ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ. ЧАСТЬ 3.
В полдень 20 апреля 1972 года, поездом Хабаровск-Москва, сержант Назаров Игнат выехал в поощрительный отпуск срочной службы, в далёкую, малоизвестную ему новую вторую Родину, Белоруссию. Радость его быстро перешла в горечь сознания, что дома лежит парализованная мама. Это случилось полгода назад, в ноябре месяце. Она сидела у окошка на кухне квартиры пятого этажа, смотрела вдаль, поджидая без вести пропавшего среднего сына Бориса. Год назад, он взял последние отцовские деньги, доехал до железнодорожного вокзала, сел на поезд в сторону города Ставрополь, но туда не доехал, по дороге, видимо, был кем-то сброшен с поезда. Так констатировала милиция. Поиски ни к чему не привели. Ему исполнилось всего 37 лет, когда случилась эта трагедия, которая наложила отпечаток на всю нашу семью. С тех пор мама не находила себе места. Соседка, Людмила Павловна Кротова, рассказывала сёстрам Игната, Наде и Ларисе, что ваша мама фактически не спала, сон пропал и не возвращался до паралича, так она переживала горечь утраты любимого сына. Дети, как могли, оберегали маму, её спокойное состояние, утешали надежной на лучшее, что может быть, Борис найдётся. Но когда прошёл год, остановить мамину печаль уже было невозможно. И самое страшное случилось - инсульт привел к обездвижению и потере речи. Маму положили поперёк комнаты, чтобы она видела кухню и всех приходящих домочадцев. Людей узнавала и кивала головой. Игнат приехал ночью на такси с вокзала, чтобы скорее увидеть маму. При виде его она заулыбалась, взяла его за руку, прижала к себе, Игнат еле сдержал слёзы. Весь май семья Сергея, и Игнат прожили рядом с мамой. В последних числах мая Игнату надо было возвращаться в часть дослуживать последний год. Расставание с мамой прошло мучительно и тяжело. Все понимали, что это прощание навсегда. Сергей посадил Игната в поезд, со слезами на глазах обоих братьев. Последний год службы пролетел быстро, Игната досрочно демобилизовали из Армии, как отличника боевой и политической подготовки, в мае месяце. В день с девятого на десятое мая он заступил дежурным по роте. В два часа ночи дневальный подозвал Игната к своему посту и передал запись телефонограммы, в которой говорилось, что четверых военнослужащих роты, откомандировать десятого мая к одиннадцати часам в штаб бригады для торжественных проводов дамой, после завершения срока службы как проявивших себя высоко дисциплинированных, отличников Советской Армии. К утру, вся рота знала, кто едет домой в первую очередь. На разводе, в торжественной обстановке, командир командного пункта, подполковник Вильбой зачитал эту телефонограмму, пожал отъезжающим руку, пожелал счастливой дороги. Всех переполняло чувство радости и гордости за свой выполненный воинский долг. Трое возвращались домой на Урал, только Игнат ехал в Белоруссию. Пока он учился в техникуме, родители переехали жить сюда, по приглашению старшей дочери Надежды, живущей здесь с 1964 года. В то время, Первый Секретарь ЦК КПСС Белоруссии, Пётр Миронович Машеров, привёл хозяйство республики в образцовое состояние, уровень жизни был очень высок, многие съезжались сюда со всего Советского Союза. В продовольственных магазинах находилось изобилие продуктов высокого качества.
Когда Игнат сюда приехал, ещё застал «зачатки Коммунизма», а в 1975 году начался массовый отток продовольствия в Москву и Ленинград, по указанию Правительства СССР. «Коммунизм» здесь стал умирать и сворачиваться. К перестройке прилавки оказались пустыми. К девяностым годам начался дикий капитализм. Страна покатилась к полному развалу. Жить стало страшно тяжело, без уверенности в завтрашнем дне. Появилась боязнь за будущую судьбу своих детей, резко сократилась рождаемость, возросла смертность от голодной жизни и недоедания безработных людей, людей лишённых права на труд и достойное жизнеобеспечение.
С большими трудностями и лишениями, на разных работах, где платили регулярно, Игнат Савельевич дотянул до пенсии. Ему хватило месяца отдыха, чтобы потом задуматься, как дальше жить, чем заниматься? По состоянию здоровья заниматься дачей не представлялось возможным, оформил на неё дарственную старшей дочери Ульяне с семьёй. Решил освоить Интернет, заняться поиском своих знакомых и друзей по школе и техникуму. Предвидя свою возможную занятость по выходу на пенсию, в пятьдесят шесть лет с отличием окончил заочные курсы журналистики в Европейской школе корреспондентского образования ЕШКО. Это сыграло решающую и определяющую роль дальнейшего занятия любимым делом по выходе на пенсию.
