ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ. ЧАСТЬ 4.
Ожидание и реальность.
Каково истинное положение дел с майскими указами можно понять благодаря усилиям центра ОНФ «Народная экспертиза». На прошлой неделе в нем представили интерактивную карту исполнения поручений Путина по регионам и стране в целом, составленную по итогам опросов более 16 тысяч экспертов. Изучив ее, оптимизма у вас вряд ли прибавится.
«Мы подтвердили целесообразность снятия с контроля только по 24 поручениям (вместо 154 у правительства! – примечание автора), то есть на сегодня выполнено около 15 % майских указов. Остальные поручения в той или иной степени не выполнены», - пояснил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов.
Примечательно, что даже по наиболее успешным направлениям, где граждане отметили позитивные перемены, работа не доведена до конца. Так, в актив чиновников можно занести предоставление государственных и муниципальных услуг в режиме одного окна, повышение доступности дошкольного образования, также есть прогресс в расселении граждан из ветхого и аварийного жилья. Например, по словам Александра Бречалова, практически все регионы отчитались о стопроцентном выполнении поручения по доступности дошкольного образования, но почти везде существует проблема переполненности групп. Вот одна из типичных историй, приведенных на сайте «Народной экспертизы»:
«Жительница города Пермь смогла получить место в детском саду только после обращения в суд, так как мест в детских садах на самом деле не хватает. Суд обязал органы местного самоуправления предоставить место, но на этом трудности для мамы не закончились. Устроив ребенка в детский сад, выяснилось, что ее ребенок - 38-ой в группе, что на детей не хватает шкафчиков, кроватей, посадочных мест для приема пищи и занятий. В связи с этим ее ребенок не будет обеспечен ни собственным спальным местом, ни местом за обеденным столом. Более того, площадь игровой комнаты группы, в которую определили ребенка, составляла только 44,2 квадратных метров, что согласно законодательству позволяет разместить в группе только 22 ребенка. То есть норматив превышен почти в 2 раза».
Та же история и с расселением из аварийного жилья. По итогам 2015 года по России исполнение годового целевого показателя составило 87 %, тем не менее, 12 регионов выполнили план менее чем на 50 %.
«Бывает такое, что построили, сдали, приняли, но жить там невозможно по разным причинам», - отмечает Александр Бречалов.
Стоит ли снимать с контроля хотя бы эти, самые выполняемые, казалось бы, поручения? Очевидно, наше правительство уже это сделало, и, накладывать вето на его решение никто не собирается. Если же оценить реализацию других важнейших майских указов, на душе станет совсем плохо. Так, президент требовал увеличить долю инвестиций в ВВП до 25 % к 2015 году и до 27 % - к 2018-му. По данным Росстата, этот показатель в прошлом году недотягивал до 21 %, причем продолжал снижаться. Что касается повышения зарплат бюджетникам, на бумаге они, быть может, и росли, но с учетом уровня инфляции покупательская способность граждан откатилась на несколько лет назад, так что вряд ли кто-то заметил это повышение. Кроме того, если в одном месте прибавили, в другом обязательно убрали стимулирующие надбавки, добавили ставку и так далее. Потому реальное материальное положение школьных учителей, преподавателей ВУЗов и врачей в настоящее время значительно ухудшилось. Оставленные без федеральных денег регионы во имя исполнения майских указов и благостных отчетов были вынуждены пойти на крайние меры - массовые сокращения врачей, педагогов, а также оптимизацию - реорганизацию (читай - закрытие) социально значимых учреждений.
«Было заявлено о росте заработной платы врачей до 47,9 тысяч рублей в месяц в среднем по стране. Но эта цифра включает все переработки и высокую заработную плату руководителей лечебных учреждений, которая в ряде регионов доходит до 1 - 1,5 миллионов рублей в месяц. На деле же, согласно результатам опросов ОНФ, у 70 % врачей оплата труда не превышает 20 - 25 тысяч рублей в месяц», - рассказывает эксперт ОНФ Гузель Улумбекова.
И так - где ни копни, чего уж говорить про мега-проект по созданию в стране 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Начинание, конечно, прекрасное, но оно никак не вяжется с последней «горячей линией» президента с народом, где одной из основных тем стали многомесячные задержки зарплаты на предприятиях.
Мастера отчетности.
