ДЕРЕВНЯ ФЕДЯШЕВО.
Последние помещики сельца Федяшево.
Алексей Михайлович Челищев.
Был богатым помещиком и хорошим хозяином. Он имел доходные земли в Тульской и Тамбовской губерниях. Его отец, М. Н. Челищев, тайный советник, гофмейстер, был женат на Екатерине Алексеевне, урожденной Хомяковой, которая надолго пережила своего мужа, была очень богата и отличалась многочисленными причудами. Так, она однажды подарила (сестре моего отца) Кате Челищевой кобылу с жеребенком и велела кучеру ввести их по лестнице в залу на втором этаже господского дома. Младшие сестры получили в подарок овцу с ягненком и наседку с цыплятами. После женитьбы Алексей Михайлович отказался от светского образа жизни, а Челищевы поселись в Федяшево. Это была большая дружная семья: два брата и четыре сестры. Дом постоянно посещали родственники, знакомые, соседи. Когда дети пошли в гимназию, на зиму надо было переезжать в Москву. После скоропостижной смерти Алексея Михайловича все заботы о семье и делах легли на плечи его жены, Ольги Алексеевны Челищевой.
Ольга Алексеевна Челищева.
Ольга Алексеевна Челищева (урожденная Хомякова) была дочерью Алексея Степановича Хомякова, славянофила и поэта, и Е. М. Языковой, сестры поэта Е. М. Языкова. Хомяковы были в тесном родстве с Киреевскими. Она рано потеряла родителей. Опекуном ее стал старший брат Дмитрий Алексеевич Хомяков. Он принимал активное участие в воспитании и устройстве многочисленных сестер и брата Николая, который стал впоследствии председателем 3-ей Государственной Думы. Мария Алексеевна Челищева, вышла замуж за графа Николая Алексеевича Бобринского, ставшего известным зоологом. Екатерина Алексеевна Челищева (родилась 11.06.1884 году). В июле 1936 года находилась в Каркалинске. Прошла через джезказганские лагеря и ссылку и уже никогда не выбралась из опостылевшей Караганды, где и скончалась.
«У меня была полукровка Красотка, у Кати – Петунья, а у Анечки – Барс. Мы любили ездить в дамском седле. Скакали вперегонки» - (Из воспоминаний Марии Алексеевны Челищевой).
Анна (1888 год – 9.12.1923 год). Во время I-ой мировой войны закончила курсы сестер милосердия и служила в 45-м отряде Красного Креста, затем вышла замуж за М. Стахова, соседа по Федяшеву.
Быков Дмитрий Григорьевич.
Работал он на Ревякинском металлопрокатном заводе (РМЗ), а после окончания техникума работал в Федяшевском совхозе заведующим гаражами (все машины были под его руководством). В Москве он закончил ремесленное училище и работал на авиаремонтном заводе. Получив диплом, он получил право преподавать работу на станках: ребята Федяшевской школы внимательно у него учились обрабатывать детали на станках: сначала это были изделия из дерева, а потом разнообразные детали из металла, в том числе, подсвечники. Он был одиноким, жены у него не было. Вообще, говоря, он был видным, авторитетным человеком, принципиальным, но старорежимным. Возможно, поэтому его некоторые недолюбливали. Он был требовательным не только к себе, но и к окружающим людям. Хорошо знал историю деревни (сельца) Федяшево. Умер он в 2010 году. Его отец, Григорий Антонович, работал садовником у барыни Челищевой, а при советской власти – председателем колхоза. Затем он был репрессирован, а после отбытия 10-летнего срока ссылки возвратился в деревню Федяшево. Был краеведом по деревне Федяшево.
Любовь Ивановна Колганова.
Работает заведующей читальным залом Ясногорской районной библиотеки. Она многое знает о бывшей Федяшевской усадьбе, ее помещиках. Показывала мне рисунки усадьбы и ее строений. Кстати, она рассказала мне, что в деревне Федяшев, недалеко от парка дворянской усадьбы Гартунгов был ипподром, широко известный не только в Федяшево, но и далеко за ее пределами. На нем федяшевский помещик Леонид Николаевич Гартунг устраивал скачки лошадей. Конечно, с тех пор (1860-е годы) вид ипподрома уже претерпел изменения, но место его расположения, а также большая часть его площадей сохранились.
Александр Георгиевич Гавриков.
Шла война (ВОВ), мне было 7 лет. В деревне, где я жил (деревня Моховое Куркинский район Тульской области) немцы выгнали все население деревни +33в поле, чтобы сжечь саму деревню, а могли бы просто расстрелять (я считаю, что немцы, все-таки, поступили с нами гуманно). Деревня было на месте Куликова поля. Помню, что в деревне осталось только 2 дома (сырые, холодные). Вот туда все жители и набились, так, что спали, считай, друг на друге. Отец, помню, накрыл нас соломой и листами кровельного железа (крыши-то сгорели, а стены еще остались), вот так и спали под дождем. Я начал учиться в деревне Моховое, а продолжал учебу в средней школе за 30 километров от Мохового. В 1963 году переехал в деревню Федяшево. В 1964 году поступил в Тульский педагогический институт. (Он находится на Менделеевской улице, в Туле). Со второго курса учебы в институте уже начал работать в Фуниковской школе преподавателем истории. Так, в течение сорока с лишним лет работал в школе: сначала в Фуниковской, а с 1974 года в Федяшево, сначала школа там была девятилетней, а потом преобразована в среднюю. Работал, вплоть до 2007 года, получив в награду за труды сначала ревматизм, потом инфаркт. Вся наша жизнь - есть наш подвиг!