После месяца упорной учёбы за компьютером, Игнат Савельевич решил посмотреть, а что там на его малой Родине, посёлке Заводоуспенское, Тугулымского округа, Свердловской области происходит, что его ждёт, если надумает поехать навестить места детства и юности? То, что он увидел, ввергло его в совершенное отчаяние. От Успенской бумажной фабрики остались только две вытяжных трубы от тепловой энергетической станции. Ни цехов, ни административного здания ничего не осталось. Всё растащено по кирпичику до основания. Так прошлись девяностые годы дикого капитализма по уральской земле.
Игнату Савельевичу захотелось узнать - после банкротства фабрики прошло двадцать лет с 1993 года, но до настоящего времени не построено градообразующее предприятие, способное обеспечить занятость местного населения, создать условия для нормального жизнеобеспечения. В чём дело? Куда смотрит местное самоуправление? Начался длительный период поиска истины, изнурительной переписки с властью имущими на всех уровнях управления жизнью глубинки.
Удалось узнать главное - Тугулымский городской округ не вошёл в перспективную программу развития Урала «Уральская деревня 2013 – 2030 годы», а раз так, то не поступают средства из Госбюджета на развитие. Округ не вошёл в программу развития по причине отсутствия софинансирования, то есть на тот момент у него не было средств вложения в осуществление перспективной программы развития. Круг замкнулся, выхода из данного тупика пока нет. Кто, когда хватится разгрести этот завал в экономике округа, остаётся только желать скорейшего исправления случившегося, а пока Игнат Савельевич продолжал писать просительные письма о помощи посёлку Заводоуспенское в обеспечении достойного жизнеобеспечения - в Правительство Свердловской области, Губернатору области, Региональное Министерство по Уралу, Правительству РФ. В адрес отправителя приходили сообщения, что Ваше письмо направлено по существу обращения туда-то, тому-то. Эта канитель продолжалось четыре года, а реальной помощи ни от кого не поступало. Тогда Игнат Савельевич решил обратиться с личным письмом к Президенту РФ. Вот текст этого обращения:
«Уважаемый Владимир Владимирович!
На протяжении 4-х лет я пытаюсь помочь выжить поселку Заводоуспенское, Тугулымского округа, Свердловской области. После банкротства Успенской бумажной фабрики в 1993 году, полного её разграбления до основания, выбрасывания рабочих на улицу без средств существования, прошло 23 года. Там до сих пор не построено никакого градообразующего предприятия, нет занятости местного населения, продолжается отток молодёжи, в посёлке остаются престарелые родители. С 4-х тысяч человек, проживающих ранее, в бытность работы бумажной фабрики, осталось влачить жалкое существование 1 260 человек. За этот период, на Урале разработана и внедрена нашумевшая на весь белый свет, программа на длительную перспективу развития «Уральская деревня – 2013 - 2030 годы». Но поселок Заводоуспенское, который варварски пострадал в 1990-е годы, почему-то оказался не включенный в эту Программу. Он просто оказался выброшенный второй раз за борт нормального жизнеобеспечения и существования местного населения. Спрашивается, что это за наплевательское отношение к судьбе посёлка, его жителей. Кто ответственен за это беззаконие и бездействие по существу своих прямых обязанностей местной и региональной властей. Правительство Свердловской области уверяло меня, что разберутся и примут должные меры для исправления положения в поселке и, обеспечения достойной жизни местного населения. Но до сих пор ничего не делается, а мне приходят только отписки от высоких инстанций и ничего более. До каких пор это будет продолжаться?
С уважением, пенсионер, ветеран труда, Назаров Игнат Савельевич».
Ответ пришёл от Правительства Свердловской области, в котором опять содержаться увещевания, что они разберутся и наведут должный порядок. Прошёл ещё один год борьбы за выживание посёлка Заводоуспенкое, а воз и ныне там. Круг замкнулся, обращаться выше некуда, народ попросту оказался брошен на произвол судьбы, он не нужен никакой Власти, ни местной, ни центральной - общероссийской, всё пущено на самотёк. Тысяча сельских населённых территорий исчезает в год с лица земли некогда великой России, ну и бог с ними, пусть исчезают, мы и так проживём. Интересно, до каких пор, эта тенденция вымирания будет продолжаться, когда кругом городов пустыня будет? К этому всё и идёт. Только ближе к выборам Власти вспоминают о своём народе, опять обещая манну небесную.
Так, что же происходит с поручениями Президента местным властям в их самоуправлении конкретно на местах, вдали от Кремля? Давайте потихоньку, не спеша разберёмся. На минувшей неделе, то есть с 10.04.17 по 14.04.17 год одной из самых обсуждаемых тем в СМИ была реализация майских указов Владимира Путина (218 поручений, подписанных президентом России 7 мая 2012 года, в день инаугурации). По общему благожелательному тону совещания Путина с ответственными лицами из кабинета Министров, а также по позитивным правительственным отчетам можно сделать вывод, что с исполнением майских указов у нас полный порядок. Но эксперты Общероссийского народного фронта, главой которого, к слову, является сам президент, приводят иные факты. Комментарии россиян из разных регионов дополняют эту весьма противоречивую картину. «Колокол России» сделал попытку разобраться в реальном положении вещей и определить ответственных за происходящее:
Беспроигрышный президентский проект.
