высотой около ста метров. Сейчас небоскребы выше, но все равно интересно. Смотри, жрецы, перемазали лицо черной краской и гуськом поднимаются на вершину.
- Зачем они измазали лицо черной краской? - спросил Тошка стражника, - они хотят показать, что они часть Африки?
- Я не понимаю, что говорит твой помощник, - обратился стражник к Леньке, - ты то наверняка знаешь, что луна стала черной, и жрецы измазали лицо священной черной глиной. Жрецы идут вымолить у богов, чтобы те вернули луну на небо.
- Это обычное лунное затмение, - усмехнулся Тошка, - когда тень от земли полностью перекрывает луну.
- Заткнись, Коперник, - зашипел Ленька, - идем к жрецам, я верну вам луну.
Стражник молитвенно сложил руки и весь съежился.
- Ты можешь вернуть луну? - с нескрываемым ужасом спросил он, - я даже боюсь сообщить об этом жрецам.
- Идем, - приказал Ленька, - я скажу, что надо сделать, чтобы вернуть луну.
Они быстро спустились со стены и направились к Вавилонской башне. Красивые дома примыкали один к другому, образуя обе стороны улицы, засыпанной тонким слоем мелкого песка.
- Могли бы и подмести, - пробурчал Тошка, - все ботинки в пыли.
- Это из пустыни наметает, - сказал Ленька, - рабы, наверняка убирают его, но, как только усиливается ветер, так и начинается пылевая буря.
Они подошли к основанию Вавилонской башни, и стражник сразу же упал на колени.
- Этот маг, - сказал он подошедшему жрецу, - сказал, что он может вернуть луну. Он обладает такой магической силой, что чуть ни забрал мою душу.
- Может, ты бог? - высокомерно произнес жрец, едва повернув голову в сторону Леньки, - тогда покажи, что ты можешь.
- Смотри сюда, - приказал Ленька, направляя аппарат на жреца.
Он нажал кнопку, и яркая вспышка озарила сумрачный вход в башню.
- Прости меня, - со страхом произнес жрец, - накажи меня за мою гордыню.
- Ладно, - миролюбиво произнес Ленка, - я отпущу твою душу.
Он показал жрецу его изображение, а затем стер его.
- Я хочу подняться на башню, с вершины которой вы общаетесь с богами. Проводи нас.
Они медленно поднялись на вершину пирамиды, увенчанную храмом, облицованным розовым мрамором. Жрец ввел мальчиков во внутрь здания и подошел к жертвенному камню, на котором лежал белоснежный баран. Другой жрец протер губы барана букетом ароматических растений.
- Для чего он сделал это? - шепотом спросил Ленька.
- Чтобы боги не почувствовали, неприятных запахов, - пояснил жрец, - нам нужно посмотреть печень животного, чтобы убедиться, что боги приняли жертву.
Жрец одним натренированным движением перерезал барану горло и вскрыл живот. Он вынул из него печень, положил на золотой поднос и подал другому жрецу. Тот долго и внимательно изучал ее, а потом, тяжело вздохнув, положил ее на жертвенный камень.
- Это серое пятно, - с отчаяньем произнес он, - говорит о том, что боги не желают возвращать нам луну.
Ленька обратил внимание, что на столике, рядом с жертвенным камнем, лежал какой-то стеклянный предмет. Он поднял его и с удивлением увидел, что это прекрасно отполированное увеличительное стекло.
- Вы для чего используете увеличилку? - с интересом спросил он, - разглядываете через нее печень?
- Нет, - ответил жрец, - через эти камни мы наблюдаем за планетами. Они рассказывают нам о судьбе царя и всего, о чем мы попросим.
- Это же прообраз телескопа, - догадался Тошка.
Но его уже никто не слушал. Все жрецы распростерлись на полу и, протянув руки к Леньке, смотрели на него с надеждой.
- Что случилось? - занервничал он.
- Стражник сказал, что ты можешь вернуть нам луну, - произнес один из них, - ты действительно можешь?
- Легко, - усмехнулся Ленька, - вы покажете мне висячий сад, а я выпущу из моего волшебного камня вашу луну.
- Идем, - сразу же согласился жрец, - туда простых смертных не пускают, но ты бог. Значит тебе можно.
- Я не бог, - поскромничал Ленька, - я его посланник. Сегодня мы посмотрим висячие сады, к вечеру мы отправимся на небо, и уже этой ночью появится краюшек луны.
- Мы можем посмотреть на сад из башни, - сказал жрец, - или ты хочешь пройтись? Тогда я прикажу, чтобы раб нес над тобой зонт.
- Может, не стоит туда тащиться по жаре? - засомневался Тошка, - отсюда все прекрасно видно.
- Пожалуй, ты прав, - согласился Ленька, - отсюда обзор, как с Эйфелевой башни в Париже.
- Я не понял не одного слова из того, что ты сказал, - с уважением глядя на Леньку, произнес жрец, - что прикажешь делать?
- Расскажи нам про сад Семирамиды, а дальше будет видно.
- Я не знаю, кто такая Семирамида, - удивился жрец, - этот сад построил великий царь Навуходоносор для царицы Амитис. Он сделал ей этот подарок, чтобы она была счастлива.
- Да, я знаю, она из Междуречья. Там много зелени, а у вас здесь сплошная пустыня.
- Вавилон-врата богов, - возразил жрец, - ты сам знаешь это.
Ленька важно кивнул головой и посмотрел в широкую щель в стене храма. Сквозь нее открывался вид на дивный сад.
- Ничего там не висит, - пробормотал Тошка, - там просто семь террас.