Кириллицев Иван Иванович.
Кириллицев Иван Иванович (1942 года рождения). До службы в армии я работал в Федяшевском колхозе (его называли колхоз «Крепость»), затем - на РМЗ (Ревякинском Металлопрокатном заводе), затем служил в армии (в Красноярске). После армии работал в Москве (на ВДНХ). Его жена, Галина Викентьевна Кириллицева (Селезнева) работала в Федяшево заведующей клубом, а с 1980 года – почтальоном. Его дед, Кириллицев Иван Иванович (1901 – 1980 годов) работал в Федяшевском колхозе, был бригадиром полеводов. Под его началом были конюшня и коровники. Он руководил заготовкой кормов для скота и отвечал за всю уборочную страду, то есть, по - существу, был заместителем председателя колхоза. Тогда в деревне Федяшево было: 90 коров, 100 свиней, около 80 голов овец (а ее пастбища тянулись вплоть до деревни Барыбино). Его бабушка, Наталья Гавриловна (1902 - 1984 годов). Работала при усадьбе барыни О. А.Челищевой (поденщицей), а затем - по нарядам колхоза. В доме, который находился рядом с домом И. И. Кириллицева, жили белошвейки, которые работали при усадьбе барыни Ольги и ее дочери Марии Челищевых. Барыня давала им лоскутки тканей, из которых швеи шили себе и другим девушкам наряды. Отношения с окрестными крестьянами были у дворян Челищевых вполне добрососедскими. Дружба с прислугой, жившей в федяшевском доме, сохранялась на всю жизнь. По свидетельству Леоновой Надежды Ивановны, барыня, Мария Алексеевна Челищева (в замужестве Бобринская) очень любила гулять по федяшевскому парку. Когда тетя Маша привезла меня в Федяшево (уже после войны) в деревне ее еще помнили и встречали возгласами:
«Молодая барыня приехала».
Бывшую усадьбу занимало правление совхоза. На месте цветника, прямо перед фасадом, выходящим в парк, стоял уродливый блок котельной с высокой железной трубой. Мы погуляли по парку. Я искупался в пруду. Тетя Маша грустно молчала. Потом начала читать стихи отца и заплакала. «Больше я никогда не видел ее плачущей», - вспоминает Николай Федорович Челищев. Надежда Ивановна вспоминает что, в федяшевском парке был каскад из трех прудов, воды которых, вытекая из большого пруда, впадали в речку Федяшевку. На ней была мельница, на которой работал мельник Александр. Он был женат на любимой горничной Челищевых – Ольге. Специально для нее барыня Челищева построила двухэтажный кирпичный дом, который сохранился до сих пор. Сейчас в нем живет Александр Авчухов. В заключение, приведу стихи Федора Алексеевича Челищева, которые так любила Мария Алексеевна Челищева (Бобринская):
Уж гости осени, крикливые дрозды,
Слетаются в наш сад шумящими стадами,
А клены за прудом над зеркалом воды,
Еще красуются последними листами.
С утра – туман и тишина, и целый день капель,
Под липами в саду и с крыши возле дома.
Вдруг – солнце. Вырвалось в лазоревую щель,
Оно нам шлет привет улыбкою знакомой,
С ленивой ласкою лучами шевельнет,
И по всему в ответ улыбка промелькнет.
Но лишь на миг один, туманы поднялись,
И к небу в тишину объятья простирая,
Там чьи-то образы качнулись и слились,
Опять на миг, родясь и в тот же миг растая.
И полусвет царит до вечера. Но вот,
Задумчив и лучист, уж он в окно глядеться,
Неслышной поступью по комнатам пройдет,
И вдруг их тишина, ожив, зашевелиться,
Виденьями полна, мерцает и дрожит,
И с дремлющей душой,
чуть внятно говорит.
(1908 год, Федяшево).
Ты помнишь дни грозы и непогоды,
Когда дышали гневом небеса,
И лишь на миг покоя и свободы,
Сияла нам приветная краса?
Но в этот миг как полно и спокойно,
Дышала грудь! Как верилось легко!
Как пелось упоительно и стройно!
В твоих глазах сиял привет лучистый,
Моей души прекрасная звезда.
И было в ней безоблачно и чисто,
Как в небе час вечерний. И когда,
Теперь опять ревет и свищет буря,
И ночь, и смерть глядят в мои глаза,
Храню я в сердце тайный миг лазури,
Когда не знает доступа гроза.
Я духом бодр. Пускай грохочут волны.
Ключом живым в груди отвага бьет.
И знаю я – того, чем сердце полно.
Ни буря, ни пучина не возьмет.
(1909 год, Федяшево).
В настоящее время в деревне Федяшево 8 улиц, а население более 2 000 человек.
ДОРОГА В ДЕРЕВНЮ ФЕДЯШЕВО.
Анатолий Луковкин.
Комментарии