Майские указы укладываются в 11 программных документов Путина, подтверждающих серьезность его намерений изменить жизнь в стране к лучшему. По степени проработанности и широте охвата разных сфер жизнедеятельности государства они практически не вызывают нареканий. Надо думать, что указы писались профессионалами из команды президента. Это ключ к решению самых болезненных и злободневных проблем России, касающихся экономики, социальной политики, образования и науки, здравоохранения, оборонки, национальной политики, ЖКХ, демографии.
По большому счету, правительству и Госдуме достаточно было сделать эти положения основной повесткой - и не надо от них никаких мудреных законопроектов, инновационных реформ и прочей самодеятельности, которая по традиции выходит народу боком. Лишь бы они не вредили выполнению директив, за которые национальному лидеру предстоит держать ответ непосредственно перед своими избирателями. Не случайно ведь подавляющее большинство требуемых количественных показателей, согласно документам, должно быть достигнуто к 2018 году, то есть к завершению текущего президентского срока.
И вот четыре года спустя правительство Дмитрия Медведева порадовало президента и нас с вами очередным оглушительным успехом - по словам министров, ныне выполнено около 70 % от общего числа поручений и 88 % от числа поручений, которые должны быть реализованы к настоящему времени. На основании собственных красивых графиков и циферок к 30 апрелю 2016 года наши труженики-чиновники сняли с контроля 154 майских поручения из 218-ти.
В ответ на это президент справедливо заметил, что «некоторые его поручения и указы выполняются исключительно формально», а позитивные оценки работе чиновников можно будет давать только тогда, когда люди по всей территории России почувствуют, что качество жизни реально улучшилось. Если кто-то ожидал от Путина резкой критики своих министров и требований добросовестно выполнять его указы, то этого не случилось. Теперь интересно, каким образом президент будет прислушиваться к народному контролю, когда вердикт чиновников однозначен - к 70 % поручений они больше никогда не вернутся. Единственной эффективной обратной связью тут видятся доклады и форумы специалистов ОНФ, о позиции которого мы поговорим чуть позже.
Проблемы возникли не вдруг.
А пока несколько слов о том, какие рифы поджидали майские указы с самого момента их появления - это очень важно для полного понимания ситуации. Осенью 2012 года правительство Медведева представило проект бюджета на следующую трехлетку, который не позволял в полной мере выполнить поручения Путина. Тогда президент отреагировал достаточно жестко - большинство шишек досталось экс-главе с Министром регионального развития Олегу Говоруну, в октябре того же года он был отправлен в отставку.
В 2013 году глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что выполнить поручения президента совершенно нереально, так как для этого требуется рост ВВП более 5 % в год. Здесь уже критики в адрес правительства от первого лица было значительно меньше, зато получили по полной и даже потеряли должности ряд губернаторов.
В апреле 2014 года инициативная группа депутатов Госдумы приурочила к плановому отчету премьер-министра свою законодательную инициативу, предлагающую установить уголовную ответственность чиновников за неисполнение указов и распоряжений президента. Парламентарии мотивировали это тем, что исполнительность правительством поручений Путина застыла на отметке 15 %, а по майским указам она тогда (внимание) и вовсе была на нуле. Авторы предлагали установить за бездействие и саботаж ответственных лиц штраф от 2 до 3 миллионов рублей с невозможностью в течение срока до трех лет работать на государственной службе. Показательно, что данный законопроект регулярно отвергается по формальным юридическим причинам уже в первом чтении - последний раз это произошло в январе 2016 года.
Помимо попустительства министров, безусловно, сказалось на торможении майских указов и падение цен на нефть. Напомним, что создавались они, когда баррель стоил 110 долларов, и мало кто мог предсказать критическое падение котировок в самое ближайшее время. Наша офшорно-сырьевая модель экономики, привязанная к доллару и зарубежным кредиторам, ожидаемо получила серьезную пробоину в период украино-российского конфликта и санкций Запада, ну а далее либеральная команда Центробанка продолжила планомерно топить корабль по имени Россия.
Как следствие, в конце 2014 года Счетная палата в своем докладе отмечала: регионы с каждым годом получают все меньше средств из федерального центра на выполнение майских указов. И главы регионов в последнюю очередь виноваты в том, что объем недофинансирования из Москвы в 2014 году вырос вдвое по сравнению с предыдущим годом. Ряд финансовых экспертов тогда указывали на накопление регионами долгов по выполнению социальных обязательств в сумме порядка 2 триллионов рублей. Понятно, что майские указы еще больше усугубили их положение и вынудили выкручиваться ради хорошей статистики - далеко не всегда красивыми и законными методами.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Игорь Сибиряк.
Комментарии
P.S.
Дорогой Валерий, обратили ли Вы внимание, что многие тамошние форумчане как-то не додумались, что вся экономика на территории славянства рушится? Они всё ещё думают, что случится чудо. Даже если избирают со страшной силой ЕР в ГосДуму и Путина в президенты.