- Это ошибочный перевод, - сразу же откликнулся Ленька, - они не висят, а нависают. Я дома именно такую модель сделаю. Смотри, в пустыне растут пальмы и маслины, а в саду настоящий дендрарий. Прямо буйство растений.
- Откуда столько разных растений? - спросил Тошка.
- Царь приказал привозить их со всего света. Цветы, кусты и деревья аккуратно выкапывают, сажают в кадки и привозят сюда. А потом ими занимаются садовники.
- Здорово! - восхитился Ленька, - вода только в Евфрате. Но я вижу в саду маленькие водопады. Там свой источник воды?
- К сожалению, единственный источник воды для города только река. Видишь огромное колесо с длинными оглоблями? - спросил жрец.
- Да, - подтвердил Ленька, - а за каждую оглоблю держаться по десять человек в набедренных повязках, а один все время кого-то из них бьет кнутом. Зачем он это делает?
- Это рабы, - безразличным голосом пояснил жрец, - а те, кто ленится получают мгновенное наказание, колесо должно вертеться беспрерывно. Оно поднимает вверх огромные глиняные кувшины с водой, которые опрокидываются наверху, и вода орошает сад.
- Смотрите, один упал, - закричал Тошка, - от того, что надсмотрщик его бьет, он вряд ли встанет.
- Правильно, - подтвердил жрец, - его сейчас заменят.
Он еще не успел закончить фразу, как три раба бросились к упавшему. Двое оттащили мужчину в сторону, а третий занял его место.
- Правильнее было бы использовать электронасос, - предложил Ленька.
- Я не понял, что ты предложил, - смутился жрец.
- Я и сам не понял, - усмехнулся Ленька, - вы об этом даже не слышали. Почему вода не проникает через пол? Кирпич, из которого сделаны арки и огромные вазы должны пропускать воду.
- Везде дно выстлано свинцовыми плитами, - пояснил жрец, - вода не проходит сквозь них.
- Понятно, - кивнул Ленька, - а чего вы не используете эмаль? Я видел, что стены покрыты голубой эмалью. Она тоже не пропускает воду. Это было бы дешевле.
- И свинец, и эмаль добывают или варят рабы. Их труд ничего не стоит. Поэтому сделали так, чтобы было проще и быстрее. Этим занимаются инженеры. Они граждане Вавилона.
Ленька сделал несколько снимков и заметил, что к ним приближается жрец, одежда которого отличалась от одежды остальных жрецов.
- Посланник богов, - произнес он скрипучим голосом, - тебе пора пообщаться с богами и попросить их о том, чтобы они вернули луну.
- Да-да, конечно, - сразу же сообразил Ленька, - мы должны уйти в комнату, в которой имеется открытая дорога к богам.
- Но туда может заходить только верховный жрец, - возразил сопровождавший их жрец.
- Ты смеешь мне возражать? - грозным голосом произнес Ленька и, направив на него фотоаппарат, щелкнул два раза.
Вспышки в полутьме комнаты озарили все углы, и жрец бухнулся на колени.
- Встань, выйди и запри за собой дверь, - приказал Ленька, - сегодня ночью появится серп луны. И тогда я выпущу из волшебного камня ваши души.
- Я не знаю этого жреца, - зашептал провожатый, стоя на коленях, - он не может сопровождать посланников богов. Я сейчас прикажу, чтобы его сбросили с башни.
- Если ты сейчас не уйдешь отсюда и не закроешь дверь, то я прикажу, чтобы тебя сбросили с башни, - зарычал Ленька.
- Прости меня за дерзость, - вкрадчиво произнес жрец, - когда прикажешь прийти за тобой.
- За нами не надо приходить, - властным движением руки остановил его Ленька, - как только появится краюшек луны, мы втроем улетим к богам. Все. Больше не мешай мне.
Жрец, стоя на коленях, почтительно поклонился и пополз к дверям. Только в дверях он медленно поднялся, приложил палец ко рту, показывая столпившимся с другой стороны, чтобы они не проронили не звука, и закрыл дверь.
- Молодец, - похвалил Леньку Домовой, складывая пальцами магические знаки.
В следующее мгновение вся троица оказалась в Ленькиной квартире. Хлопнула входная дверь, и в комнату вошла мама.
- Ну, выдумщики, - весело сказала она, - теперь, где вы побывали?
Она с недоумением смотрела на противоположную стену, где, как ей показалось разошлись и снова сошлись обои. С удивлением обратила внимание на пыльные ботинки Тошки.
- Мы посетили Вавилон и сады Семирамиды.
- Одно из семи чудес света, - уточнила мама, - ну и как там?
- Смотри, - обиделся Ленька, - ты не веришь, а я даже все сфотографировал.
Он включил фотоаппарат, но никаких снимков там не оказалось.
- Да что же это такое? - чуть ни заплакал от досады Ленька, - вон Тошка может подтвердить, что я фотографировал.
- Наверное, все стерлось, когда мы пересекали временное пространство, - предположил Тошка.
- Возможно, - с самым серьезным видом согласилась мама, - мне помнится, что древний грек Геродот написал, что один пророк сказал:
«Земля Вавилона станет пустыней, и никто не будет жить там от человека до скота».
- Видимо, пророчество сбылось, и фотографировать там нечего.
- Но мы только что там были, - продолжал настаивать на своем Ленька.
- Были, так были, - вздохнула мама, - очень хорошо, что вы интересуетесь историей и играете в такие игры. Но, как говорится, вернемся на грешную землю. Уже время обеда. Мойте руки и садитесь за стол. А ты, Антон, пойди в прихожую и сними грязную обувь.
Михаил Ханин.
Комментарии