Но наши чиновники - ребята не промах, по изворотливости и способности создавать видимость грандиозной работы, им нет равных в мире. Существует множество способов подогнать показатели под требуемые параметры в майских указах, причем очень похоже, что делается это на федеральном уровне и абсолютно сознательно. Если нужно нарисовать повышение зарплат бюджетников - нет проблем, нарисуем. Для этого в конце 2015 года среднюю зарплату в отдельно взятом российском регионе решили рассчитывать по новой методике:
«Центр сравнил опубликованные 15 апреля 2016 года данные о средних зарплатах в субъектах, рассчитанные по новой методике, с данными о средних зарплатах в регионах по состоянию на третий квартал 2015 года (то есть, рассчитанными по старой методике) и выявил, что во всех 85 регионах уровень средней зарплаты, рассчитанный по новой методике ниже, чем рассчитанный по старой. В среднем по России данный показатель снизился на 7 %. Таким образом, показатель отношения зарплаты конкретной категории бюджетных работников к средней зарплате в субъекте (а именно на основании данного показателя оценивается степень исполнения указа) окажется завышенным на 7 %», - отмечают в «Народной экспертизе».
Есть и иные варианты выслужиться перед главой государства: в Росстате могут внезапно начать по-иному понимать формулировки из майских указов, вроде «высокопроизводительные рабочие места», или составлять огромный перечень ведомств, согласующих итоговые данные. Об иных, более жестких подтасовках, при которых страдают бюджетные соцработники и население, уже писалось выше.
Печальные пророчества.
По-видимому, исполнители майских указов решили перестраховаться на случай выведения на чистую воду. Иначе как объяснить, что, несмотря на радужную статистику от правительства в конце прошлой недели мы услышали несколько откровенно пессимистических заявлений.
«Указы рискуют быть невыполненными по многим показателям. Так, недостижим плановый показатель по производительности труда и отношения объема инвестиций в основной капитал к объему ВВП. Не удалось достичь целевых показателей по оплате труда. Средняя зарплата воспитателей детских садов должна была в 2015 году составлять 94,4 % от средней по региону, средняя зарплата учителей - 100 %, а преподавателей средних специальных учебных заведений - 85 %. Однако эти показатели так, и не достигнуты. То же касается и уровня зарплат медицинского персонала и социальных работников, показателей по снижению смертности, доступности детских садов. Кроме того, усиливается риск не достижения показателя «создание и модернизация 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году», - отметила председатель Счетной палаты Татьяна Голикова.
«Конечно, к 2018 - 2020 годам экономика скорее не сможет обеспечить рост реальных заработных плат бюджетников в полтора раза по отношению к 2011 году», - сказал министр труда и соцзащиты Максим Топилин.
А президент при этом как будто подчеркнуто игнорирует слова своих министров и счетоводов и словно не видит, в каких экономических реалиях мы сейчас находимся, продолжая требовать безусловного исполнения в срок всех своих поручений:
«Четыре года назад мы взяли на себя большую ответственность перед гражданами и должны работать без ссылок на сложности и внешние ограничения», - подчеркивает Владимир Путин.
Саботаж или пиар-акция?
Объяснять текущую ситуацию с майскими указами президента можно двояко. Первый вариант - вся эта история с поручениями, охватывающими ключевые, самые проблемные сферы жизнедеятельности России - была просто хорошим пред- и пост-выборным пиар-ходом, отвечать за который вполне мог Владислав Сурков (кстати, до мая 2013 года он занимал должность зампредседателя правительства и как раз отслеживал работу по майским указам). Но тогда выходит, что этот пиар-ход ныне принял титанический масштаб: спустя четыре года от него никто не отказывается, тысячи общественников из ОНФ и других организаций призваны следить за его выполнением, президент постоянно собирает совещания, возвращаясь к уровню выполнения его поручений. При всем желании, сложно воспринимать эти страсти по майским указам как срежиссированный спектакль, в котором все или большинство участников - отличные актеры. Тогда остается второй вариант - президент верил и продолжает верить в реальность исполнения своих поручений, команда наверняка неоднократно убеждала его в этом, вот только исполнители с самого начала решили их саботировать. И здесь мы возвращаемся к ключевому вопросу - к вопросу суверенитета нашей экономики. Уже в год подписания указов у российского бюджета были серьезные проблемы с их исполнением, хотя экономическая ситуация в целом была вполне благоприятной. А далее начался самый откровенный либерально-гайдаровский саботаж со стороны финансового блока правительства и ЦБ и наша экономика начала переходить в стагнацию, плавно переходя в рецессию. После событий 2014 года и последующего падения цен на нефть мы окончательно «достигли дна», но ведь всего этого вполне можно было избежать. У объективных аналитиков не было никаких сомнений еще в 2013 году - коллектив Медведева – Улюкаева - Силуанова - Набиуллиной продолжит вести страну прежним курсом - прямо на рифы. И невыполнение майских указов (а это вскоре станет очевидным всем и каждому) - базиса избирательной кампании победившего президента - исходя из всяческой логики и здравого смысла, должно-таки будет стать приговором для нынешнего правительства. Каким именно и когда? Это решать только самому Владимиру Путину, в конституционных полномочиях которого, напомним, при всей мнимой бесправности все же имеется возможность в любой момент разогнать незадачливый кабинет Министров.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Игорь Сибиряк.
Комментарии